Музыкальный досуг для детей старшего дошкольного возраста. «В гости к Марьюшке»

Татьяна Макарова
Музыкальный досуг для детей старшего дошкольного возраста. «В гости к Марьюшке»

Музыкальный досуг для детей старшего дошкольного возраста

«В гости к Марьюшке»

Программное содержание:

1. Продолжать знакомить детей с историей народной культуры. Показать связь

времен, поколений и значение культурного наследия.

2. Рассказать о семье, как форме объединения людей родных по крови. Показать связь поколений и функциональные обязанности каждого члена семьи.

3. Приобщать детей к народной культуре и образцам народного искусства.

4. Рассказать о русской рубахе, её значении в жизни людей.

5. Познакомить с деталями оберегами русской рубахи.

6. Обогатить словарь детей: «оберег», орнамент.

Демонстрационный материал: интерьер русской избы; образцы одежды (рубаха); иллюстрации «Семья», «Ремесла»; прялка, веретено.

Раздаточный материал: трафареты русских рубах (мужских и женских) по количеству детей в группе, кисточки, краски и т. п.

Музыкальный материал: русский народный хоровод «Русский лирический», «Весенний», русские народные игры «Горшки», «Клубок катится», «В поясок», «Горелки», «Золотые ворота».

Ход: Детей встречает Марьюшка – хозяюшка.

Марьюшка: Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы!

Милости прошу, гости дорогие, проходите! Будем с вами о семье говорить,

хороводы водить, в игры играть, петь да плясать! Добро пожаловать!

(кланяется в пояс) А вы, ребятушки, знаете, что такой поклон означает?

Дети: Поздоровались, пожелали всем здоровья, счастья, рады всех видеть.

Марьюшка: Сегодня я предлагаю вам совершить необычное путешествие в прошлое.

«Великий дар - единожды родиться,

Вдохнуть, раскрыть глаза и на века –

Увиденному миру удивиться,

Где дом и поле, роща и река».

(отрывок из стихотворения Р. Мухина «Не обижайте красоту»)

- Сегодня мы с вами узнаем, как люди жили в старину. Как вы думаете,

жили они по одному или вместе, семьями?

Дети: Вместе, семьей.

Марьюшка: А что такое семья? (ответы детей)

Перечислите, кто живет в семье? (ответы детей)

Все кого вы назвали, это родственники, которые живут вместе, и есть семья.

Пальчиковая игра «Семья».

Марьюшка: В те прошлые времена семьи были большими. Под одной крышей, в одной

избе жили папы, мамы с детьми и бабушки с дедушками. А чем же они

занимались?

Дети: Работали, пахали землю, ходили на охоту, ловили рыбу, вели хозяйство,

растили детей, ухаживали за животными.

Марьюшка: Старшие учили молодых «уму – разуму». В семье все подчинялись

старшему. Посмотрите на эти картинки и скажите, какие обязанности

выполняют члены семьи? (ответы детей)

Хороводная игра «Горшки»

Поговорки о труде: - Без труда не вынешь рыбку из пруда.

- Труд кормит, а лень портит. И т. д.

Марьюшка: Ведь люди в прошлые времена не только работали. В праздники и выходные

дни тот, кто хорошо работал, тот хорошо и отдыхал. Не зря есть пословица:

«Кончил дело – гуляй смело». Очень любили девушки и парни водить

хороводы, а что делают в хороводе?

Дети: Танцуют и поют!

Марьюшка: Вот и мы сейчас хоровод заведем, станцуем да споем.

Хоровод «Русский лирический» или «Весенний»

Марьюшка: Молодцы, хорошо хоровод водили. Только на Руси есть пословица: «Делу

время - потехе час», так и нам пора продолжить беседу. Сейчас поговорим о

русской народной одежде. А вы знаете, ребята, из чего в давние времена

шили одежду? (ответы детей).

Одежду шили из льняного и шерстяного полотна, а как получали эти

полотна, сейчас я вам расскажу. Сначала пряли на прялке лен и шерсть

животных – получали нити. Затем нити ткали на ткацком станке – получали

полотно – серую холстину. А чтобы нити получались яркими и нарядными,

их красили. Вы знаете, чем их красили? (ответы детей).

В те времена красок не было. И ткани красили васильком и зверобоем;

листьями ягод черники и голубики, корою дуба и липы. Вот и выходили

такие яркие ткани!

