Фольклорное музыкальное занятие «В Ефремов день не ленись, Хозяину поклонись!»

елена кузьменко
Фольклорное музыкальное занятие «В Ефремов день не ленись, Хозяину поклонись!»

Музыкальное занятие

«В Ефремов день не ленись, Хозяину поклонись

Цель: Обогащение мировосприятия детей красотой и лиризмом народной песни и русскими народными традициями.

Задачи:

Музыкальные: развивать внутренний музыкальный слух, эмоциональную отзывчивость на музыку, учить различать средства музыкальной выразительности, закреплять навыки игры на шумовых инструментах, познакомить с русской народной хороводной песней, народной присказкой.

Коррекционные: развивать творческие способности детей посредством двигательной импровизации, развивать координацию движений и чувство метро-ритма, активизировать артикуляционную моторику.

Воспитательные: воспитывать любовь к народным традициям, развивать навыки коммуникации, познакомить с народной традицией (Ефремов день).

Программное содержание: закреплять знания о жанрах с акцентом на жанр «песня», обогащать музыкальные знания о песнях, накапливать музыкальный опыт посредством закрепления знакомого материала в сочетании с различными видами музыкальной деятельности, формировать у детей способность к музыкально-двигательной импровизации, развивать метро-ритмический слух, воспитывать интерес к народным обычаям и традициям.

Материалы и оборудование: платочки с вышивкой, угощение для Хозяина, вышитые рубашки, рушник, клубочки, аудиозапись р. н. п. «Во поле берёза стояла», письмо.

Ход занятия:

Дети, одетые в русские народные наряды, входят в зал, здороваются с гостями.

М. р: Давайте и я с вами поздороваюсь (поёт) «Здравствуйте, ребята!»

Дети:(поют): Здравствуйте!

М. Р: (подходит) А вы, я смотрю, приняли моё приглашение отравиться в нашу горницу – вон как красиво нарядились. Ну что ж, пора отправляться в путь, дорога-то неблизкая. А вы помните, в какие времена в домах были горницы?

Дети: В давние, в старину, в древней Руси.

М. Р: Да, и поэтому приготовьтесь к путешествию во времени. Дорогу вы знаете, не раз туда хаживали, а, значит, беритесь за руки и в путь!

ПЕРЕСТРОЕНИЯ (ходьба «цепочкой», «змейкой», «улиткой», перестроение в круг, в два круга)

Дети входят в горницу и видят беспорядок.

М. р: Ну вот мы и прибыли. Но… Какой беспорядок! Что здесь случилось? Кто же это так набедокурил?

Дети: Наверное, это домовой!

М. Р: Очень может быть! Ведь наши предки верили, что в каждом доме обязательно должен быть домовой. Говорили: «Без домового и дом стоять не будет!» Крестьяне считали его покровителем жилища, называли «хозяином», «хозяюшка-батюшка». Считалось, что живёт он за печкой. Его никто не видел, но иногда он мог появляться в образе животного, например, чёрного мохнатого кота, или маленького человечка со спутанной бородой. Крестьяне верили, что домовой – член семьи и, переезжая, приглашали с собой: сначала в новое жилище запускали кошку, как подарок для домового: «Вот тебе, хозяин, мохнатый зверь на богатый двор!»

Но давайте приберёмся в горнице, хоть домовой и набедокурил, но порядок он любит не меньше нашего. Давайте всё раскладывать и приговаривать: «Хозяюшка-батюшка, пошутил и хватит!» Сначала скажем сердито. Не понравится хозяину наша интонация! Тогда ласково попросим.

Дети раскладывают вещи по местам.

М. р: (помогая) А вы знаете, что в Ефремов день, 19 марта, у домового – день рождения? Его в этот день угощали, задабривали, оставляли горшок каши на печи. Считалось, что в полночь он выходит, кушает и весь год тогда будет добрым к семье. А если не получает подарка, может и разозлиться! Но вообще-то он незлой, заботливый. (дети находят письмо) Письмо? Неужели от Самого? Присаживайтесь,давайте прочтём:«Наконец-то догадались! Обиделся я на вас – совсем забыли Хозяина! Сами приходите, веселитесь, меня не спрашиваете! Но то ладно. А вот с днём рождения меня поздравить забыли! Как- никак 657 лет – вот как долго на свете живу…Раньше бывалоча, годков сто назад, ребятишки меня сказками да прибаутками забавили. А вы совсем забыли дедушку-соседушку. Вот я и решил, коли вы мне не споёте, не спляшете – вовсе разбушуюсь! Вот и весь сказ!»

Вот так дела… Ну что, ребята, порадуем Хозяина? Пусть в горнице звучит музыка! Но какую же музыку мы можем предложить Хозяину горницы? Музыкальных произведений много, и каждое из них относится к какому-либо жанру. Вспомните, какие музыкальные жанры вы знаете?

Дети: Песня, танец, марш.

М. р: А у вас есть своя любимая мелодия? (дети напевают) Все вы напели мелодии песен, и нет ничего удивительного в том, что вы их хорошо запомнили, ведь песня самый близкий и понятный жанр музыкального произведения. Вам, наверное, стало понятно, о каком жанре мы сегодня будем говорить? Да, о песне. Я бы хотела узнать, знаете ли вы, какие бывают виды песен?

Дети: Колыбельные, авторские, русские народные.

М. р: Русские народные песни – весёлые и грустные, быстрые и медленные. Они слагались давным-давно, но живут и поныне. Послушайте мелодию одной русской народной песни, уверена, вы её узнаете.

Слушание:. «Во поле берёза стояла»р. н. п.

Дети: Это песня «Во поле берёза стояла»

М. р: Молодцы! Кто скажет, какой характер у этой песни? Музыка какая?

Дети: Музыка спокойная, нежная, ласковая, напевная.

А почему мы говорим «русская народная»? Кто её автор (народ) Как же сохранялись песни? Ведь крестьяне не знали грамоты и не могли их записывать (пели в семье, за работой, в гостях)

Давайте мы споём для нашего Хозяина русскую народную песню. Но чтобы песня прозвучала, надо настроить голоса, распеться.

Распевка «У кота-воркота» р. н. м.

Упражнения: А теперь настроим артикуляционный аппарат: сделаем остренький язычок и споём стаккато на слог «ля», сделаем рот круглой пещеркой и споём на слог «лё» легато. А теперь покажем ступеньки лесенки, по которой движется мелодия (показывают). Вдох делаем через нос, плечи расправили. А теперь «спрячем» мелодию. Индивидуальное пение.

Пение: Ну что ж, пора нам потешить Хозяина, да завести русскую народную песню «Вдоль деревни течёт речка». Песня посиделочная, а на посиделках что делали? (пряли пряжу, ткали полотно, вышивали, мастерили). Давайте и мы будем вышивать. Доставайте ваши платочки, которые мы уже вышивали и сегодня закончим свою работу и подарим платочки нашему Хозяину (раздаёт платочки), а мальчики будут сматывать пряжу в клубочки и починить трещотку.

. Дети поют и работают.

Ребята, наша песня какая? (ласковая, протяжная, лирическая, грустная). Скажите, а на посиделках весёлые песни пели? И не только песни! А ещё и частушки, и шуточные дразнилки! А вы их знаете? Конечно, мы ведь с вами их сами сочинили. Так давайте споём. А как мы их поём? (напротив друг друга)

ЧАСТУШКИ – ПЕРЕПЕВКИ (мальчики стоят напротив девочек)

Девочка: Мы на фартук вышивали голосистых петухов и совсем не ожидали вот таких вот женихов!

Мальчик: Аня наша – растеряша, брошку вышивала, взяла Вике показать, да и потеряла!

Девочка: А ты, Паша, не ленись, за верёвочку возьмись, делом занимайся, а не улыбайся!

Мальчик: Ты цветочек вышивала и иголку потеряла, воспитатели искали, потихонечку ругали.

Девочка: Раз стежок, два стежок сделаю наискосок. Крестик получается, мама улыбается.

Мальчик: Вышивает у нас Яна очень аккуратно, на её работу всем посмотреть приятно!

М. Р: Рукодельники мои, детки дорогие, не заметила ведь я, что вы уже большие!

Присаживайтесь. А теперь я вам спою ещё одну русскую народную песню. А вы мне расскажете, о чём в ней поётся, и каков её характер. Песня новая, хороводная. Слушайте внимательно.

«Ой, вставала я ранёшенько»

М. р: О чём песня, ребята?

Дети: О медведе, которого просят не трогать коровушку, о хозяйке, которая испугалась медведя.

М. р: Какая она по характеру?

Дети: Весёлая, радостная, смешливая, шутливая.

М. р: Вы заметили, что припев о калине-малине повторяется через каждое двустишие? Припев не связан со смыслом песни и тем самым придаёт ей шутливый, весёлый характер. Повторяем слова.

Разучивание.

Ребята, я что подумала: мы поздравляем нашего Хозяина (домового) с днём рождения, поём для него. Но что-то мы не сделали…забыли.

