Наблюдаем, исследуем, познаём на занятиях и в свободной деятельности. Обобщение опыта

Татьяна Венедиктова
Наблюдаем, исследуем, познаём на занятиях и в свободной деятельности. Обобщение опыта

Обобщение опыта

Тема: «Наблюдаем, исследуем, познаём

на занятиях и в свободной деятельности»

«Человек, в сущности, не думает о том, что у него под ногами.

Всегда мчится…. – и самое большое – взглянет, как прекрасны облака у

него над головой. И не разу не поглядит себе под ноги, не похвалит:

«Как прекрасна почва».

Карел Чаек

Нельзя не согласиться с В. А. Сухомлинским, когда он говорит: «От того, кто

вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира,- от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний ребёнок».

Таким идеалом – ориентиром для ребёнка всегда является взрослый человек.

Задачи обучения издревле виделись людям, как поддержание и развитие человеческого в человеке, помощь в реализации стремления к лучшему.

Можно ли построить педагогический процесс, организованную учебную деятельность так, чтобы ребёнок становился воспитанным, развитым и «обученным», но оставался свободным? Может ли обучение стать интересным продолжением повседневной жизни детей игрой?

Проведя наблюдения и заметив, с каким интересом, дети рассматривают окружающие их предметы неживой природы, остановилась на теме: «Расширение знаний об окружающем мире на занятиях и в свободное время» для углублённого её изучения с детьми.

В начале учебного года расширила перспективный план, пополнив его новой методической литературой, наметила работу по данной проблеме.

Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому ребёнку найти занятие по душе, поверить в свои способности, включится в процесс исследований. Предметное окружение, взаимодействуя на ребёнка, побуждает его к деятельности и ставит в активную познавательную позицию – всё это и лежит в основе развивающего обучения. В группе создала среду таким образом, чтобы каждый ребёнок мог удовлетворить свои потребности, интересы, как на занятиях, так и в свободное время.

На «Полочке умных книг» поместила познавательную литературу, такие книги, как: «Энциклопедия для малышей» Т. Д. Нуждиной, «О чём рассказал телескоп» П. Клушанцева и другие, игры «Кто, где живёт», «Что из чего», «Найди дом для каждого животного», которые развивают логическое

мышление.

В группе мини лаборатория, где находятся компоненты неживой природы. Также дети посещают комнату природы, где проводятся занятия познавательного характера, опыты. Там расположено большое количество разнообразных природных объектов и дидактического материала.

Дети, действуя самостоятельно и вместе с воспитателем, проводят опыты поискового характера, каждый ребёнок приобретает личный опыт методом проб и ошибок. Постепенно элементарные опыты становятся играми – опытами, в которых, как в дидактической игре, есть два начала: учебное – познавательное и игровое – занимательное. Игровой мотив усиливает эмоциональную значимость для ребёнка данной деятельности. В результате, закреплённые в играх – опытах знания о связях, свойствах и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными.

Так, проведя опыты с камнями, дети узнали много интересного: что камень твёрдый, гладкий, можно камешками потрясти и послушать, как они стучат. Особенно детям понравилось рассматривать камешки через лупу, что видно? Дети отметили, что видны узоры, трещины, кристаллики.

А также клали камешки в таз с водой. Выслушали гипотезы детей: одни предполагали, что камешки утонут, так как тяжёлые, другие заметили, что на воде образуются круги, так как есть воздух.

При рассматривании коллекции камней, которую дети собирали на участке детского сада и приносили из дома, обнаружили камешек с дырочками (керамзит) и решили его тоже положить в таз с водой. Понаблюдав за ним, пришли к выводу, что в керамзите много пузырьков воздуха, поэтому он не тонет, лёгкий.

Вспомнили с детьми, в каких сказках говорится о камнях: «Три поросёнка», «Серебряное копытце» и другие. Играли в такие игры как, «Камень, ножницы, бумага», «Что исчезло».

Поиграв в игру «Я положил в рюкзак», рассказала о том, что есть профессия – геолог. Он изучает камни, часто ездит в экспедиции.

На занятие «Горы, горы,горы» рассмотрели глобус, отметили, какие есть цвета и что каждый из цветов обозначает. Затем рассказала о горах, - какие бывают, что могут долго «спать», а затем просыпаться.

В свободное от занятий время решили смоделировать горы. Взяли кусочек ткани и раскрасили его в зелёные и коричневые цвета. Затем ткань разложили на столе. Сказала детям: «Давайте представим, что это участок земли. Можно назвать такое место ровным? Оно называется - равнина». Потом под ткань положили предметы разной высоты, например камни, объяснила, что их нужно класть только под участки коричневого цвета. Рассмотрели с детьми участок, отметили, что на нём появились горы. Так и в природе горы чередуются с равнинами.

