МААМ-картинки

Музыкальный досуг для детей старшего дошкольного возраста. «В гости к Марьюшке»

Татьяна Макарова
Музыкальный досуг для детей старшего дошкольного возраста. «В гости к Марьюшке»

Музыкальный досуг для детей старшего дошкольного возраста

«В гости к Марьюшке»

Программное содержание:

1. Продолжать знакомить детей с историей народной культуры. Показать связь

времен, поколений и значение культурного наследия.

2. Рассказать о семье, как форме объединения людей родных по крови. Показать связь поколений и функциональные обязанности каждого члена семьи.

3. Приобщать детей к народной культуре и образцам народного искусства.

Публикация «Музыкальный досуг для детей старшего дошкольного возраста, „В гости к Марьюшке“» размещена в разделах

4. Рассказать о русской рубахе, её значении в жизни людей.

5. Познакомить с деталями оберегами русской рубахи.

6. Обогатить словарь детей : «оберег», орнамент.

Демонстрационный материал: интерьер русской избы; образцы одежды (рубаха); иллюстрации «Семья», «Ремесла»; прялка, веретено.

Раздаточный материал: трафареты русских рубах (мужских и женских) по количеству детей в группе, кисточки, краски и т. п.

Музыкальный материал : русский народный хоровод «Русский лирический», «Весенний», русские народные игры «Горшки», «Клубок катится», «В поясок», «Горелки», «Золотые ворота».

Ход: Детей встречает Марьюшка – хозяюшка.

Марьюшка : Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы!

Милости прошу, гости дорогие, проходите! Будем с вами о семье говорить,

хороводы водить, в игры играть, петь да плясать! Добро пожаловать!

(кланяется в пояс) А вы, ребятушки, знаете, что такой поклон означает?

Дети: Поздоровались, пожелали всем здоровья, счастья, рады всех видеть.

Марьюшка : Сегодня я предлагаю вам совершить необычное путешествие в прошлое.

«Великий дар - единожды родиться,

Вдохнуть, раскрыть глаза и на века –

Увиденному миру удивиться,

Где дом и поле, роща и река».

(отрывок из стихотворения Р. Мухина «Не обижайте красоту»)

- Сегодня мы с вами узнаем, как люди жили в старину. Как вы думаете,

жили они по одному или вместе, семьями?

Дети: Вместе, семьей.

Марьюшка : А что такое семья? (ответы детей)

Перечислите, кто живет в семье? (ответы детей)

Все кого вы назвали, это родственники, которые живут вместе, и есть семья.

Пальчиковая игра «Семья».

Марьюшка : В те прошлые времена семьи были большими. Под одной крышей, в одной

избе жили папы, мамы с детьми и бабушки с дедушками. А чем же они

занимались?

Дети: Работали, пахали землю, ходили на охоту, ловили рыбу, вели хозяйство,

растили детей, ухаживали за животными.

Марьюшка : Старшие учили молодых «уму – разуму». В семье все подчинялись

старшему. Посмотрите на эти картинки и скажите, какие обязанности

выполняют члены семьи? (ответы детей)

Хороводная игра «Горшки»

Поговорки о труде: - Без труда не вынешь рыбку из пруда.

- Труд кормит, а лень портит. И т. д.

Марьюшка : Ведь люди в прошлые времена не только работали. В праздники и выходные

дни тот, кто хорошо работал, тот хорошо и отдыхал. Не зря есть пословица:

«Кончил дело – гуляй смело». Очень любили девушки и парни водить

хороводы, а что делают в хороводе?

Дети: Танцуют и поют!

Марьюшка : Вот и мы сейчас хоровод заведем, станцуем да споем.

Хоровод «Русский лирический» или «Весенний»

Марьюшка : Молодцы, хорошо хоровод водили. Только на Руси есть пословица: «Делу

время - потехе час», так и нам пора продолжить беседу. Сейчас поговорим о

русской народной одежде. А вы знаете, ребята, из чего в давние времена

шили одежду? (ответы детей).

