Получи документы

На улице согласных звуков

Людмила Сырнева
На улице согласных звуков

Программное содержание:

1. Формировать мотивации учения и интереса к самому процессу обучения.

2. Развивать интерес и внимание к слову, к собственной речи и речи окружающих.

3. Развивать память, внимание.

Ход занятия:

Сюрпризный момент: Дети встречают своих любимых игрушек –Ёжика, Лисенка и Мудрую Сову.

1. Дети слушают рассказ воспитателя:

"ЧАЧ-Ч-Ч", - так знакомо и успокаивающе стучали колеса игрушечного поезда во время ночной поездки по улицам города Звуков, навевая Ежику и Лисенку сладкие сны.

Сквозь сон они почувствовали, что поезд вдруг остановился.

Публикация «На улице согласных звуков» размещена в разделах

Потом до их ушей донеслось какое-то шептание, а затем громкий голос Мудрой Совы: "Просыпайтесь, друзья! Я нашла дом, где мы можем переночевать".

Зевая и протирая глаза, Лисенок и Ежик вышли из своих вагончиков и увидели, как какой-то звук (в темноте его было трудно разглядеть) приглашает их к себе в дом. Игрушки охотно приняли это приглашение и поспешили перебраться в уютные постельки гостеприимного хозяина.

Уже засыпая, наши путешественники услышали знакомое постукивание колё с: "Ч-Ч-Ч-Ч". "Что это? - встрепенулся Ежик. - Уж не собрался ли наш поезд от нас уехать?" "Не волнуйся, это не поезд, - успокоила его Мудрая Сова. - Это хозяин дома поет нам колыбельную песню".

- Как вы думаете, в доме какого звука ночевали игрушки?

- Сегодня мы поговорим о звуке [Ч'].

2. - Картинка, где изображено, как стучали колеса поезда, обозна-

чает звук [Ч'].

- Что делает язык во время произнесения этого звука?

- Покажите на рисунке хозяина домика и определите по его головному убору и башмачкам, какой это звук. (Согласный, глухой, мягкий.)

- Как вы об этом Догадались?

- Выложите слоги: АЧ - ЧА - 40 - 04 - УЧ - ЧУ - ЧИ - ИЧ.

3. Работа со звуком /Ч/

- Каким цветом обозначается звук [Ч']?

- Определите, в какой части названия картинок слышится звук [Ч'], и закрасьте зеленым цветом соответствующие клеточки.

- Какое слово самое длинное, а какое самое короткое? (Черепаха, ключ.)

4. Работа с карточками.

- Назовите каждую картинку ласково. Обведите только те картинки, в ласковых названиях которых есть звук [Ч']. (КуроЧка, крюЧоЧек и т. д.).

Физкультминутка.

Четыре Анюточки

Четыре АнюТочки, Чок-чок-чок

Не устав ничуточки, Ставим ручки на бочок

Пляшут третьи суточки И пойдем на пятках,

Все под прибауточки: А потом вприсядку.

(По Е. Благининой)

(Дети делают танцевальные движения, хлопают в ладоши, ставят руки на пояс и идут по кругу на пятках, затем гусиным шагом.)

5. - "Прочитайте" слова, добавляя пропущенные гласные звуки, и со-

едините их стрелками с соответствующими картинками. (Ночь, ту-ча.)

- "Прочитайте" слоги и пронумеруйте их в том же порядке, как они

следуют в названии картинки. (Чем-пи-он.)

- Решите "примеры". (Тум-бочка, чай.)

6. Работа с буквой Ч.

- Это буква "че". Какой звук она обозначает?

- Каким цветом вы заштрихуете эту букву?

- На какую цифру она похожа?

Да, вы правильно решили; Ч мы пишем как четыре. Только с цифрами, друзья. Буквы путать нам нельзя.

(В. Степанов)

- На что еще похожа эта буква?

- "Превратите" одну букву Ч в вилку, а другую - в флажок.

7. - Картинка, где изображено, как чистит щетка, обозначает звук [Щ'].

Что делают губы и язык во время произнесения этого звука?

-Покажите на рисунке звук [Щ'] и определите по его обуви и головному убору, какой он. (Согласный, глухой, мягкий.)

- Как вы об этом догадались?

- Выложите слоги: ЩА - АЩ - ОЩ - Щё - ЩУ - УЩ - ЭЩ - ЩЕ - ЩИ - ИЩ.

- Какие слова начинаются на ЩА (щавель, Щё (щётка, щёки, щёлкать, ЩЕ (щепка, щель, щебет, ЩИ (щипцы, щиплет, щи, ЩУ (щука, щупальца, щуриться?

8. Работа со звуком Щ/.

- Каким цветом обозначается звук [Щ']?

- На рисунке изображены схемы слов. Объясните, что обозначает первая схема. (Это значит, что звук [Щ'] слышится в начале слова.)

- Название какой картники подходит к первой схеме? (Щенок.)

Далее дети объясняют остальные схемы и подбирают к ним соответствующие картинки. Можно также предложить детям соединить картинки стрелками с соответствующими схемами.

- Чем отличаются слова: щу-ка и ще-ка, лещ - клещ, овощ - хвощ, я-щик - ям-щик, щепка - прищепка, бор - борщ?

Физкультминутка.

Щетки

Этой щеткой чищу зубы,

Этой щеткой - башмаки,

Этой щекой чищу брюки.

Все три щетки мне нужны.

(Дети показывают, как они пользуются щетками)

- "Прочитайте" слова, добавляя недостающие звуки. (Щу-ка, ще-нок, щет-ка, ве-щи, пи-ща, и-щей-ка.)

- Почему некоторых собак называют ищейками?

- Как можно назвать одним словом все, что нарисовано на картинке? (Овощи.)

- "Прочитайте" вместе звуковые обозначения. (ОВО).

- Какое слово получится, если от названия картинки отнять эти звуки? (Щи).

- Что такое щи?

- Выложите это слово и"превратите" его в названия следующих картинок. (Щит, щетка).

9. - Положите перед собой обозначения звуков [К], [Щ'], [И], [Я].

- Разложите их по порядку, чтобы получилось слово. (Ящик.)

(Если дети не могут составить слово, воспитатель называет им. первый звук, а при необходимости и второй.)

10. Работа с буквой Щ.

- Это буква "ща". Какой звук она обозначает?

- Каким цветом вы ее заштрихуете? Почему всю букву зеленым?

- На что похожа эта буква?

На расческу Щ похожа. Буква Щ поможет нам

Три зубца всего. Ну что же! Чистить зубы по утрам.

(Е. Тарлапан) (В. Степанов)

- Сегодня мы говорим о звуках [Ч'] и [Щ'].

Вопросы: - Сравните звуки [Ч'] и [Щ']. Какой из них произносится отрывисто, а какой можно долго тянуть?

- Что общего у этих звуков? (Согласные, глухие, мягкие.

10. - Добавьте в конце слова звук [Ч'] или [Щ'] : товари (щ, клю (ч, сила_, бор_, вра_, кле_, гра_, плю_, хря_, лу_, ве_, до_, хво_.

- Добавьте в конце слова слог ЧА или ЩА: встре (ча, пи (ща, зада _, ро _, ку _, гу _, Све _, да _, ча _.

- Добавьте в конце слова слог ЧИ или ЩИ: кри (ЧИ, пи (ЩИ, мол _, тре _, мя _, ве _, све _, ово _, гра _ ,вра _, кле _, кирпи _, труба _.

- Добавьте в конце слова слог ЧУ или ЩУ: сту (чу, та (щу, ветре _, про _, кри _, уго _, вер _, тре _.

Физкультминутка.

Чудовище

Живет в норе чудовище.

Хранит в лапищах сокровище.

У чудовища - длинный хвостище,

Крепки у него лапищи,

Кривы на лапищах когтищи,

Остры у него зубищи,

Черны у него глазищи,

Блестящи его усищи!

(Дети изображают, как страшно чудовище.)

Да ты не бойся, малышка!

Чудовище это -мышка!

Пещера - мышкина норка.

А сокровище - хлебная корка!

11. - Скажите со словом еще; сладко (еще слаще, чисто (еще чище, легко, просто, густо, часто, крепко.

Итог занятия: Чем отличаются звуки /Ч/ и /Щ/?

Назовите слова со звуком /Ч/, потом /Щ/.

В какие игры мы сегодня играли?

Публикации по теме:

Мы гуляем и играем, речь свою мы развиваем!Мы гуляем и играем, речь свою мы развиваем! Одна из главных задач воспитателя- развитие речи детей. Учёные разработали множество методов. Бери и пользуйся! И пользоваться ими можно.

Рабочая программа (логопедия, подготовительная группа) по теме: «Давайте жить дружно» 1. БЕСЕДА «Право на любовь»Программное содержание: Познакомить детей с правом на любовь, заботу; способствовать социально-нравственному развитию;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
На улице согласных звуков
Опубликовано: 2 декабря 2012 в 09:59
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД