Музыкальное занятие для детей подготовительной группы «Пастушьи наигрыши»

Марина Горбатенкова
Музыкальное занятие для детей подготовительной группы «Пастушьи наигрыши»

Цель занятия: Познакомить с музыкальными инструментами, на которых играли русские пастухи; познакомить с особенностями сигнальных наигрышей пастухов.

Задачи:

• научить основным приёмам игры на пастушьей барабанке;

• развивать умение ориентироваться в пространстве;

• добиваться согласованности при пении в ансамбле; согласованно действовать в игре, хороводе;

• способствовать творческим проявлениям детей.

Оснащение: музыкальные инструменты (пастушья барабанка, рожок); мягкие игрушки (коровы, волк); карточки с изображением коровы и волка; аудиозапись звучания пастушьего рожка; иллюстрация «Пастушок играет на рожке».

Музыкальный материал: хоровод «Пастушок», музыкальная игра «Пастушок».

Используемая литература: Рытов «Русские музыкальные инструменты», Науменко «Рассказы о русских народных музыкальных инструментах»

Содержание занятия:

Звучит мелодия русской народной песни «Пастушок», в зал входят дети в русских костюмах, в руках мягкие игрушки - коровы.

М. р. : Здравствуйте, ребята, посмотрите, что вы видите вокруг?

Дети: Русская изба, лес, поляна.

М. р. : Где мы с вами оказались?

Дети: В деревне.

М. р. : Ребята я предлагаю ваших коров отнести на нашу лужайку.

Посмотрите на эту иллюстрацию. Что здесь изображено?

Дети: Мальчик, который играет на дудочке, вокруг него коровы, овцы.

М. р. : Как вы думаете, зачем у мальчика в руках дудочка?

Дети: Чтобы его слышали коровы.

М. р. : А зачем его должны слышать коровы?

Дети: Чтобы не потеряться.

М. р. : А кто знает, как называют человека, который следит за коровами, чтобы они не потерялись?

Дети: Пастух.

М. р. : Молодцы! Рано утром, забирая с каждого двора коров, пастух, не торопясь, вел стадо на пастбище – на поле или зеленую лужайку с вкусной и питательной травой, охранял от нападения волков и медведей, а вечером сытых и нагулявшихся животных приводил обратно к хозяевам.

Ребята, посмотрите, у меня в руках музыкальный инструмент. Как он называется?

Дети: Дудочка.

М. р. : Я даю вам подержать его в руках. Как вы думаете, из чего сделан этот инструмент?

Дети: Из дерева.

(Если дети не сказали, что из рога.)

М. р. : (обращаю внимание детей на ту часть инструмента, которая сделана из рога) А посмотрите внимательно, на что похожа эта часть нашей дудочки?

Дети: Эта часть дудочки похожа на рог коровы,

М. р. : Молодцы, правильно! Поэтому этот инструмент называется РОЖОК. Послушайте, как он звучит.

Рожечный наигрыш (аудиозапись)

М. р. : Понравилась вам эта музыка? Как звучит рожок?

Дети: Громко, звучно.

М. р. : Звучание рожка очень громкое, сильное и одновременно мягкое, «бархатное», с удивительной красотой. Для чего?

Дети: Чтобы коровы слышали пастуха и далеко не уходили от стада.

М. р. : Правильно, ребята! На широких, необозримых просторах нашей родины с незапамятных времён звучат пастушеские наигрыши на рожках. На полях и лугах короткими сигналами – зовами пастухи – рожечники сманивают скотину. Сгонные наигрыши особенно хорошо слышны по утренней росе, возле леса или реки.

М. р. : Дети, отгадайте музыкальную загадку.

Педагог исполняет вступление к хороводу «Пастушок».

Дети называют.

М. р. : Вспомните, пожалуйста, как вы должны двигаться под эту музыку?

Дети: Хороводным шагом, не спеша, двигаться вправо, потом влево.

М. р. : А что ещё вы должны делать?

Дети: Слушать музыку, петь напевно.

М. р. : Молодцы, ребята! Итак, раз, два, три, четыре, пять, все в кругу должны стоять! А ваша воспитательница (имя, отчество) будет пастухом.

Русская народная песня «Пастушок»

Дети водят хоровод и поют песню, воспитатель имитирует игру на рожке, по окончании садятся на стульчики, воспитатель остается на лужайке – она, по-прежнему, играет роль пастуха, берет в руки пастушью барабанку.

М. р. : Дети, я хочу познакомить вас с ещё одним музыкальным инструментом, но сначала отгадайте загадку.

Серовато, зубовато,

По полям рыщет,

Коров, телят ищет.

Кто это? (Дети отвечают: волк. Педагог показывает мягкую игрушку волка.) Волк решил утащить одну из мирно пасущихся коров, а потом съесть. Но не дремлет пастух. Он увидел этого волка и заиграл сигнал опасности, на который к пастуху быстро-быстро сбежались все коровы. А когда они вместе, им никакая опасность не страшна.

Воспитатель играет на пастушьей барабанке сигнал опасности (быстрый, отрывистый, частый ритм).

М. р. : Скажите, на что похож этот сигнал?

Дети: Этот сигнал тревоги, опасности, потому что пастух стучит очень быстро, отрывисто и громко.

М. р. : Хорошо! (к воспитателю) Имя, отчество___, можно теперь мне сыграть свой сигнал опасности, ведь его можно сыграть и в другом ритме, главное, чтобы он был быстрый, частый и громкий. (Педагог играет свой сигнал опасности.) Ребята, мой сигнал похож на сигнал опасности?

Дети: Да, потому что он громкий, частый, тревожный.

М. р. : А вы хотите придумать свой сигнал опасности?

Дети: Да.

М. р. : Тогда, чтобы никому не было обидно, я предлагаю вам вот из этого мешочка всем достать карточки, у кого на карточке будет изображение волка, тот и будет придумывать свой сигнал опасности, а тем детям, кому попадутся карточки с изображением коровы, я дам другое задание чуть позже.

Дети берут карточки, несколько детей, у кого карточки с изображением волка, по-очереди играют на барабанке свой ритм.

М. р. : Молодцы, вы очень старались. (Обращается к другой группе детей) Как вы считаете, ребята справились с этим заданием?

Дети: Да.

М. р. : Испугался волк и ни с чем ушёл обратно в лес. После того, как угроза миновала, пастух заиграл сигнал отмены опасности.

Воспитатель играет на пастушьей барабанке сигнал отмены опасности. (спокойный, ровный ритм)

М. р. : Этот сигнал похож на предыдущий?

Дети: Нет, он спокойный, медленный.

М. р. : Сейчас я прошу тех детей, которые из мешочка достали карточки с изображением коровы, придумать свой сигнал отмены опасности. Вы помните, что он должен быть более ровный, спокойный, медленный.

Дети по-очереди выстукивают свой ритм.

М. р.: Молодцы, мне очень понравилось, как вы стучали. А вам, ребята. (К детям 1-й подгруппы.) Как вы считаете, наши коровы успокоились?

Дети: Да!

М. р. : Скажите, а как бы вы назвали этот инструмент.

Дети называют свои варианты.

М. р. : Какой похожий инструмент вы знаете?

Дети: Барабан.

М. р. : Только не по мембране, у барабана, а по тонкой деревянной доске. Этот инструмент называется пастушья барабанка.

Ребята, скажу вам по секрету, сегодня мы с вами можем на несколько минут очутиться в настоящей деревне, где пастух пасет коров, а в лесу прячется настоящий волк. Согласны? (Дети: Да.) Тогда выберем с помощью считалки пастушка и волка, остальные дети будут изображать коров. Раз, два, три, четыре, пять, все в кругу должны стоять! (Дети встали в круг, по считалке выбираются пастух и волк.) послушайте внимательно задание: коровы мирно пасутся на лугу, пастух внимательно следит за коровами и, если он заметит, что где-то рядом ходит волк, то он играет на пастушьей барабанке сигнал опасности. Коровы должны быстро подбежать к пастуху. Волк убегает обратно в лес. Пастух выстукивает сигнал отмены опасности.

Игра «Пастушок»

Дети садятся на стульчики.

М. р. : Какие молодцы! Вам понравилось наше путешествие в русскую деревню? (Дети: Да.) А что вам понравилось больше всего? (Ответы детей.) Ребята, как вы думаете, зачем пастушку нужны рожок и пастушья барабанка? (Дети: Зазывать коров, чтобы они не потерялись и чтобы их не съел волк) А чем важна работа пастуха? (Дети: Пастух пасет коров.) А зачем нам нужны коровы? (Дети: Коровы дают молоко.) А вы любите молоко? (Дети: Да.) Тогда закройте глаза и не подглядывайте. (Внести сюрприз: йогурты, поставить их рядом с игрушками - коровами.) Дети открывайте глаза! Вот вам и угощение – очень полезное и вкусное! Что мы должны сказать нашим коровам? (Дети: Спасиб

Музыкальное занятие для детей подготовительной группы «Пастушьи наигрыши»

) На этом наше занятие закончилось. До свидания, ребята!

Публикации по теме:

ННОД по музыке «К нам пришёл колобок» во 2 младшей группе Цель: способствовать развитию у детей эмоциональной отзывчивости на музыку. Задачи: Образовательные: учить детей начинать движение с началом.

Конспект занятия по образовательной области физическая культура в старшей группе. Тема: «Забавы Зимушки - зимы». Цель: Формировать интерес к зимним видам спорта. Задачи: - познакомить детей с имитационной ходьбой лыжника;.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Музыкальное занятие для детей подготовительной группы «Пастушьи наигрыши»
Опубликовано: 23 июля 2013 в 10:03
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт по рисованию поролоновыми тычками в средней группе «Волшебница осень»
Фото отчёт «Рисование поролоновыми тычками в средней группе «Волшебница осень» Доброго времени суток уважаемые коллеги! Хочется представить вам фото отчёт...
Конспект занятия по конструированию из бумаги с детьми старшего дошкольного возраста...
Цель: освоение первичных навыков моделирования, приобретение начальных представлений о правилах комбинаторики, развитие пространственных представлений,...
Фотоотчет совместной выставки работ родителей и детей «Покровская ярмарка — поделки...
Уж ты, батюшка Покров, Защити наш дом и кров От беды-ненастья, непогоды-горести, Отсыпь нам счастья-радости полные горсти! Уж мы тебя рады каждый год...
Фотоотчет детского творчества «Осенняя палитра сентября»
Фото отчет детского творчества «Осенняя палитра сентября»! Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Мне кажется, что никто не написал об осени лучше...
«Октябринка — феечка-дождинка». Экологическая сказки. Гл.11
А вот и новая глава! Я учла пожелания коллег. Теперь феечка Октябринка более развернуто отвечает на Дашины вопросы. После прочтения главы можно поговорить с...