Одежду шили из льняного и шерстяного полотна, а как получали эти

полотна, сейчас я вам расскажу. Сначала пряли на прялке лен и шерсть

животных – получали нити. Затем нити ткали на ткацком станке – получали

полотно – серую холстину. А чтобы нити получались яркими и нарядными,

их красили. Вы знаете, чем их красили? (ответы детей).

В те времена красок не было. И ткани красили васильком и зверобоем;

листьями ягод черники и голубики, корою дуба и липы. Вот и выходили

такие яркие ткани!

Хороводная игра «Клубок катится»

Марьюшка : А кто же шил одежду на Руси? (ответы детей).

Портные всю зиму шили, а иногда и весь год

Очень много труда требовалось, чтобы сшить да украсить такие наряды.

А как вы думаете, какая одежда считалась главной? (ответы детей).

Рубаха была главной одеждой на Руси. Её носили все: и дети, и мужчины, и

женщины. Рубахи шились широкие, мужские – короткие, женские –

длинные, ниже колен. Рубахи праздничные украшались по подолу, вороту,

краю рукавов вышивкой, тесьмой, лентами, полосками, оборками,

пуговицами, бусами, блёстками. Всё это называлось оберегами. Обереги, как

считалось, оберегали человека от болезни и дурного глаза. Мужские рубахи

имели на груди узоры. Считалось, что они защищают сердце от злых сил.

Посмотрите, у кого из вас на одежде есть обереги (рассматривают одежду)

Марьюшка :А что на рубаху повязывали? (ответы детей)

Правильно, пояс-кушак, он тоже являлся оберегом. В старину рубаха

обязательно должна была быть подпоясана. К поясу привязывали нож,

ложку, чтобы не потерять. Карманов на одежде в старину не было.

Хороводная игра «В поясок»

Марьюшка : В старину люди не только хороводы водили, да в игры играли, но ещё и

рукодельничали. Вот и я сейчас предлагаю вам отправиться в мастерскую,

где мы будем украшать русские рубахи. Мальчики – мужские, девочки –

женские. Обратите внимание, как по-разному украшены эти рубахи

(рассмотреть образцы)

Рисунок на них ритмичный, состоит из повторяющихся элементов,

Перечислите детали рисунка (дети – листья, ягоды, геометрические

фигуры). Как же называется украшение отделки рубахи? (орнамент)

Там где листья и цветы, – это какой орнамент? (растительный)

А как можно назвать орнамент из элементов геометрических фигур?

(геометрический орнамент)

Сейчас вы самостоятельно определите, из каких деталей будет состоять ваш

орнамент, которым вы будете украшать каждый свою рубаху. Приступайте к

рукоделию.

Продуктивный вид деятельности «Укрась рубаху орнаментом»

Марьюшка : Молодцы, ребята, на славу потрудились. Все ваши рубахи получились

красивыми, разными.

После работы шли все от мала до велика песни петь да плясать.

Вот и мы с вами пойдём поиграть.

Игра «Золотые ворота» или «Горелки»

Марьюшка : Вот и подошла к концу наша беседа. Много нового мы с вами узнали.

Хороводы поводили, да в игры поиграли. А теперь пришла пора прощаться.

До новых встреч. До свидания!

Публикации по теме:

Музыкальный фольклор — средство развития личности ребенкаМузыкальный фольклор — средство развития личности ребенка Цель:Приобщение детей старшего дошкольного возраста к традиционной народной культуре Задачи:Охарактеризовать музыкальный фольклор как явление.

Прогулки в ноябре с детьми старшего возраста Прогулки с детьми старшего дошкольного возраста спланированы с учётом интеграции с образовательными областями "Познание". "Здоровье", "Физическая.

Автор публикации:
Музыкальный досуг для детей старшего дошкольного возраста. «В гости к Марьюшке»
Опубликовано: 24 октября 2012 в 21:10
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД