Музыкальные инструменты русского народного оркестра

Ольга Попова
Музыкальные инструменты русского народного оркестра

Музыкальные инструменты русского народного оркестра.

Цель:

• Расширить представление детей о музыке.

• Приобщение детей к народной музыке, русским традициям.

Задачи:

1. Познакомить детей с оркестром русских народных инструментов, его составом.

2. Воспитывать любовь к народному искусству, к русским традициям

3. Развивать желание проявлять себя в различных видах деятельности; способствовать развитию инициативы и творческой активности.

Беседа 1.

Обзорная.

Появление музыкальных инструментов можно отнести к эпохе первобытного человека. А не была ли первым музыкальным инструментом палка, которой первобытный человек ударил о дерево, выгоняя пчёл из дупла? При этом он невольно сравнивал звук пустого внутри дерева со звуком, который получался от удара камнем о камень.

С самого раннего возраста взрослые через былины и песни, загадки и пословицы старались рассказывать детям о народных музыкальных инструментах. В доме ими становились самые простые предметы из крестьянского быта: пузырь с горохом – погремушкой; сухие дрова – ксилофоном; медный таз или горшок – звонким барабаном; связка деревянных пластинок – трещоткой…

Народные инструменты чаще всего мастерили из простых природных материалов – дерева, глины, рогов животных, тростника, камыша; инструментом могли стать обыкновенная травинка, бобовый стручок, или стручок акации, кости птиц и животных.

Народные музыкальные инструменты делятся на 3 группы:

- духовые – свистульки, свирели, жалейка, рожок, волынка и т. д.

- струнные – гусли, балалайка, домра.

- Ударные – ложки, бубенцы, колокольчики, трещотка, кокошник,

рубель, коробочка, дрова и т. д.

- русский баян – инструмент в русском народном оркестре, который не относится ни к одной из групп. Но без баяна невозможно представить оркестр русских народных инструментов.

Объединим все эти музыкальные инструменты в единый музыкальный организм и получим – оркестр русских народных инструментов. Родителем русского народного оркестра по праву считается Василий Васильевич Андреев, создав его в середине

19 века.

Беседа 2.

Ударные музыкальные инструменты.

Педагог: Как вы думаете, какой был первый музыкальный инструмент? (ответы детей).

Ритмичные удары ладоней создают своеобразный узорчатый рисунок неповторимой красоты. Вот он первый ударный инструмент! А не была ли первым инструментом палка, которой первобытный человек ударил о дерево, выгоняя пчёл из дупла?

На Руси без исключения ударные называли «бряцанием» или «ударянием». Невозможно себе представить русскую плясовую без ударных инструментов. Балалайки и баяна маловато без бубна, ложек и многих других инструментов.

Ложки.

Самый простой и распространенный инструмент. Обычно, в игре используются три ложки. (Педагог показывает приём игры). Получается многозвучный ритмический рисунок. Наши расписные ложки популярны не только у нас, но и за рубежом. Тысячами их вывозят иностранцы к себе домой в качестве сувениров.

Бубенцы, колокольчики.

Педагог: Чем отличаются колокольчики от бубенчиков? (ответы детей).

Колокольчик представляет собой открытую к низу металлическую чашечку закреплённым к низу ударником (язычком). Бубенчик же является полым шаром, в котором катается металлический шарик (иногда несколько, при встряске ударяющийся о стенки и извлекающий звук. Колокольчик более чист и ярок по тембру, бубенчик тускловат; звук его менее продолжителен. Зато он звучит в любом положении. В старину колокольчики и бубенчики вешались под дугой удалой тройки.

Педагог: Как вы думаете, зачем подвешивались эти инструменты?

Трещотка.

Трещотка представляет собой связку деревянных пластинок, которые при встряхивании ударяются друг о друга и издают трескучие звуки. Этот забавный и эффектный инструмент можно сделать своими руками. Из сухого дерева вырезаются и обстругиваются примерно 20 гладких ровных пластин размером 200Х60 мм. При использовании трещотка растягивается наподобие гармошки, но веерообразно. Держат трещотку на уровне груди или головы. Нередко её украшают цветными лентами, цветами и пр. В основном играют женщины, исполняя величальные песни на свадьбах.

