Музыкально-театрализованная деятельность как средство нравственно-эстетического развития детей с ЗПР и ЗРР

Лариса Ерофеева
Музыкально-театрализованная деятельность как средство нравственно-эстетического развития детей с ЗПР и ЗРР

Концепция профессиональной деятельности

Ерофеевой Ларисы Владимировны

Музыкального руководителя

ГБДОУ детский сад №25 компенсирующего вида

Петродворцового района Санкт – Петербурга

«Музыкально – театрализованная деятельность, как средство нравственно – эстетического развития детей с задержкой психического и речевого развития».

«В театре любые мы роли исполним

Зло и добро различим без труда.

Здесь мы узнаем и с детства запомним-

В сказке добро побеждает всегда.

Н. Хорина

Театр, близок детям, понятен и доступен. Дети готовы смотреть всё, что им покажут. Счастливые улыбки и радостные лица малышей после спектакля убедительно свидетельствуют, что дети очень любят этот вид искусства. Он привлекает их своей яркостью, красочностью и динамикой.

Малыши очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию. Воспринимают окружающий мир целостно, не всегда замечая детали, образно – эмоционально, познавая разнообразные жизненные явления через игру, театрализацию.

Театр – это волшебный мир, в котором ребёнок радуется, играя, а играя, познаёт окружающий мир. Важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

«Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место», - утверждал психолог и педагог, академик Б. М. Теплов.

Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации. Преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Совсем маленькие дети, не умеющие говорить, с необыкновенной лёгкостью заменяют слова мимикой и жестами. Особенно интересные пластические образы возникают под влиянием музыки. Различные по характеру и настроениям музыкальные произведения стимулируют фантазию ребёнка, развивают творческие способности. Благодаря музыке ребёнок способен увидеть прекрасное не только в окружающем мире, но и в самом себе.

Мною собрана большая фонотека: «Наедине с природой», «Голоса животных и птиц», «Из чего родилась музыка», «Музыка нового поколения», «Классика – детям.» и т. д. Звуковой дизайн синтезатора создаёт уют и оригинальность в постановке спектаклей.

Главная задача в моей работе – создать творческую атмосферу, раскрыть возможности и особенности детей, помочь им понять красоту звуков окружающих их, разнообразие красок мира, научить верить в себя.

Стараюсь тщательно подбирать репертуар, неожиданность, сюрпризность делают занятия интересными, непохожими друг на друга, помогают детям переживать различные ситуации и самостоятельно выходить из них, учат общаться, сопереживать, сочувствовать, развивают и активизируют ребят.

Составленные мною сценарии представляют собой небольшие спектакли, в основе которых лежит сюжетная линия, объединяющая действующих персонажей и весь музыкальный и игровой материал в одно целое. В процессе разучивания соблюдаю следующие принципы:

- следование природе ребёнка, его темпераменту, характеру;

- заинтересованность, новизна, сюрпризность;

- обучение через игру;

- импровизация;

- радость успеха;

- подбор доступного и интересного материала;

- воспитание гармоничной личности, умеющей видеть прекрасное в жизни и

людях.

В ходе подготовки к спектаклю я стараюсь соблюдать несколько основных правил:

- не перегружать детей;

- не навязывать своего мнения;

- не позволять одним детям вмешиваться в действия других;

- предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях,

не распределяя их среди наиболее способных.

При соблюдении этих основных условий дети будут ждать каждое занятие с нетерпением, работать с желанием и радостью.

Из многообразия средств выразительности особое внимание уделяю:

- в младшей группе формировать у детей простейшие образно – выразительные умения (уметь имитировать характерные движения сказочных животных).

- в средней группе обучать элементам художественно – образных выразительных средств (интонации, мимике, пантомиме).

- в старшей группе совершенствовать художественно – образные исполнительские умения.

- в подготовительной группе развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий.

Важным в своей работе считаю следующие критерии:

- создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной

деятельности;

- поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощённо держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации.

- приобщать детей к театральной культуре, знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров;

- обеспечивать взаимосвязь в едином педагогическим процессе;

- создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.

Союз педагогов и родителей будет способствовать интеллектуальному, эмоциональному, нравственно – эстетическому развитию детей.

Я убеждена, что музыка и театр в детском саду научат ребёнка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародят стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе.

Публикации по теме:

Мини-музей «Оригами» как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Позвольте представить Вашему вниманию, презентацию на тему «МИНИ-МУЗЕЙ «ОРИГАМИ» КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

Самоанализ работы Вопросы для самоанализа музыкального руководителя ДОУ. 1. Проведите анализ условий для организации музыкально-ритмической деятельности и.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Профессии и труд
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Музыкально-театрализованная деятельность как средство нравственно-эстетического развития детей с ЗПР и ЗРР
Опубликовано: 28 сентября 2013 в 17:36
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Масленица (фотоотчет)
Широкая масленица – сырная неделя! Широкая Масленица – Сырная неделя! Ты пришла нарядная к нам Весну встречать. Печь блины и развлекаться будем...
Фотоотчет «Спортивные достижения моих воспитанников».
Доброго дня коллеги! Хочу поделиться с вами моей гордостью и радостью! Моя воспитанница, Малеева Дашенька, посещает наш детский сад со 2 младшей группы. По...
Картотека Гимнастика после сна
Картотека гимнастика после сна 1. "Потягивание" И. п. лежа на спине, руки вдоль туловище. На вдохе потянуться двумя руками вверх, пяточки двух ног вперед;...
Фотоотчёт праздника «Русские богатыри»
Фотоотчёт праздника "Русские богатыри" В этом году в старших группах мы проводили праздник, посвящённый Дню защитника Отечества, в форме сказочного...
Статья «Установление психологичечкого контакта с детьми младшего дошкольного возраста»
УСТАНОВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНТАКТА С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Казакова Е. Н. В этой статье описывается важность установления психологического...