На улице согласных звуков

Людмила Сырнева
На улице согласных звуков

Программное содержание:

1. Формировать мотивации учения и интереса к самому процессу обучения.

2. Развивать интерес и внимание к слову, к собственной речи и речи окружающих.

3. Развивать память, внимание.

Ход занятия:

Сюрпризный момент: Дети встречают своих любимых игрушек –Ёжика, Лисенка и Мудрую Сову.

1. Дети слушают рассказ воспитателя:

"ЧАЧ-Ч-Ч", - так знакомо и успокаивающе стучали колеса игрушечного поезда во время ночной поездки по улицам города Звуков, навевая Ежику и Лисенку сладкие сны.

Сквозь сон они почувствовали, что поезд вдруг остановился.

Потом до их ушей донеслось какое-то шептание, а затем громкий голос Мудрой Совы: "Просыпайтесь, друзья! Я нашла дом, где мы можем переночевать".

Зевая и протирая глаза, Лисенок и Ежик вышли из своих вагончиков и увидели, как какой-то звук (в темноте его было трудно разглядеть) приглашает их к себе в дом. Игрушки охотно приняли это приглашение и поспешили перебраться в уютные постельки гостеприимного хозяина.

Уже засыпая, наши путешественники услышали знакомое постукивание колёс: "Ч-Ч-Ч-Ч". "Что это? - встрепенулся Ежик. - Уж не собрался ли наш поезд от нас уехать?" "Не волнуйся, это не поезд, - успокоила его Мудрая Сова. - Это хозяин дома поет нам колыбельную песню".

- Как вы думаете, в доме какого звука ночевали игрушки?

- Сегодня мы поговорим о звуке [Ч'].

2. - Картинка, где изображено, как стучали колеса поезда, обозна-

чает звук [Ч'].

- Что делает язык во время произнесения этого звука?

- Покажите на рисунке хозяина домика и определите по его головному убору и башмачкам, какой это звук. (Согласный, глухой, мягкий.)

- Как вы об этом Догадались?

- Выложите слоги: АЧ - ЧА - 40 - 04 - УЧ - ЧУ - ЧИ - ИЧ.

3. Работа со звуком /Ч/

- Каким цветом обозначается звук [Ч']?

- Определите, в какой части названия картинок слышится звук [Ч'], и закрасьте зеленым цветом соответствующие клеточки.

- Какое слово самое длинное, а какое самое короткое? (Черепаха, ключ.)

4. Работа с карточками.

- Назовите каждую картинку ласково. Обведите только те картинки, в ласковых названиях которых есть звук [Ч']. (КуроЧка, крюЧоЧек и т. д.).

Физкультминутка.

Четыре Анюточки

Четыре АнюТочки, Чок-чок-чок

Не устав ничуточки, Ставим ручки на бочок

Пляшут третьи суточки И пойдем на пятках,

Все под прибауточки: А потом вприсядку.

(По Е. Благининой)

(Дети делают танцевальные движения, хлопают в ладоши, ставят руки на пояс и идут по кругу на пятках, затем гусиным шагом.)

5. - "Прочитайте" слова, добавляя пропущенные гласные звуки, и со-

едините их стрелками с соответствующими картинками. (Ночь, ту-ча.)

- "Прочитайте" слоги и пронумеруйте их в том же порядке, как они

следуют в названии картинки. (Чем-пи-он.)

- Решите "примеры". (Тум-бочка, чай.)

6. Работа с буквой Ч.

- Это буква "че". Какой звук она обозначает?

- Каким цветом вы заштрихуете эту букву?

- На какую цифру она похожа?

Да, вы правильно решили; Ч мы пишем как четыре. Только с цифрами, друзья. Буквы путать нам нельзя.

(В. Степанов)

- На что еще похожа эта буква?

- "Превратите" одну букву Ч в вилку, а другую - в флажок.

7. - Картинка, где изображено, как чистит щетка, обозначает звук [Щ'].

Что делают губы и язык во время произнесения этого звука?

-Покажите на рисунке звук [Щ'] и определите по его обуви и головному убору, какой он. (Согласный, глухой, мягкий.)

- Как вы об этом догадались?

- Выложите слоги: ЩА - АЩ - ОЩ - Щё - ЩУ - УЩ - ЭЩ - ЩЕ - ЩИ - ИЩ.

- Какие слова начинаются на ЩА (щавель, Щё (щётка, щёки, щёлкать, ЩЕ (щепка, щель, щебет, ЩИ (щипцы, щиплет, щи, ЩУ (щука, щупальца, щуриться?

8. Работа со звуком Щ/.

- Каким цветом обозначается звук [Щ']?

- На рисунке изображены схемы слов. Объясните, что обозначает первая схема. (Это значит, что звук [Щ'] слышится в начале слова.)

- Название какой картники подходит к первой схеме? (Щенок.)

Далее дети объясняют остальные схемы и подбирают к ним соответствующие картинки. Можно также предложить детям соединить картинки стрелками с соответствующими схемами.

