МААМ-картинки

Музыкальный фольклор как средство приобщения дошкольников к народной культуре

Любовь Шамина
Музыкальный фольклор как средство приобщения дошкольников к народной культуре

Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.

В. А. Сухомлинский

Духовно–нравственное воспитание детей в нашей стране стало первоочередной задачей для всего общества. К этому стремятся и педагоги дошкольного образования. Согласно новым федеральным образовательным стандартам дошкольного образования педагогическая деятельность в ДОУ должна быть ориентирована на «…формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных…» и других качеств личности. Развитие культуры современного подрастающего поколения – проблема, которая требует поиска оптимальных и эффективных путей её решения в воспитательно-образовательном процессе. Одним из действенных средств приобщения дошкольников к культурным ценностям своего народа и к культуре в целом являются фольклорные праздники, так как именно они обладают большими воспитательными возможностями.

Публикация «Музыкальный фольклор как средство приобщения дошкольников к народной культуре» размещена в разделах

На это обращали внимание в своих трудах многие великие педагоги. К. Д. Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его потребностями, бытом, его материальной и духовной культурой. В. А. Сухомлинский выделял мысль о необходимости возрождения педагогических традиций народа, о широком внедрении их в семью и школу. Известный русский историк В. О. Ключевский писал: «Неизвестно, каков будет человек через тысячу лет, но если отнять у современного человека этот нажитой и доставшийся ему в наследство скарб праздников, обрядов – тогда он все забудет и всему разучится, и должен будет все начать сначала». Многими педагогами детских садов было так же замечено, что в процессе организации и проведении народных праздников в дошкольных учреждениях у детей появляется потребность в изучении народной музыки, традиций и обычаев, а также истории родного края. Происходит ненавязчивое приобщение к культурному наследию предков. Вместе с тем в процессе педагогической деятельности возникает проблема недостаточного изучения праздничных народных традиций.

Ознакомление с народными праздниками в дошкольных учреждениях происходит эпизодически, осуществляется главным образом через разучивание народных песен, частичным ознакомлением с народными инструментами и восприятием музыки на слух, а также носит бессистемный характер. А отсутствие систематического изучения народных праздничных традиций является причиной того, что дети начинают воспринимать фольклорные праздники как средство развлечения, хотя их значение является более глубоким. Именно праздники открывают возможности для включения большего числа детей и взрослым с различными интересами и духовными запросами в активную мыслительную деятельность, помогают в воспитании всесторонне развитой личности, содействуют развитию взаимоотношений в коллективе и формируют позитивное отношение к жизни, являясь одним из средств воспитания, обучения и развития детей. На праздниках, через разные виды деятельности, у ребенка не только развиваются музыкальные способности : слух, память, вокальные данные, чувства ритма, но и формируются основные духовно-нравственные ценности – любовь к Родине, своей семье, уважение и почитание традиций и обычаев своего народа и национальной культуры других народов. Фольклорные праздники сегодня способствуют поддержанию благоприятного психологического климата в детском коллективе, являются своеобразной формой духовного самовыражения и обогащения личности дошкольников.

Цель моей работы: приобщение детей к истокам русского народного творчества через знакомство и исполнение произведений русского народного творчества.

Задачи:

Образовательные:

Определить основные методы и формы использования малых форм фольклора в процессе речевого развития детей;

Изучить методическую литературу по исследуемой теме;

Отследить мониторинг изменения уровня речевого развития в процессе работы.

Развивающие:

Формировать у детей навыки художественно-эстетической деятельности, интереса и любви к фольклору;

Определить, как воздействуют фольклорные праздники на формирование нравственных ценностей дошкольника и на его все общее развитие.

Воспитательные:

Приобщать родителей к активному участию в жизни дошкольной группы;

Воспитывать любовь к Малой Родине.

В начале моей работы был проведен мониторинг по выявлению уровня развития художественно-эстетических навыков и умений дошкольников, который проводился методом наблюдения за воспитанниками в течение двух недель. Приложение № 1

Фольклорные праздники в нашем дошкольных группах проводятся в соответствии с традиционным народным календарем праздников. Это языческие, православные и тематические праздники. Народные праздники во все времена играли большую роль в воспитании нравов и поведения детей. Если обратиться к опыту наших предков-славян, мы узнаем, что Родовая община поручала старшим, умудренным опытом людям знакомить молодое поколение с обрядами, традициями и историей рода, с религиозными верованиями, воспитывать у младших почитание старших. Древней религией славян являлось язычество, оставившее неизгладимый след в народной культуре, в том числе и праздничной. Отголоски этой народной культуры дошли до нас в таких языческих праздниках как «Масленица», «Иван Купала», «Троица», «Покров» и другие. Проводя праздник «Масленица» в дошкольных группах, мы стремились познакомить детей с народными обрядами встречи весны и проводов зимы.

