Музыкальное занятие «Сказка в творчестве Римского-Корсакова»

Галина Коновалова
Музыкальное занятие «Сказка в творчестве Римского-Корсакова»

Музыкальное занятие «Сказка в творчестве Римского-Корсакова»

Цель:

Закрепить знания детей о сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане». ее особенностями (многообразием образов, стихотворной формой и пр.) и музыкой из оперы Н. А. Римского-Корсакова по одноименной сказке. Обогащать музыкальные впечатления детей, знакомить их со сказочными образами музыкальных произведений Римского-Корсакова. Учить детей понимать характер сказочных персонажей, их переживания, эмоциональные состояния (в зависимости от ситуаций, мотивы поступков, особенности взаимоотношений. Познакомить детей с языковыми изобразительными средствами и средствами выразительности, используемыми в сказке и опере.

Воспитывать культуру слушания музыкальной классики. Побуждать высказываться о прослушанной музыке. Выражать полученные от музыки впечатления и эмоции в пластике и рисунке. Закрепить знания детей о музыкальных жанрах (песня, марш, танец).

Предварительная работа:

Чтение сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» и беседа о ней. Обратить внимание на особенности содержания, образность и музыкальность пушкинского стиха. Знакомство с «ключевыми» фрагментами оперы в сюжетной последовательности (кораблик, белка, тридцать три богатыря, полет шмеля, царевна-лебедь). Перед прослушиванием каждого из музыкальных фрагментов детям читали короткий стихотворный отрывок, характеризующий тот или иной сказочный образ. После прослушивания проводилась беседа о характере музыки и средствах ее выразительности. А также дети рассматривали иллюстраций к сказке разных художников (И. Билибина, В. Канашевича, М. Врубеля). Во время рассматривания обращали внимание на цветовую гамму, избранную тем или иным художником для характеристики персонажей и образов сказки: суровые, темные тона в картине моря (И. Билибин «Бочка по морю плывет»); яркие, сочные краски, рисующие город Леденец, сказочных богатырей, волшебную белку (В. Канашевич «Город Леденец», «Тридцать три богатыря», «Белка»); перламутровые тона царевны-лебеди (М. Врубель «Царевна-Лебедь»). После знакомства с отрывками из оперы и сказкой детям предложили нарисовать понравившиеся моменты сказки и оформить выставку работ на тему «Сказка о царе Салтане».

Зал оформлен в виде русской избы. Три девочки в русских сарафанах сидят на скамейке и поют песню «Ходила младешенька по борочку».

Дети входят в зал, рассаживаются на стульчики.

Воспитатель: Три девицы под окном.

Пряли поздно вечерком

1 девица: Кабы я была царица,-

Воспитатель: Говорит одна девица-

1 девица: То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир.

2 девица: Кабы я была царица,-

Воспитатель: Говорит ее сестрица,-

2 девица: То на весь бы мир одна

Наткала я полотна.

3 девица: Кабы я была царица,-

Воспитатель: Третья молвила сестрица,-

3 девица: Я б для батюшки – царя

Родила богатыря.

Воспитатель: Ребята вы узнали сказку? Как она называется? («Сказка о царе Салтане») Кто написал эту сказку? (А. С. Пушкин) Какие еще вы знаете сказки А. С. Пушкина? («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» и т. д.) Музыка тоже может рассказывать сказки, но не словами, а звуками – ласковыми, добрыми, тревожными, таинственными, если проследить, как меняется окраска музыки, ее настроения то становится понятным, о чем говорится в сказке. Какую музыкальную сказку мы с вами слушали?

(«Сказка о царе Салтане») Как по-другому она называется?(опера) Что такое опера? (музыкальный спектакль где люди поют)

Муз. Руководитель: Сегодня мы еще раз вспомним оперу «Сказка о царе Салтане», которую сочинил великий русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков. Он создал не только эту оперу, а также оперы по сказкам «Снегурочка», «Золотой петушок», «Кощей бессмертный», «Шехерезада» и другие. Римский-Корсаков наиболее яркий сказочник среди всех русских композиторов. Но давайте вернемся к опере «Сказка о царе Салтане». В сказочном волшебном городе было три чуда. Первое из них? (Белка) Помните, как у Пушкина, расскажи….

Ель растет перед дворцом

А под ней хрустальный дом,

Белка там живет ручная,

Да затейница, какая!

Белка песенки поет.

Да орешки все грызет.

Изумрудец вынимает.

А скорлупку собирает,

Кучки равные кладет.

И с присвисточкой поет.

При честном при всем народе:

Во саду ли в огороде.

(Дети слушают музыку «Белочки»)

Муз. Руководитель: Какая ребята по характеру музыка? (звонкая, светлая, хрупкая, прозрачная, веселая) В этой музыке композитор рассказал не о том, как белочка прыгает с ветки на ветку, а о том, как она поет. Ребята вы песенку белочки узнали? Давайте ее споем?

Песня «Во саду ли в огороде»

Воспитатель: Какие движения можно показать под эту музыку? Предлагаю девочкам показать, какие движения белочка исполняла?