- Чем отличаются слова: щу-ка и ще-ка, лещ - клещ, овощ - хвощ, я-щик - ям-щик, щепка - прищепка, бор - борщ?

Физкультминутка.

Щетки

Этой щеткой чищу зубы,

Этой щеткой - башмаки,

Этой щекой чищу брюки.

Все три щетки мне нужны.

(Дети показывают, как они пользуются щетками)

- "Прочитайте" слова, добавляя недостающие звуки. (Щу-ка, ще-нок, щет-ка, ве-щи, пи-ща, и-щей-ка.)

- Почему некоторых собак называют ищейками?

- Как можно назвать одним словом все, что нарисовано на картинке? (Овощи.)

- "Прочитайте" вместе звуковые обозначения. (ОВО).

- Какое слово получится, если от названия картинки отнять эти звуки? (Щи).

- Что такое щи?

- Выложите это слово и"превратите" его в названия следующих картинок. (Щит, щетка).

9. - Положите перед собой обозначения звуков [К], [Щ'], [И], [Я].

- Разложите их по порядку, чтобы получилось слово. (Ящик.)

(Если дети не могут составить слово, воспитатель называет им. первый звук, а при необходимости и второй.)

10. Работа с буквой Щ.

- Это буква "ща". Какой звук она обозначает?

- Каким цветом вы ее заштрихуете? Почему всю букву зеленым?

- На что похожа эта буква?

На расческу Щ похожа. Буква Щ поможет нам

Три зубца всего. Ну что же! Чистить зубы по утрам.

(Е. Тарлапан) (В. Степанов)

- Сегодня мы говорим о звуках [Ч'] и [Щ'].

Вопросы: - Сравните звуки [Ч'] и [Щ']. Какой из них произносится отрывисто, а какой можно долго тянуть?

- Что общего у этих звуков? (Согласные, глухие, мягкие.

10. - Добавьте в конце слова звук [Ч'] или [Щ']: товари (щ, клю (ч, сила_, бор_, вра_, кле_, гра_, плю_, хря_, лу_, ве_, до_, хво_.

- Добавьте в конце слова слог ЧА или ЩА: встре (ча, пи (ща, зада _, ро _, ку _, гу _, Све _, да _, ча _.

- Добавьте в конце слова слог ЧИ или ЩИ: кри (ЧИ, пи (ЩИ, мол _, тре _, мя _, ве _, све _, ово _, гра _ ,вра _, кле _, кирпи _, труба _.

- Добавьте в конце слова слог ЧУ или ЩУ: сту (чу, та (щу, ветре _, про _, кри _, уго _, вер _, тре _.

Физкультминутка.

Чудовище

Живет в норе чудовище.

Хранит в лапищах сокровище.

У чудовища - длинный хвостище,

Крепки у него лапищи,

Кривы на лапищах когтищи,

Остры у него зубищи,

Черны у него глазищи,

Блестящи его усищи!

(Дети изображают, как страшно чудовище.)

Да ты не бойся, малышка!

Чудовище это -мышка!

Пещера - мышкина норка.

А сокровище - хлебная корка!

11. - Скажите со словом еще; сладко (еще слаще, чисто (еще чище, легко, просто, густо, часто, крепко.

Итог занятия: Чем отличаются звуки /Ч/ и /Щ/?

Назовите слова со звуком /Ч/, потом /Щ/.

В какие игры мы сегодня играли?

Публикации по теме:

Мы гуляем и играем, речь свою мы развиваем!Мы гуляем и играем, речь свою мы развиваем! Одна из главных задач воспитателя- развитие речи детей. Учёные разработали множество методов. Бери и пользуйся! И пользоваться ими можно.

Рабочая программа (логопедия, подготовительная группа) по теме: «Давайте жить дружно» 1. БЕСЕДА «Право на любовь»Программное содержание: Познакомить детей с правом на любовь, заботу; способствовать социально-нравственному развитию;.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
На улице согласных звуков
Опубликовано: 2 декабря 2012 в 09:59
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Выставка поделок к Яблочному спасу. Фотоотчет.
Уважаемые коллеги! В нашем детском саду ежегодно проводится замечательный праздник Яблочный Спас. К этому празднику все готовятся заранее, ведь если...
Перспективное планирование «Полочка красоты». Вторая младшая группа
Дорогие коллеги, друзья! Педагогам, работающим по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Радуга», под редакцией Т. И....
Фотоотчёт о праздновании Дня рождения Российского флага.
22 августа, в России проходят торжества посвящённые празднованию Дня рождения флага Российской Федерации, в которых принимают участие все граждане страны....
Фотоотчет о проведении недели сказок
Участники недели сказок: Воспитатели: Кулижникова Татьяна Николаевна высшая квалификационная категория Гладкова Оксана Александровна первая...
Летняя рыбалка на реке Каме
Этим летом, нам друзья предложили съездить на несколько дней на рыбалку, на реку Кама. Немного посовещавшись всей семьей, мы решили согласиться. Тем более...