Существует мнение, что для успешной подготовки ребёнка к школе нужно, научить детей, как можно раньше читать и писать, считать. Но на много важнее развить у него внимание, мышление, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытия и удовлетворяться ими. Опыты и эксперименты вызывают у детей яркие интеллектуальные эмоции: переходят в интерес к тому, что проходит, как и почему. Благодаря чему и будут развиваться у детей интерес и творчество.

Ещё детям понравилось играть в игру «Гора и камешки»: дети – камешки стоят вместе, плотно прижавшись друг к другу. Это гора. Звучит музыка. Взрослый говорит: «Жила большая гора. Она считала себя самой сильной, но ветер и вода утверждали, что они сильнее. Шли годы. Вода проливалась дождями (звучит музыка, имитирующая капли дождя) и точила камни. Мороз замораживал воду в трещинах, а ветер уносил все маленькие камешки и песчинки с её поверхности (музыка имитирующая ветер). Вот покатился с горы камешек (один ребёнок отходит от остальных, потом другой, третий, и ещё часть детей отходят от центра). Гора становилась всё меньше и меньше, и, в конце концов, стала совсем незаметной (все дети расходятся). Так ветер и вода трудились день за днём – и победили большую гору.

В течение учебного года познакомила детей со многими материалами. Дети были исследователи и экспериментаторы. Книга Д. С. Златопольского «Удивительные превращения» вызвала у детей интерес к проведению опытов и бесед про воду, огонь, песок, глину и многое другое.

Дети узнали свойства и особенности огня, что он может быть опасным и обращаться с ним нужно осторожно, а может быть и волшебником, так как бумагу, стекло, сталь варят на огне. Рассказала детям легенду о Прометее, о том, что он был полубог и получеловек, что он решил помочь людям, добыв волшебный огонь с Олимпа. Сообщила сведения о том, как первобытные люди добывали и использовали огонь в своей жизни.

Также в познавательной форме были проведены наблюдения за песком, глиной, бумагой и другими объектами неживой природы. Например, предложила детям взять стаканчик с песком и высыпать его на лист бумаги, а затем, то же самое сделать с глиной. Мы выяснили, что легче высыпалось: песок или глина? Проведя опыт, сделали вывод, что песок легче высыпать, так как он сыпучий.

Прочитала стихотворение Г. Люшнина «Песчаный дом», затем обсудили, какой песок стал после дождя? Почему песчаный дом сразу рассыпался, после того как пригрело солнышко.

Рассмотрели иллюстрации растительности, животного мира пустыни. После проведения занятий дети усвоили, насколько разнообразны, бывают глина и песок. Песок различается по происхождению, по размеру зёрен, цвету и примесям, а глина бывает разной по цвету и степени водонепроницаемости.

Также провели цикл занятий о воде, где уточнили и закрепили в каких состояниях бывает вода. В апреле месяце в детском саду будет проходить неделя здоровья, где будем проводить с детьми беседы о здоровом образе жизни, отгадывать кроссворд о здоровье. Для того, чтобы воспитательная работа педагогов была результативной, необходимо объединение педагогов и родителей. Совместно с родителями дети будут рисовать рисунки о здоровом образе жизни, где отразят значение воздуха, воды и солнца.

Публикации по теме:

Наблюдаем и мастерим «Паук»Наблюдаем и мастерим «Паук» Мне очень нравятся такие виды занятий, когда сначала с детьми проводятся наблюдения за чем-либо, а потом делается что-то своими руками.

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста при ознакомлении с природой "Человек, в сущности, не думает о том, что у него под ногами. Всегда мчится… и – самое большое – взглянет, как прекрасны облака у него.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Времена года и погода
Автор публикации:
Наблюдаем, исследуем, познаём на занятиях и в свободной деятельности. Обобщение опыта
Опубликовано: 2 января 2014 в 21:40
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние поделки — снеговики. Сотворчество детей и воспитателей.
Доброго времени суток Вам, коллеги и друзья- маамовцы. В предыдущей публикации я рассказала о конкурсе поделок-елочек в нашем детском саду, которые...
Творческий проект «Сказки К. И. Чуковского»
Направленность развития деятельности: комплексная ( познавательно-речевая, продуктивная, изобразительная, театрализованная, музыкальная, игровая) Тип...
Новогоднее оформление 2017.
В том году мы очень рано получили задание – украсить холл с нашей стороны уже в первых числах декабря. Мы чувствовали себя настоящими Марьями...
Постановка мюзикла «Дюймовочка» по сказке Г. Х. Андерсена с детьми подготовительной...
Юные артисты мюзикла входят в зал под музыку и выполняют перестроения Исполняется песня-пролог о доброй давней сказке Г. Х. Андерсена. В...
Детский мастер-класс: «Снегурочкины сестрички!» (техника квиллинг).
В облаках летают Белые пушинки. Все желанья исполняют, Эти балеринки! Ну-ка, подставляй ладошки, И лови зимы-пушинку- Новогоднюю снежинку! Вот и...