«Мы — исследователи». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе

Кальметова Фира
«Мы — исследователи». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе

Цель: Уточнить и расширить знание детей о воздухе. Познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения. Продолжать знакомить с органами дыхания человека. Развивать речь, логическое мышление, интерес к природным явлениям.

Материал: Визитка «Ученый - исследователь», полиэтиленовый пакет, резиновая груша, кусочек мела, трубочки, соломинка, вырезанные из бумаги силуэты человеческого тела, карандаши на каждого ребенка. Банка с водой, стакан, весы, воздушные шары.

Предварительная работа. Наблюдение за воздухом во время прогулок. Дедуктивная игра «Живое и неживое», опыты и эксперименты с водой и камнем. Чтение экологической литературы. Игры с мыльными пузырями. Знакомство с верхними дыхательными путями человека. Загадки о воздухе, ветре. Игры с вертушками.

Ход ЗАНЯТИЯ.

- Ребята, отгадайте загадку.

Такой большой,

Что знаю мир,

Такой маленький,

Что в любую щель пролезаю. (Воздух)

- Ребята, предлагаю вам стать ученными и заняться исследованием воздуха. Вы знаете, кто такие ученые - исследователи? ….)

- Нам предстоит трудная задача: узнать, что такое воздух, как его можно обнаружить, какими свойствами он обладает. (Прикрепляю на грудь детям визитки.) Вы готовы?

-Уважаемые коллеги! Пройдемте в лабораторию и приступим к нашим исследованиям.

- Воздух есть везде. Проверим это.

Опыт 1. Возьмем резиновую грушу, закроем пальцем отверстие резиновой груши и попытаемся сжать ее. Она не сжимается? Что же этому мешает? ….) Делаем вывод: воздух есть в груше.

Опыт 2. Возьмем резиновую грушу, сожмем ее в руке. Что вы услышали? (Свист. Воздух с шумом выходит из груши.)

- А теперь проверим, есть ли воздух под столом? ….) Встаньте, проверим над нами, над столом есть воздух?

Опыт 3. Бросим в стакан с водой кусочек мела. Что происходит? (Видно, что из мела выходят пузырьки воздуха).

- Мы провели ряд опытов, выясняя, где есть воздух. К какому выводу мы пришли? (Воздух есть везде: в груше, в меле, под столом, над столом ….)

Воздух невидим. Как его обнаружить?

Опыт 1. Возьмем полиэтиленовый пакет, откроем, наберем в мешочек воздуха и начнем скручивать его с открытого края. Пкет стал выпуклым. Почему?

- Делаем вывод: пакет наполнен воздухом, но мы его не видим. Воздух невидим. Вывод: воздух невидим.

Опыт 2. Помашем ладонью около лица, подуем на ладонь. Что мы чувствуем? (Ветерок, воздух движется).

- А сейчас послушаем загадки и отгадаем.

1. Я березку нагну,

Я тебя подтолкну,

Налечу, насвищу.

Даже шапку утащу.

А меня не видать.

Кто я? Можешь отгадать?

2. Неизвестно, где живет,

Налетит - деревья гнет.

Засвистит – по речке дрожь.

Озорник, а не уймешь. (Ветер).

Физкультминутка Ветер тихо клен качает,

Вправо, влево наклоняет.

Раз – наклон, и два – наклон,

Зашумел листвою клен.

- А теперь, уважаемые коллеги, предлагаю вам продолжить исследования и выяснить, какими свойствами обладает воздух.

Опыт. Опустим перевернутый стакан в банку с водой. Что вы наблюдаете? (Вода в стакане не вливается). Теперь осторожно наклоним стакан. Что произошло и почему? (Вода влилась в стакан, воздух из него вышел в виде пузырей).

Вывод: воздух занимает место.

Имеет ли воздух вес?

Опыт 1. Возьмем 2 воздушных шарика. Кладем их на весы. Что наблюдаем? (Чаши весов неподвижны). Надуваем один шарик, Чаша весов перевесила, Почему? Вывод: шарик имеет вес.

Упражнение на дыхание «Шар лопнул». (резкие выдохи с шумом «ш»).

- Мы провели исследования. Что мы узнали о воздухе, о свойствах воздуха? (Воздух есть везде, невидим, воздух занимает место, имеет вес). Правильно, коллеги.

- А для чего людям нужен воздух? (Для дыхания).

- Теперь я предлагаю вам убедиться в том, что мы дышим воздухом.

Опыт 1.

- Давайте проверим. Закройте плотно рот, а нос зажмите пальцами.

Опыт 2. Опустим соломинку в воду и тихонько в нее подуем. Что вы наблюдаете? (Пузырьки воздуха). Да, и это доказывает, что мы выдыхаем воздух.

- Прошу вас подойти к столам и нарисовать, а потом рассказать, как дышит человек, как воздух проникает в организм.

(Дети работают с бумажными силуэтами человека и рассказывают о системе дыхания).

- Положите руки на грудную клетку. При дыхании она поднимается (расширяется) и опускается (сжимается). Что происходит с легкими при дыхании?)

- Правильно, делаем вывод: при вдохе легкие расширяются, а при выдохе – сжимаются.

- Коллеги, а мы можем не дышать? Давайте проверим. Закройте плотно рот, а нос зажмите пальцами.

- Трудно, без воздуха?

Делаем вывод: без дыхания нет жизни.

Значит, без воздуха нет жизни!

Публикации по теме:

Перспективное планирование экспериментально-опытнической деятельности в подготовительной группе на 2012–2013 уч. год. СЕНТЯБРЬ: 1."Какой бывает вода?"- познакомить с принципом пипетки, развивать умение действовать по алгоритму. 2."Очищение воды. " - выявить.

Перспективный план по опытно-экспериментальной деятельности с неживой природой в подготовительной к школе группе Перспективный план по опытно – экспериментальной деятельности с неживой природой в подготовительной к школе группе. 1квартал Сентябрь 1.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Дикие животные
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
«Мы — исследователи». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе
Опубликовано: 14 января 2014 в 16:37
+7
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс коллективная работа с детьми «Елочка»
Вот и наступила прекрасное время года - зима. И дети и взрослые рады первому снегу. На улице снежок укрыл белым покрывалом дома и деревья. И все мы...
Фото отчёт занятия по рисованию с элементами аппликации «Белый медведь и северное...
Добрый день, дорогие друзья, коллеги и гости моей страницы! Представляю Вашему вниманию фото отчёт занятия по рисованию с элементами аппликации "Белый...
Дополнительная общеразвивающая программа «Смышленыш». Пояснительная записка.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Направленность дополнительной образовательной программы - познавательная. Дополнительная образовательная программа «Смышленыш»...
Дидактическое пособие «Пенал со счётным материалом»
Пособие сделано для детей второй младшей группы. Но его можно использовать и в работе с более старшими дошкольниками. Оно удобно для использования в...
«Раскрасавица Зима, очень любим мы тебя!» — отчет о зимней прогулке в старшей группе
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию зимнюю прогулку в стихах. Как только выпал первый снег, мы с детьми отправились на участок, чтобы поиграть...