Хороводная игра «Клубок катится»

Марьюшка: А кто же шил одежду на Руси? (ответы детей).

Портные всю зиму шили, а иногда и весь год

Очень много труда требовалось, чтобы сшить да украсить такие наряды.

А как вы думаете, какая одежда считалась главной? (ответы детей).

Рубаха была главной одеждой на Руси. Её носили все: и дети, и мужчины, и

женщины. Рубахи шились широкие, мужские – короткие, женские –

длинные, ниже колен. Рубахи праздничные украшались по подолу, вороту,

краю рукавов вышивкой, тесьмой, лентами, полосками, оборками,

пуговицами, бусами, блёстками. Всё это называлось оберегами. Обереги, как

считалось, оберегали человека от болезни и дурного глаза. Мужские рубахи

имели на груди узоры. Считалось, что они защищают сердце от злых сил.

Посмотрите, у кого из вас на одежде есть обереги (рассматривают одежду)

Марьюшка:А что на рубаху повязывали? (ответы детей)

Правильно, пояс-кушак, он тоже являлся оберегом. В старину рубаха

обязательно должна была быть подпоясана. К поясу привязывали нож,

ложку, чтобы не потерять. Карманов на одежде в старину не было.

Хороводная игра «В поясок»

Марьюшка: В старину люди не только хороводы водили, да в игры играли, но ещё и

рукодельничали. Вот и я сейчас предлагаю вам отправиться в мастерскую,

где мы будем украшать русские рубахи. Мальчики – мужские, девочки –

женские. Обратите внимание, как по-разному украшены эти рубахи

(рассмотреть образцы)

Рисунок на них ритмичный, состоит из повторяющихся элементов,

Перечислите детали рисунка (дети – листья, ягоды, геометрические

фигуры). Как же называется украшение отделки рубахи? (орнамент)

Там где листья и цветы, – это какой орнамент? (растительный)

А как можно назвать орнамент из элементов геометрических фигур?

(геометрический орнамент)

Сейчас вы самостоятельно определите, из каких деталей будет состоять ваш

орнамент, которым вы будете украшать каждый свою рубаху. Приступайте к

рукоделию.

Продуктивный вид деятельности «Укрась рубаху орнаментом»

Марьюшка: Молодцы, ребята, на славу потрудились. Все ваши рубахи получились

красивыми, разными.

После работы шли все от мала до велика песни петь да плясать.

Вот и мы с вами пойдём поиграть.

Игра «Золотые ворота» или «Горелки»

Марьюшка: Вот и подошла к концу наша беседа. Много нового мы с вами узнали.

Хороводы поводили, да в игры поиграли. А теперь пришла пора прощаться.

До новых встреч. До свидания!

Публикации по теме:

Музыкальный фольклор — средство развития личности ребенкаМузыкальный фольклор — средство развития личности ребенка Цель:Приобщение детей старшего дошкольного возраста к традиционной народной культуре Задачи:Охарактеризовать музыкальный фольклор как явление.

Прогулки в ноябре с детьми старшего возраста Прогулки с детьми старшего дошкольного возраста спланированы с учётом интеграции с образовательными областями "Познание". "Здоровье", "Физическая.

Автор публикации:
Музыкальный досуг для детей старшего дошкольного возраста. «В гости к Марьюшке»
Опубликовано: 24 октября 2012 в 21:10
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Маленький человек среди взрослых
Вся жизнь общества, как мы знаем из своего опыта, накладывает отпечаток на формировании личности ребёнка. Особенно важны при этом те непосредственные...
Фотоотчет с Праздника непослушания
В наш детский сад постучал праздник непослушания, когда дети остались одни, без родителей, и могли делать всё, что захочется. Для начала, чтобы ввести детей...
Игры детей на прогулке
Продолжаю печатать игры, из собранной мной картотеки, для организации деятельности детей на прогулке. П/и «Горелки» Цель: развивать быстроту, ловкость,...
Фотоотчет «Берегите Землю!»
В прошлом учебном году мы реализовывали проект по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Он состоял из нескольких разделов: воздух, вода,...
Лэпбук «Соленые водоемы»
Отдыхать в отпуске это прекрасно, а отдыхать на море это прекрасно вдвойне! ) Но и в отпуске всегда есть место для дела! Любимого дела! Когда я думала,...