Кокошник.

В прежние времена сторожа были вооружены так называемыми колотушками. Сторож ходил ночью по деревне и стучал в неё, давая тем самым знать односельчанам, что он не спит, а честно трудится. Да и воров отпугивал.

Вот именно по принципу сторожевой колотушки устроен ударный народный инструмент кокошник. Основой его служит небольшой деревянный каркас, обтянутый кожей. По нему ударяет привязанный к верху деревянный шар, извлекая звуки похожие на пулемётную дробь. В нижнюю часть вставляется ручка, за которую держат одной рукой инструмент. Совершая кистью руки частые колебательные движения, заставляют привязанный шарик мотаться из стороны в сторону. Редкие удары невозможны, шарик в этом случае «не слушается».

Рубель.

Рубель, как и ложки – предмет повседневного обихода русского народа. В прежние времена, когда утюга ещё не было, бельё гладили, накручивая его во влажном состоянии на скалку и затем продолжительное время, укатывая, утрамбовывая рубелем. Возможно, что кто – то когда- -то случайно провёл по его зубцам другим упругим предметом и получился искристый каскад звуков. Как видите, музыкальные инструменты, в особенности ударные, рождает сама жизнь, нередко и наш быт.

Коробочка.

Деревянная коробочка – очень скромный, но важный инструмент русского народного оркестра. Это небольшой продолговатый, тщательно обструганный со всех сторон деревянный брусок с небольшой полостью. Звук извлекают барабанными или ксилофонными палочками.

Коробочкой имитируют стук каблучков в танцах, цоканье копыт.

Дрова.

Этот музыкальный инструмент желательно изготавливать из клёна, берёзы или ели. Материал должен быть очень сухим или твёрдым. Русский народный инструмент дрова сконструирован по принципу общеизвестного ксилофона. Звук извлекается молоточками.

Используемая литература:

1. Ю. А. Васильев, А. С. Широков «Рассказы о русских народных инструментах» М:. Советский композитор, 1986г.

2. «Энциклопедический словарь юного музыканта». Издательство «Педагогика», 1985г. Составители

В. В. Медушевский, О. О. Очаковская.

3. А. Клёнов «Там, где музыка живёт». Издательство «Педагогика»,1986г.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Вот как мы нарядились», для детей старшей группы.Дидактическая игра «Вот как мы нарядились», для детей старшей группы. муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск» «Детский сад № 20 «Земляничка».

Проект «Дорога к истокам народного творчества» Проект «Дорога к истокам народного творчества» Дубина О. В. Муз. руководитель МДОУ №224 г. Кемерово Цель проекта: Разработать и экспериментально.

Библиотека изображений:
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Музыка, музыкальные инструменты
Автор публикации:
Музыкальные инструменты русского народного оркестра
Опубликовано: 4 декабря 2013 в 11:27
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Зимнее оформление веранды.
Каждый год , в начале декабря, в нашем детском саду проходит конкурс на лучшее оформление зимней веранды. Желательно, чтобы веранды были украшены на тему...
Коллективное творчество: «Идет зима, аукает…» (фототчет)
Красавица-зима пришла, заворожила, закружила, унесла в волшебную страну холодных и искристых снегов, блестящих льдов, веселых забав, самого чудесного,...
Мастер-класс по изготовлению лэпбука «Новогодняя сказка» для возрастной группы детей...
Представляю вам мастер-класс по изготовлению лэпбука на новогоднюю тематику. Лэпбук ( lapbook, как его еще называют тематическая или коленная книга, в...
Паспорт второй младшей группы
Паспорт второй младшей группы МДБОУ 121 г. Сочи, Краснодарского края. Раздивалка: шкафчики, и детское творчество В раздевалке есть информационный...
Новогодние снежинки. Мастер-класс
Не за горами Новый год. Этот праздник с нетерпением ждут как дети, так и взрослые. Очень приятными являются и предпраздничные хлопоты. Приходит время...