Наблюдение — как форма чувственного познания

Тамара Кульменёва
Наблюдение — как форма чувственного познания

Природа – это уникальная книга. Её тираж – один экземпляр.

В период дошкольного детства ребенок открывает мир природы.

Природа – источник ощущения прекрасного. Начальной школой воспитания эстетических чувств, ощущением прекрасного является сама природа. Чувствовать природу человек начинает с колыбели.

Важнейшая задача – ввести ребенка в природу, научить видеть, понимать и чувствовать ее красоту. Сделать это – значит, открыть путь к обогащению человеческой личности, ее эстетической, интеллектуальной и моральной сфер.

Человек, умеющий видеть прекрасное в природе родного края, умеющий удивляться ее совершенству, испытывающий стремление разгадать ее тайны, становится лучше в нравственном отношении, наделен чувством ответственности и стремлением жить по законам красоты. Кто отдаляется от природы, тот лишается не только многих знаний, но и ощущений прекрасного, наполняющих жизнь счастьем.

Важно уметь обращать внимание ребенка на прекрасное в природе.

Поддерживая естественный интерес дошкольников ко всему живому, педагог ведет детей от знакомства с природой родного края к ее пониманию, вызывает желание заботиться о растениях и животных, воспитывает основы экологической культуры, любознательность, чувственного познания окружающей природы родного края.

Наблюдение — это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы.

Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний — установление свойств и качеств, причин изменения и развития объектов (растений, животных) сезонных явлений.

Через наблюдения я решаю следующие задачи:

• на примере природы Родного края познакомить дошкольников с окружающим миром, помочь им осознать своё место в нём;

• нравственное воспитание дошкольников, развивать доброе, заботливое отношение к природе и людям;

• способствовать физическому развитию ребёнка, его оздоровлению;

• учить ориентироваться в родной природе.

Важно, чтобы был диалог с детьми – когда дети не только слушают, а еще и обсуждают, высказывают собственное мнение.

В условиях ФГТ наблюдение важно тем, что оно лежит в основе разных видов деятельности, направленных на познание и осмотр объектов природы, заполнение календарей, коммуникативная - рассказы детей на основе впечатления, продуктивная - это возможность выразить воспитанниками своих впечатлений в рисунках и поделках.

Формирование у дошкольников начал экологической культуры основано в первую очередь на наблюдении.

Определим организационно-методическую форму проведения наблюдений:

Циклическая организация наблюдений.

Пространственная организация наблюдений.

Продолжительность наблюдений.

Структура наблюдения.

Подготовка и организация наблюдений.

Каждое утро мы с ребятами наблюдаем и отмечаем изменения в календаре погоды, выбирая соответствующие карточки - схемы, тем самым формируем интерес к явлениям родной природы, умение сравнивать и анализировать народные приметы.

На прогулках привлекаем внимание детей к окружающим природным объектам живым и неживым. Обращаем внимание детей на появление первоцветов в родной природе, листочков на дереве, знакомим их с насекомыми, птицами нашего края, устраиваем различные игры с использованием песка, воды, веточек, листочков. Организуем наблюдения в цветнике.

Рядом с нашим детским садом, есть лесная зона, где мы можем познакомиться с разнообразием родной природы с растительным и животным миром. Здесь мы с детьми можем провести интересные наблюдения в естественных условиях и сделать важные выводы. Именно здесь мы можем привить любовь и бережное отношение к природе.

Наблюдая красоту природы, восхищаясь ее многообразием и неповторимостью, ее яркими красками и причудливыми формами мы выражаем свои чувства и свой эмоциональный отклик, через создание поделок из природного материала собранного во время экскурсий и прогулок в лес.

Завершить своё выступление хочется словами Гёте

«Природа – это единственная книга, каждая страница

которой, полна глубокого содержания».

Публикации по теме:

Методическое пособие «Природа Земли»Методическое пособие «Природа Земли» В подготовительной группе мы знакомим детей с природой и её особенностями и закономерностями. Как природа взаимодействует с человеком и.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Наша армия
  • Времена года и погода
Автор публикации:
Наблюдение — как форма чувственного познания
Опубликовано: 11 января 2013 в 13:25
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Композиция «Сочной черемухи букет» в технике отпечаток листьями и рисование...
Цель: Закрепление у детей умений создавать композиции с использованием нетрадиционных техник рисования. Задачи: 1. Закреплять у детей умения рисовать в...
План работы методического объединения педагогов МКДОУ «Детский сад №5» на 2017–2018...
«УТВЕРЖДАЮ» Директор МКДОУ «Детский сад №5» ________Л. Б. Битуева «__________» 2017г План работы методического объединения педагогов МКДОУ «Детский сад...
Мастер-класс из пластилина с использованием бросового материала пластиковых яиц,...
Данная разработка будет интересна воспитателям старших и подготовительных групп, жирафов можно использовать в качестве украшения для приемной , такую игрушку...
Фотоотчет «Вас в сказку добрую зовём»
Под таким названием 15 августа в Кореновской детской библиотеке состоялось интересное мероприятие для дошколят ( интерактивная викторина. Дети вместе с...
«Любит лето детвора. На прогулку нам пора». Фотоотчёт об оформлении участка
Уважаемые гости моей странички, дорогие друзья. Предлагаю вам прогуляться по нашему участку. Это оборудование для игр с мячами. Над столом находится...