(Девочкам раздаются платочки, и они импровизируют под музыку)

Муз. Руководитель: Второе чудо - это тридцать три богатыря во главе с дядькой Черномором. Это храбрые витязи, защитники волшебного города.

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Разольется в шумном беге,

И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря,

Все красавцы удалые,

Великаны молодые,

Все равны, как на подбор,

С ними дядька Черномор.

(Дети слушают музыку «Тридцать три богатыря»)

Муз. Руководитель: Что вы слышите? (композитор передает в музыке шум морского прибоя) Море вскипает, бушует, плещет и постепенно из него появляются богатыри. Какая музыка? (мужественная, торжественная, сильная, храбрая, яркая) Богатыри постепенно выходят из моря, они сильные и мужественные защитники города.

Воспитатель: Какими красками изображают художники богатырей? (желтыми, золотыми, яркими, блестящими) Они идут из моря строем, как будто маршируют. Музыка у богатырей похожа на марш. А что такое марш? (музыка, под которую хорошо шагать) А у белочки музыка похожа?

(на песню) Какие еще музыкальные жанры вы знаете? (танец) Сколько всего музыкальных жанров? (три: песня, марш, танец)

Игра: «Узнай музыкальный жанр и покажи его движениями»

Муз. Руководитель: Ребята, а какое самое яркое чудо в волшебном городе? (Царевна-Лебедь) Правильно, самая прекрасная Царевна-Лебедь.

За морем царевна есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днем свет Божий затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выступает, будто пава:

А как речь-то говорит;

Словно реченька – журчит.

Муз. Руководитель: Царевна эта необычная, волшебная. Это и человек и птица, лебедь. Лебедь это удивительно красивая и грациозная птица, и музыка её тоже грациозная, изящная, сказочная.

(Дети слушают музыку «Царевна-Лебедь»)

Муз. Руководитель: Какая ребята музыка по характеру? (плавная, красивая, напевная, мягкая, ласковая) Музыка похожа на взмахи крыльев сказочной птицы: она то взлетает вверх, то падает вниз. (Музыкальный руководитель играет отрывок на фортепиано) А когда эта птица лебедь превращается в прекрасную девушку, её музыка становится ещё более ласковой, теплой и человечной.

Воспитатель: Ребята посмотрите, как по-разному увидели Царевну-Лебедь художники. (Показывает слайд картины М. Врубеля «Царевна-Лебедь») Обратите внимание на переливчатость цвета, на то, как появляется из перьев лицо Царевны, как она на наших глазах превращается из птицы в девушку. Кто написал эту картину? (М. Врубель) А художник В. Канашевич очень точно рисует Царевну, как написал Пушкин: Месяц под косой горит, а во лбу звезда горит.

Муз. Руководитель: Ребята давайте еще раз вспомним музыку Римского-Корсакова и картины разных художников

[/i](Детям предлагается прослушать отрывки из оперы и слайды картин)[/i]

Муз. Руководитель: Теперь, когда вы вспомнили сказку и послушали отрывки из оперы «Сказка о царе Салтане». Скажите, что вам больше всего понравилось? Какой эпизод сказки вам запомнился? Какой из персонажей вам показался наиболее ярким? Какая музыка его сопровождала? Хотели бы вы прослушать сказку в концертном зале с «живой» музыкой, то есть с настоящим симфоническим оркестром и оперными певцами, артистами?

Воспитатель: Ребята оформили выставку по сказке.

(Воспитатель предлагает детям рассказать о своем рисунке)

Муз. Руководитель: Ребята мы сегодня хорошо поработали. Теперь вы узнали, что музыка, картины и сказки вместе могут рассказать много интересного. Спасибо всем кто оформил выставку по сказке. Пусть гости посмотрят ваши рисунки, а мы пойдем в группу.

Публикации по теме:

Мнемотаблицы: «Сказки А. С. Пушкина»Мнемотаблицы: «Сказки А. С. Пушкина» Закрепляя представления о тврчестве великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина мы слелали такие мнемотаблицы, помогающие вспомнить.

Сказка в музыке А. К. Лядова «Кикимора» Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе. Гуторова Людмила Алексеевна, Игнатова Елена Петровна Тема: Сказка в музыке А. К.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Музыкальное занятие «Сказка в творчестве Римского-Корсакова»
Опубликовано: 12 августа 2012 в 16:10
+8
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...
Тематическое планирование в подготовительной группе (сентябрь — декабрь)
Месяц События, праздники, традиции Тема недели Формы организации образовательной деятельности Сентябрь – 1 неделя «День знаний» «Встречи друзей после...
Сценарий осеннего утренника для средней группы
Дети входят в зал с осенними листьями, обходят один круг и становятся полукругом. Ведущий: Птички улетели, Листья пожелтели, Дни теперь короче,...
Проект на тему «Формирование познавательного интереса к исследовательской...
Уважаемые коллеги! В период активизации простудных заболеваний, я провожу с детьми весь комплекс закаливающих мероприятий. Также дети с большим удовольствием...
Итоговое комплексное занятие в старшей группе «Путешествие на необитаемый остров»
«Путешествие на необитаемый остров». Конспект итогового занятия за первый квартал в старшей группе. Цель: Формировать познавательный интерес к природе....