«Мы — исследователи». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе

Кальметова Фира
«Мы — исследователи». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе

Цель: Уточнить и расширить знание детей о воздухе. Познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения. Продолжать знакомить с органами дыхания человека. Развивать речь, логическое мышление, интерес к природным явлениям.

Материал: Визитка «Ученый - исследователь», полиэтиленовый пакет, резиновая груша, кусочек мела, трубочки, соломинка, вырезанные из бумаги силуэты человеческого тела, карандаши на каждого ребенка. Банка с водой, стакан, весы, воздушные шары.

Предварительная работа. Наблюдение за воздухом во время прогулок. Дедуктивная игра «Живое и неживое», опыты и эксперименты с водой и камнем. Чтение экологической литературы. Игры с мыльными пузырями. Знакомство с верхними дыхательными путями человека. Загадки о воздухе, ветре. Игры с вертушками.

Ход ЗАНЯТИЯ.

- Ребята, отгадайте загадку.

Такой большой,

Что знаю мир,

Такой маленький,

Что в любую щель пролезаю. (Воздух)

- Ребята, предлагаю вам стать ученными и заняться исследованием воздуха. Вы знаете, кто такие ученые - исследователи? ….)

- Нам предстоит трудная задача: узнать, что такое воздух, как его можно обнаружить, какими свойствами он обладает. (Прикрепляю на грудь детям визитки.) Вы готовы?

-Уважаемые коллеги! Пройдемте в лабораторию и приступим к нашим исследованиям.

- Воздух есть везде. Проверим это.

Опыт 1. Возьмем резиновую грушу, закроем пальцем отверстие резиновой груши и попытаемся сжать ее. Она не сжимается? Что же этому мешает? ….) Делаем вывод: воздух есть в груше.

Опыт 2. Возьмем резиновую грушу, сожмем ее в руке. Что вы услышали? (Свист. Воздух с шумом выходит из груши.)

- А теперь проверим, есть ли воздух под столом? ….) Встаньте, проверим над нами, над столом есть воздух?

Опыт 3. Бросим в стакан с водой кусочек мела. Что происходит? (Видно, что из мела выходят пузырьки воздуха).

- Мы провели ряд опытов, выясняя, где есть воздух. К какому выводу мы пришли? (Воздух есть везде: в груше, в меле, под столом, над столом ….)

Воздух невидим. Как его обнаружить?

Опыт 1. Возьмем полиэтиленовый пакет, откроем, наберем в мешочек воздуха и начнем скручивать его с открытого края. Пкет стал выпуклым. Почему?

- Делаем вывод: пакет наполнен воздухом, но мы его не видим. Воздух невидим. Вывод: воздух невидим.

Опыт 2. Помашем ладонью около лица, подуем на ладонь. Что мы чувствуем? (Ветерок, воздух движется).

- А сейчас послушаем загадки и отгадаем.

1. Я березку нагну,

Я тебя подтолкну,

Налечу, насвищу.

Даже шапку утащу.

А меня не видать.

Кто я? Можешь отгадать?

2. Неизвестно, где живет,

Налетит - деревья гнет.

Засвистит – по речке дрожь.

Озорник, а не уймешь. (Ветер).

Физкультминутка Ветер тихо клен качает,

Вправо, влево наклоняет.

Раз – наклон, и два – наклон,

Зашумел листвою клен.

- А теперь, уважаемые коллеги, предлагаю вам продолжить исследования и выяснить, какими свойствами обладает воздух.

Опыт. Опустим перевернутый стакан в банку с водой. Что вы наблюдаете? (Вода в стакане не вливается). Теперь осторожно наклоним стакан. Что произошло и почему? (Вода влилась в стакан, воздух из него вышел в виде пузырей).

Вывод: воздух занимает место.

Имеет ли воздух вес?

Опыт 1. Возьмем 2 воздушных шарика. Кладем их на весы. Что наблюдаем? (Чаши весов неподвижны). Надуваем один шарик, Чаша весов перевесила, Почему? Вывод: шарик имеет вес.

Упражнение на дыхание «Шар лопнул». (резкие выдохи с шумом «ш»).

- Мы провели исследования. Что мы узнали о воздухе, о свойствах воздуха? (Воздух есть везде, невидим, воздух занимает место, имеет вес). Правильно, коллеги.

- А для чего людям нужен воздух? (Для дыхания).

- Теперь я предлагаю вам убедиться в том, что мы дышим воздухом.

Опыт 1.

- Давайте проверим. Закройте плотно рот, а нос зажмите пальцами.

Опыт 2. Опустим соломинку в воду и тихонько в нее подуем. Что вы наблюдаете? (Пузырьки воздуха). Да, и это доказывает, что мы выдыхаем воздух.

- Прошу вас подойти к столам и нарисовать, а потом рассказать, как дышит человек, как воздух проникает в организм.

(Дети работают с бумажными силуэтами человека и рассказывают о системе дыхания).

- Положите руки на грудную клетку. При дыхании она поднимается (расширяется) и опускается (сжимается). Что происходит с легкими при дыхании?)

- Правильно, делаем вывод: при вдохе легкие расширяются, а при выдохе – сжимаются.

- Коллеги, а мы можем не дышать? Давайте проверим. Закройте плотно рот, а нос зажмите пальцами.

- Трудно, без воздуха?

Делаем вывод: без дыхания нет жизни.

Значит, без воздуха нет жизни!

Публикации по теме:

Перспективное планирование экспериментально-опытнической деятельности в подготовительной группе на 2012–2013 уч. год. СЕНТЯБРЬ: 1."Какой бывает вода?"- познакомить с принципом пипетки, развивать умение действовать по алгоритму. 2."Очищение воды. " - выявить.

Перспективный план по опытно-экспериментальной деятельности с неживой природой в подготовительной к школе группе Перспективный план по опытно – экспериментальной деятельности с неживой природой в подготовительной к школе группе. 1квартал Сентябрь 1.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Научная лаборатория
  • Дикие животные
Автор публикации:
«Мы — исследователи». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе
Опубликовано: 14 января 2014 в 16:37
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Родительское собрание «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе....
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ Тема: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи». Цель: Познакомить...
Фотоотчет «Как мы готовились к Дню матери»
Среди многочисленных праздников День матери- самый трогательный, нежный праздник. Это праздник, к которому никто не может остаться равнодушным, ведь мамы...
Фотоотчет о празднике «Осень золотая»
Листья золотые, падают, летят, Листья золотые устилают сад. Много на дорожках листьев золотых, Мы букет хороший сделаем из них, Мы букет поставим...
Домашнее задание по лексической теме «Домашние животные и их детеныши»
2 неделя ноября Домашнее задание по лексической теме «Домашние животные и их детеныши». ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: кошка, кот, котёнок, собака,...
Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для развития...
«Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста» - консультация для педагогов дошкольного образования 1 младших групп на...