Музыкальное занятие «Русские народные музыкальные инструменты»

Галина Макарова
Музыкальное занятие «Русские народные музыкальные инструменты»

МУЗЫКАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ

ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

Тема: «Русские народные музыкальные инструменты»

Цель занятия: Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников путем знакомства с русскими народными музыкальными инструментами.

Задачи:

Образовательные:

1. Расширить знания детей о русской народной музыке, познакомить с её жанрами: походная, хороводная, плясовая.

2. Познакомить детей с историей возникновения русских народных инструментов.

3. Закрепить умение составлять схемы ритмических рисунков и проигрывать их.

Обогащение и активизация словаря: песня походная, хороводная, плясовая; гусли, рожок, свирель.

Развивающие:

1. Развивать познавательный интерес к истории родного города.

2. Побуждать к выражению собственного отношения к красоте родного города.

Воспитательные:

1. Воспитывать чувства любви и уважения к своему народу, к своей родине.

Демонстрационный материал: мультимедийная презентация «Русские народные инструменты», фланелеграф, ритмические карточки.

Методы и приемы: рассказ воспитателя с опорой на наглядность, объяснение значения новых незнакомых детям слов.

Предварительная работа: Рассказ о возникновении русской народной музыки. Обучение составлению схем ритмических рисунков.

Ход занятия:

(Звучит русская народная походная песня. Дети входят в зал, садятся на стулья перед интерактивной доской, на которой изображён слайд – русские народные узоры. Ребят встречает музыкальный руководитель в русском народном костюме).

- Здравствуйте, друзья мои. Я очень рада вас видеть. (Дети здороваются)

Но мы с вами на музыкальном занятии, поэтому давайте пропоём своё приветствие. (Ребята импровизируют)

На прошлом занятии мы говорили о народной музыке. Напомните, пожалуйста, как она появилась. (Повторение пройденного материала)

Вы вошли в зал под русскую народную песню. Какой характер был у неё? Что под неё удобно делать? (Ответы детей)

Эта песня - походная. В стародавние времена русские люди шли с этой песней в поход, на войну. А вы обратили внимание, игрой на каких инструментах сопровождалось пение? (ответы детей)

Это русские народные инструменты. Именно о них я хочу вам рассказать сегодня. Посмотрите, какая красивая шкатулка у меня в руках. Но что же это, шкатулка пустая! Куда же пропали все инструменты?

(Звучит русская народная хороводная песня)

Вы слышите музыку? Это русская хороводная песня. Под неё девушки водили хороводы, показывали в танце свою красоту. Какой характер у этой песни? (Ответы детей)

Послушайте, как плавно, нежно льётся мелодия. Но что за музыканты играют так красиво на русских народных инструментах? А может это наши утерянные музыкальные инструменты? Куда же ведёт нас песня? Давайте пойдём на её зов. (Музыкальный руководитель заводит с детьми хоровод. Дети двигаются по кругу, змейкой, по диагонали, подходят к стульям, садятся на свои места. На экране появляется слайд с изображением леса. Звучат птичьи трели).

Ребята, мы оказались в лесу. А вы знаете, что именно здесь родина народных инструментов? Ведь человек всегда старался подражать звукам природы.

Посмотрите, на акации висят сухие плоды (слайд с изображением, они качаются на ветру, шуршат семенами (звук). Услышали люди этот звук и придумали музыкальный инструмент. Как вы думаете, какой? (Ответы детей) (На экране появляется слайд с изображением русской погремушки) Погремушка – шумовой инструмент. Как вы думаете почему? (Ответы детей)

Подул сильный ветер, ветви деревьев стали биться, тереться друг о друга (слайд с изображением ветвей и звук). Услышал кто-то этот треск и смастерил музыкальный инструмент, в котором дощечки так же трутся и ударяются друг о друга. Какой? (Ответы детей) (Слайд с изображением русской трещотки). Трещотка тоже шумовой инструмент.

А вот дятел стучит по сосне (слайд с изображением дятла и звук). Какой инструмент может передать такой стук? (Ответы детей) (Слайд с изображением деревянных ложек). Почему ложки относятся к ударным инструментам? (Ответы детей)

На поляну вышел охотник с луком в руках. (Слайд с изображением) Натянул он тетиву, отпустил. И тетива запела, зазвенела. (Звук) «А ведь можно натянуть тетиву разной толщины на дощечку и играть на ней музыку», - догадался охотник. Какие инструменты могли у него получиться? (Ответы детей) (Слайд с изображением русской балалайки и гуслей). Это струнные щипковые инструменты. Почему у них такое странное название? (Ответы детей)

Мы вышли на берег реки (слайд). Слышите, ветер гудит в надломленных полых стеблях камыша (Звук). Если срезать этот стебелёк и подуть в него, какой получится музыкальный инструмент? (Ответы детей) (Появляется слайд с изображением свирели и рожка) Как вы считаете, почему свирель и рожок относятся к духовым инструментам? (Ответы детей)

Как хорошо, что в старину люди умели вслушиваться в звуки природы. Они подарили нам такие удивительные музыкальные инструменты. А раз их придумали и смастерили русские люди, русский народ, то и назвали эти инструменты русскими народными.

Прислушайтесь! (Звучит русская плясовая) Это русская народная плясовая музыка. Ноги так и просятся в пляс! Выходите, детвора. Передайте своим танцем всю яркость, весь огонь русской плясовой. (Дети импровизируют танец, садятся на стулья.)

Посмотрите, на лесной полянке муравьи играют на наших народных инструментах! (Дети смотрят отрывок из мультфильма «Русские потешки» 1969г) Какие инструменты вы узнаёте? (Ответы детей)

Давайте и мы сыграем вместе с лесными музыкантами. Только сначала хочу вам напомнить, что музыкальные звуки бывают длинными (мы называем их «та») и короткими («ти»). Звуки «та» мы сегодня изобразим большими ромашками, а коротенькие «ти» - маленькими колокольчиками. Кто хочет выложить на фланелеграфе ритмический рисунок из цветов, прочесть и проиграть его?

(Дети выкладывают ритмические рисунки и проигрывают их на деревянных ложках)

Вы видите изображение трёх ритмических рисунков (Появляется слайд с изображением ромашек и колокольчиков). Давайте первый из них прохлопаем, второй протопаем, третий проговорим. (Дети выполняют задание).

Сейчас мы споём знакомую нам песню «Как у наших у ворот», а во время проигрышей будем играть на инструментах эти ритмические рисунки.

Но сначала «разбудим» наши голоса. Нарисуем волшебными «звуковыми красками» небо (дети тянут высокий звук, землю (тянут низкий звук, поросший цветами холм (восходящее и нисходящее движение голоса). В небе светит солнышко («рисуют» голосом круг) и идёт грибной дождик (отрывистые звуки разной высоты). Подул ветерок и поднял на реке волны («качают» звук). Молодцы, какую замечательную картину нарисовали ваши голоса!

Возьмите музыкальные инструменты (Музыкальный руководитель раздаёт деревянные ложки и погремушки). Вы будете петь и играть, а я дирижировать. (Исполняется песня «Как у наших у ворот»).

Как звонко, как весело «поют» русские народные инструменты! (Слайд с изображением русских народных инструментов) Звучание гуслей, рожка, деревянных ложек – это музыка русской души. С этими инструментами мы обязательно встретимся на следующих занятиях. А сейчас нам пора прощаться. До новых встреч, друзья!

(Презентация к занятию выложена в моих файлах - архив. папка "Русские народные музыкальные инструменты")

Публикации по теме:

Музыкальные инструменты, основные их виды. Занятие «Музыкальные инструменты, основные их виды»Цель: познакомить с музыкальными инструментами. Ход занятияВход под музыку: А. Стоянов.

Музыкальный руководительМузыкальный руководитель Дитятьева Наталия Алексеевна,  музыкальный руководитель МКДОУ №85 города Кирова. Грамотный, творческий, инициативный педагог. Осуществляет.

Библиотека изображений:
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Музыка, музыкальные инструменты
Автор публикации:
Музыкальное занятие «Русские народные музыкальные инструменты»
Опубликовано: 6 апреля 2012 в 19:24
+7
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс. «Снегири прилетели». Коллективная работа по рисованию.
Мастер - класс. "Снегири прилетели". Коллективная работа по рисованию. Добрый день, уважаемые посетители моей странички. Сегодня я хочу представить...
Конспект ООД по познавательному развитию «Какая бывает посуда» (средняя группа)
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию ( ознакомление с окружающим миром) в группе общеразвивающей направленности...
Ёлочка из шишек
Новогодняя ёлочка из природного материала. Здравствуйте уважаемые коллеги ! На этот раз , предлагаю вашему вниманию , мою новую зимнюю поделку. "...
«В гостях у Деда Мороза». Фото отчёт.
Терем Деда Мороза «Центр Управления Волшебством» располагается в самом центре загородной резиденции «Вотчина Деда Мороза». Его можно увидеть издалека и...
Новогодний праздник в рамках городской Благотворительной акции «Новогодний переполох»
Новогодний праздник для людей с ОВЗ в ОГУ «Комплексный центр социального обслуживания населения ЗАТО Северск», в рамках городской Благотворительной акции...