Дети: Угощенье. Подарки.

М. Р: Конечно же, на печи нет угощенья для домового! А я знаю старинную присказку для такого случая: «Дадим деду кашки полную чашку, хлеба краюшку, мёда кадушку. Ешь, дед, не тащи, больше каши не проси» Давайте запомним (повторяют). А теперь берите угощение, ставьте на печь да на стол, и присказку не забудьте. (Дети ставят тарелку каши на печь, каравай и банку мёда на стол, приговаривая слова.) Угощение поставили. Дело за подарками. Что мы можем подарить домовому, кроме, конечно, наших песен и платочков? (рубашку, полотенце,платочки). Платочки у нас готовы, и рубашки вы уже украшали. Где же у нас в горнице хранятся вещи? (в сундуке,достаём) Настоящая льняная, вышитая рубашка. Эта рубашка – старинная, вышивала её моя бабушка для своего жениха. (достаёт полотенце) Дети, а как вы думаете, у домового семья есть? Жена, дети? Да, жену Домового зовут Домовиха. Говорят, что она выходит ночью и прядёт пряжу, помогая хозяйке. Давайте оставим и ей подарок – вот этот рушник. (достаёт маленькие рубашки)А как вы думаете, как зовут детей Домового? (домовята) Для них у нас есть вот такие рубашечки, которые вы сами украсили узорами и оберегами. Ну что ж, осталось, на-прощанье, повеселить нашего Хозяина. А ну, честной народ, выходи в хоровод!

ХОРОВОД «Ой, вставала я ранёшенько»(С подыгрыванием на музыкальных инструментах)

Импровизация движений, согласующихся с текстом песни.

М. р:Молодцы, ребята! Нам осталось сказать: «Хозяюшка-батюшка, прими наши подарки, не гневайся!» Как вы думаете, Домовой остался доволен нашими подарками (стук, выходит Домовой)

Домовой: Здравствуйте, ребятишки! Вы меня не бойтесь, я добрый! А сегодня – особенно. Ведь сто лет меня никто не поздравлял с днём рождения, а вы уважили старика, распотешили. Спасибо вам за песни и за подарки! Примите и от меня гостинец. Люблю я конфетками побаловаться и вас на радостях угощу. (раздаёт) Приходите ко мне почаще.

М. р: Ребята, придём? А какой следующий календарный народный праздник? (Сороки) Чем хвален этот день, 22 марта (Пекут жаворонков для встречи весны) Вот мы напечём жаворонков, выучим новые песни и обязательно придём.

Домовой: Ну, жду вас с жаворонками новыми песнями. До свиданья!

Дети: До свиданья! (уходят)

Публикации по теме:

Презентация на тему: «Приобщение детей к русскому народному творчеству.» Приобщение детей к истокам народной культуры позволяет формировать у дошкольников патриотические чувства. Обращение к народным истокам,.

Тематическое планирование на вторую неделю сентября в первой младшей группе «Мой дом, мой город, моя страна» Тема: Мой дом, мой город, моя страна Задачи: Приобщение ребенка к культуре и музыкальному искусству, развитие музыкально-художественной.

Библиотека изображений:
  • Потешки и стишки
  • Потешки и стишки
  • Игрушки
Автор публикации:
Фольклорное музыкальное занятие «В Ефремов день не ленись, Хозяину поклонись!»
Опубликовано: 15 октября 2013 в 15:00
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Зима в лесу. Рисование с элементами аппликации. Фотоотчет детского творчества
Зима – одно из самых красивых и загадочных времен года. Дети с удовольствием отображают зимнюю природу в своих рисунках. Предлагаю фотоотчет детских работ на...
Экскурсия в Феодоровский городок (фотоочерк)
26 ноября мы с коллегами по курсам побывали на экскурсии в Феодоровском городке города Пушкина. Таня Рыжкова уже выкладывала пост об этой экскурсии. Наша...
Консультация для родителей «Плоскостопие. Чем оно опасно. Упражнения для формирования...
Плоскостопие – одно из самых распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей. Это деформация стопы с уплощением ее свода ( у детей обычно...
Мастер-класс. «Снегири прилетели». Коллективная работа по рисованию.
Мастер - класс. "Снегири прилетели". Коллективная работа по рисованию. Добрый день, уважаемые посетители моей странички. Сегодня я хочу представить...
Конспект ООД по познавательному развитию «Какая бывает посуда» (средняя группа)
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию ( ознакомление с окружающим миром) в группе общеразвивающей направленности...