Для достижения более высоких результатов, в своей работе я использую инновационную деятельность, а именно работа с интерактивной доской. В процессе чего у детей формируется более четка и полная картина проведения фольклорных праздников. Приложение № 2, Приложение № 2.1, Приложение № 2.2.

Вместе с педагогами и родителями готовили театрализованное представление с традиционными сказочными героями: Бабой Ягой, Скоморохами, Весной и другими персонажами. Воспитанники дошкольных групп участвовали в различных народных играх, таких как перетягивание каната, бой с подушками, «Горелки», «Бубенцы» и других очень интересных играх. С ребятами мы заранее разучивали масленичные песни, заклички, потешки, которые исполняли на празднике. В процессе этой деятельности было замечено, что именно на таких мероприятиях дошкольники имеют возможность проявить творческие способности и таланты, научиться общаться со сверстниками, познакомиться с традициями и обычаями своего народа. Стоит отметить, что правильно организованная подготовка фольклорных праздников – одно из условий успешного их проведения. При проведении праздников желательно использовать местные традиции, обычаи, игры. Эмоциональность восприятия праздников усиливается благодаря активному участию взрослых. Мы постоянно приглашаем родителей воспитанников. Ведь праздник – это еще одна прекрасная возможность пообщаться с близкими, заняться вместе приятным делом. Приложение № 3, Приложение № 3.1, Приложение № 3.2.

Еще хочется немного рассказать о праздниках православного календаря, таких как «Рождество», «Крещение», «Пасха». Организуя эти праздники мы не стремились в своей работе сделать акцент на православных традициям русского народа. Ведь среди детей в детском саду присутствуют представители разных национальностей и традиций. Одной из главных задач моей работы является знакомство воспитанников с традициями празднования в России, прививая толерантное отношение детей к культуре других национальностей. В процессе совместной деятельности взрослых и детей на праздниках такого рода происходит передача полезного опыта людей старшего поколения подрастающей молодежи. Приложение № 4, Приложение № 4.1.

Одной из задач моей работы является тесное взаимодействие с родителями\законными представителями воспитанников. В течение года мною было проведено родительское собрание по теме «Семья и семейные ценности». На собрании мы обсуждали, делились своим опытом друг с другом, говорили о семейных традициях «Нужны ли нашим детям праздники?» Приложение № 5, Приложение № 5.1

Формируя интерес и любовь к фольклору, во время непосредственно-образовательной деятельности мы занимались изготовлением куклы-берегини, что было очень занимательно, увлекательно и интересно для детей моей возрастной группы. Приложение № 6, Приложение № 6.1.

В результате моей работы У детей повысился интерес к устному народному творчеству, они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки, самостоятельно организовывают народные игры – забавы с помощью считалок.

У родителей также замечен повышенный интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл.

Публикации по теме:

Народная кукла — средство приобщения детей к истокам русской народной культуры Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. А происходит это потому, что когда-то здесь образовалась брешь, пустота.

Доклад на педагогическом совете: Музыкальный фольклор как средство нравственного — эстетического воспитания детей ДЕТСКИЙ САНАТОРИЙ № 47 КРАТОВО МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ЕГОРОВА ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА 2012 г. Музыкальный фольклор как средство нравственного.

Фольклор как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Фольклор как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возрастаСлайд № 2Современная социально-психологическая ситуация,.

К доброте и гуманности посредством приобщения детей старшего дошкольного возраста к народной культуре чувашского народа « … основа для счастья и гармонии – это духовность. Только сила нашей духовности сохранит наш этнос, наш народ, Защитит его природную колыбель,.

Мини-музей «Русская изба», как форма приобщения дошкольников к истокам народной культуреМини-музей «Русская изба», как форма приобщения дошкольников к истокам народной культуре Имея немалый педагогический стаж работы с детьми дошкольного возраста, я всегда придерживаюсь идеи воспитания в каждом ребенке как можно.

Народная игра как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к национальной культуре народов Поволжья В числе самых богатых в этническом отношении регионов России находится Поволжский, который включает в себя множество культур: русские, мордва,.

Нравственное воспитание дошкольников в процессе приобщения к культуре хакасского народа Нравственное воспитание подрастающего поколения является актуальной проблемой настоящего времени. Однако в практике современного дошкольного.

Проект в средней группе «Знакомство с игрушками народов Поволжья как средства приобщения к народной культуре» Вид проекта: информационно – творческий Продолжительность проекта: долгосрочный Участники проекта: дети, родители воспитанников, воспитатели.

Проектная деятельность в ДОУ как средство приобщения дошкольников к национальному фольклору Проектная деятельность в ДОУ как средство приобщения дошкольников к национальному фольклору,традиционным русским праздникам. Тип проекта:.

Формирование культуры поведения у дошкольников в процессе приобщения к музыкальной культуре Формирование культуры поведения у дошкольников в процессе приобщения к музыкальной культуре. Воспитание положительных нравственных качеств.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музыкальный фольклор как средство приобщения дошкольников к народной культуре
Опубликовано: 9 декабря 2015 в 16:13
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД