Наблюдение — как форма чувственного познания

Тамара Кульменёва
Наблюдение — как форма чувственного познания

Природа – это уникальная книга. Её тираж – один экземпляр.

В период дошкольного детства ребенок открывает мир природы.

Природа – источник ощущения прекрасного. Начальной школой воспитания эстетических чувств, ощущением прекрасного является сама природа. Чувствовать природу человек начинает с колыбели.

Важнейшая задача – ввести ребенка в природу, научить видеть, понимать и чувствовать ее красоту. Сделать это – значит, открыть путь к обогащению человеческой личности, ее эстетической, интеллектуальной и моральной сфер.

Человек, умеющий видеть прекрасное в природе родного края, умеющий удивляться ее совершенству, испытывающий стремление разгадать ее тайны, становится лучше в нравственном отношении, наделен чувством ответственности и стремлением жить по законам красоты. Кто отдаляется от природы, тот лишается не только многих знаний, но и ощущений прекрасного, наполняющих жизнь счастьем.

Важно уметь обращать внимание ребенка на прекрасное в природе.

Поддерживая естественный интерес дошкольников ко всему живому, педагог ведет детей от знакомства с природой родного края к ее пониманию, вызывает желание заботиться о растениях и животных, воспитывает основы экологической культуры, любознательность, чувственного познания окружающей природы родного края.

Наблюдение — это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы.

Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний — установление свойств и качеств, причин изменения и развития объектов (растений, животных) сезонных явлений.

Через наблюдения я решаю следующие задачи:

• на примере природы Родного края познакомить дошкольников с окружающим миром, помочь им осознать своё место в нём;

• нравственное воспитание дошкольников, развивать доброе, заботливое отношение к природе и людям;

• способствовать физическому развитию ребёнка, его оздоровлению;

• учить ориентироваться в родной природе.

Важно, чтобы был диалог с детьми – когда дети не только слушают, а еще и обсуждают, высказывают собственное мнение.

В условиях ФГТ наблюдение важно тем, что оно лежит в основе разных видов деятельности, направленных на познание и осмотр объектов природы, заполнение календарей, коммуникативная - рассказы детей на основе впечатления, продуктивная - это возможность выразить воспитанниками своих впечатлений в рисунках и поделках.

Формирование у дошкольников начал экологической культуры основано в первую очередь на наблюдении.

Определим организационно-методическую форму проведения наблюдений:

Циклическая организация наблюдений.

Пространственная организация наблюдений.

Продолжительность наблюдений.

Структура наблюдения.

Подготовка и организация наблюдений.

Каждое утро мы с ребятами наблюдаем и отмечаем изменения в календаре погоды, выбирая соответствующие карточки - схемы, тем самым формируем интерес к явлениям родной природы, умение сравнивать и анализировать народные приметы.

На прогулках привлекаем внимание детей к окружающим природным объектам живым и неживым. Обращаем внимание детей на появление первоцветов в родной природе, листочков на дереве, знакомим их с насекомыми, птицами нашего края, устраиваем различные игры с использованием песка, воды, веточек, листочков. Организуем наблюдения в цветнике.

Рядом с нашим детским садом, есть лесная зона, где мы можем познакомиться с разнообразием родной природы с растительным и животным миром. Здесь мы с детьми можем провести интересные наблюдения в естественных условиях и сделать важные выводы. Именно здесь мы можем привить любовь и бережное отношение к природе.

Наблюдая красоту природы, восхищаясь ее многообразием и неповторимостью, ее яркими красками и причудливыми формами мы выражаем свои чувства и свой эмоциональный отклик, через создание поделок из природного материала собранного во время экскурсий и прогулок в лес.

Завершить своё выступление хочется словами Гёте

«Природа – это единственная книга, каждая страница

которой, полна глубокого содержания».

Публикации по теме:

Методическое пособие «Природа Земли»Методическое пособие «Природа Земли» В подготовительной группе мы знакомим детей с природой и её особенностями и закономерностями. Как природа взаимодействует с человеком и.

Мультимедийная презентация «Творческий отчет по теме «Экологическое воспитание младших школьников» Природа –это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка. В,А,Сухомлинский.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Наша армия
  • Времена года и погода
Автор публикации:
Наблюдение — как форма чувственного познания
Опубликовано: 11 января 2013 в 13:25
+8
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Зимнее оформление веранды.
Каждый год , в начале декабря, в нашем детском саду проходит конкурс на лучшее оформление зимней веранды. Желательно, чтобы веранды были украшены на тему...
Коллективное творчество: «Идет зима, аукает…» (фототчет)
Красавица-зима пришла, заворожила, закружила, унесла в волшебную страну холодных и искристых снегов, блестящих льдов, веселых забав, самого чудесного,...
Мастер-класс по изготовлению лэпбука «Новогодняя сказка» для возрастной группы детей...
Представляю вам мастер-класс по изготовлению лэпбука на новогоднюю тематику. Лэпбук ( lapbook, как его еще называют тематическая или коленная книга, в...
Паспорт второй младшей группы
Паспорт второй младшей группы МДБОУ 121 г. Сочи, Краснодарского края. Раздивалка: шкафчики, и детское творчество В раздевалке есть информационный...
Новогодние снежинки. Мастер-класс
Не за горами Новый год. Этот праздник с нетерпением ждут как дети, так и взрослые. Очень приятными являются и предпраздничные хлопоты. Приходит время...