МААМ-картинки

Наблюдение за берёзкой «Берёзка-символ нашей Родины»

Алёна Гадяцкая
Наблюдение за берёзкой «Берёзка-символ нашей Родины»

Цель: Развивать наблюдательность детей; умение выделять характерные признаки берёзы; показать значение берёзы : дерева- символа русского народа; обогащать словарь детей, воспитывать бережное отношение к природе; познакомить с традициями и обычаями русского народа, фольклором; воспитывать любовь к родному краю.

Публикация «Наблюдение за берёзкой „Берёзка-символ нашей Родины“» размещена в разделах

Материал: изделия из дерева (шкатулка, берёзовый веник, посуда, ложки, лапти, лекарства); туесок с берёзовым соком; стол, стаканчики, магнитофон, рулетка, глина, народные костюмы; венок, цветы.

Ход

- Ребята, сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы попробуйте отгадать, о чем оно?

-Посмотрите на меня (читаю стихотворение)

-Я раскрываю почки.

В зелёные листочки,

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движения полна,

Зовут меня …. (Весна)

- Вспомните, ребята, как называли весну в сказках, былинах (весна- красна, весна- веснянка.)

- А ещё в старину весну зазывали, придумывая различные заклички. Такие как например:

«Птицы прилетите, красну- весну принесите.

Нам зима надоела и весь хлеб у нас съела»;

«Весна, весна, красивая!

Приди, весна с радостью,

С радостью, с радостью,

С великой милостью!»

-Позовём весну и мы! Закройте глаза и не подглядывайте, не подглядывайте. Повторяйте за мной закличку:

«Весна, весна, красивая!

Приди, весна с радостью,

С радостью, с радостью,

С великой милостью!» (2-3 раза)

-Откройте глаза, посмотрите, как красиво стало на нашем участке весной! Всюду зелёная травка, деревья нарядились в зелёный наряд. Послушайте загадку об очень удивительном дереве.

-Она весну встречает,

Серёжки надевает,

Накинута на спинку

Зелёная косынка,

А платьице в полоску,

Ты узнаёшь? (Берёзку)

- Да, это берёзка! Подойдите поближе к нашей красавице- берёзке.

- В некотором царстве, в некотором государстве, а именно в том, в котором мы живём, жила-была Берёзонька, белая да кудрявая, снегом покрытая, всем ветрам открытая.

Спала она всю зимушку. Но вот пришла весна красна, на крыльях прилетела, солнышком пригрела.

Проснулась Берёзонька. Проснулась, на тёплом ветерке прогнулась. Украсилась серёжками. Всем понравилась.

- Внимательно рассмотрите берёзку.

-Что вы можете сказать о ней?

( Ответы детей: ствол у берёзки белый с чёрными полосками; веточки берёзки коричневого цвета; листочки треугольной формой с зазубринками по краям; похож листочек берёзы на сердечко).

- А что ещё есть у берёзки? (Серёжки) - Посмотрите на них, как красиво они висят.

-А для чего они нужны?

( Ответы детей: серёжки- это цветы берёзки. Когда они созреют, ветер и птицы разнесут их по лесу. И там вырастут маленькие берёзки).

- А как же отличить молодую берёзку от старой?

(Ответы детей)

- Правильно, молодцы! Подобно тому, как у стареющего человека на лице появляются морщины, у дерева с возрастом изменяется кора. У молодой берёзки кора белая, тонкая, гладкая, а у старой она тёмного, почти чёрного цвета, особенно у основания ствола. Изменяется не только цвет. Кора старой берёзы толстая, грубая, вся потрескавшаяся. Посмотрите и определите, что старше: эта береза или этот ствол от березы?

-Ребята, давайте определим возраст коры берёзки? Мы знаем, что за год береза утолщается на 2,5 см. Мы с вами измерим с помощью рулетки толщину ствола на высоте 1 метр от земли. Я помогу вам сделать расчет и мы узнаем возраст нашей березки.

(Дети измеряют толщину дерева с помощью рулетки).

А расчет такой: ширину березки мы разделим на 2,5 см – 95 : 2,5 = 38 лет

Наша березка уже много лет растет на нашем участке, она радовала не одно поколение детей детского сада.

- Весной, по народному календарю празднуется День берёзы. В этот день люди пили берёзовый сок.

(Предлагаю посмотреть, что висит на стволе берёзы. Снимаю туесок, а в нем- берёзовый сок).

- Берёзка угощает нас берёзовым соком. Он очень полезен для здоровья человека.

- Попробуйте сок на вкус. Какой вкус у березового сока?

(Дети пробуют сок).

-Скажите спасибо берёзке.

- Все мы любим целебный напиток- берёзовый сок. Когда начинается сокодвижение в дереве, любители этого напитка устремляются в берёзовые рощи. Он уникальный лекарь: отлично очищает кровь, помогает излечивать ангину, болезни кожи; способствует заживлению ран. Берёзовый сок вытекает из надрезов в стволе, сделанный весной до появления листьев. Сбор берёзового сока истощает дерево, к тому же через раны на коре в живые ткани могут проникнуть болезнетворные микробы, дерево может заболеть и в конце концов погибнуть.

Как же можно залечить раны березки? (Ответы детей)

После сбора сока рекомендуется повреждения на коре замазывать глиной.

- Сейчас, мы попробуем залечим раны у нашей берёзки.

(замазывают глиной).

-Да, для русского человека нет дерева роднее, чем берёза. Где бы ни росла берёзка, всюду она приносит людям радость и свет, и большую пользу.

- В старину люди ели из деревянной посуды деревянными ложками; берёзовым веником парились в бане, изгоняли хворь; в берёзовых шкатулках девушки хранили украшения: колечки, серёжки; в лаптях люди ходили в старину; из берёзовых почек делают лекарство.

- Подойдите к столу, сейчас я вас познакомлю с этими изделиями.

- Рассмотрите что можно сделать из березы? (Ответы детей)

- Вот сколько пользы приносит людям берёза. Поэтому люди любят и берегут её. А что нужно делать, чтобы сберечь берёзку?

( Ответы детей: не ломать ветки, беречь от огня, зимой от холода надо закрывать ствол берёзы снегом, чтобы корни не замёрзли, а летом берёзе помогает солнце и дождик).

- Русский народ любил берёзку сложил о ней много песен, стихов. А кто из вас, ребята, знает стихи о берёзке?

- Ребё нок: 1). Люблю берёзку русскую,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчике.

С красивыми застёжками,

С зелёными серёжками.

2). На полянке,

На пригорке,

Под окном, среди полей

Белокурая берёзка-

Символ Родины моей.

- Молодцы! Да, ребята символом России береза считается с давних лет. Вряд ли можно представить русское поле без белой березки, или русский лес без березовой рощи. Береза была символом возрождения и чистоты (ведь по весне она распускается одной из первых). Береза практически самое распространенное дерево в России. Береза была символом счастья. Да и само слово «береза» означает «беречь».

Ни в одной стране мира нет столько берёз, как у нас, в России. Мила она русскому человеку, любит наш город зелёную красавицу и за красоту, и за пользу, которую она приносит.

- Россия! Русские берёзы! Слова- то, какие звонкие и чистые! Как родниковая вода! Крепкие, как алмаз! Нежные, как руки матери! Дорогие, как мама!

Где бы ни росла берёзка, всюду она приносит людям радость и свет.

Берёза- символ России, нашей Родины. И быть ей на наших просторах вечно, потому что вечен наш народ, вечна земля русская!

- Приход весны всегда сопровождался весельем, смехом, песнями и хороводами: девочки плели венки из первых весенних цветов, а мальчики украшали свой головной убор небольшими букетами. Все надевали самые лучшие, самые красивые наряды.

- Ребята, давайте и мы нарядимся как в старину (дети переодеваются в русские народные костюмы).

-На полянке уже расцвели очень красивые, яркие цветы. Пойдемте нарвём букет и я вам сплету веночек. (Дети собирают цветы и приносят педагогу в коробочку, педагог имитирует плетение веночка и достаёт готовый венок).

-Вот какой красивый получился венок. А я вспомнила очень интересную игру с нашим веночком. Она называется «Березка»

- А вы помните эту игру? (Да). Хотите в нее поиграть?

- Тогда вставайте скорее в хоровод. Будем играть и славить березку.

Кто будет первой берёзкой, давайте выберем с помощью считалки. (Ребёнок считает).

-Дети становятся в круг и поют:

Берёзка белена,

Маковка зелена,

Летом мохнатенькая,

Зимой сучковатенькая,

Берёзка зелёненькая,

Весной весёленькая,

Среди поля стоит,

Листочками шумит,

Гремит, гудит, нам стоять не велит.

(Ребёнок «Березка», стоящий за кругом, под песню обходит всех играющих. По окончанию слов, ребёнок останавливается и поднимает вверх платочек. Дети стоящие между платочком, поворачиваются спиной и бегут по кругу в разные стороны. Дети стоящие по кругу хлопают в ладоши. Кто первый прибежит на пустое место, и возьмёт платочек, тот и выиграл. Оставшийся ребенок надевает на голову веночек, берет в руку платочек и начинает игру заново. (3-4 раза).

- Вот и подружились мы с берёзкой и будем часто навещать её, веселить своими хороводами и играми.

- А теперь, давайте попрощаемся с нашей березкой! До новых встреч.

Публикации по теме:

«Веселые посиделки, или Раз, осенним вечерком»«Веселые посиделки, или Раз, осенним вечерком» Стало доброй традицией приглашать в гости к нам, в реабилитационный центр, гостей. Вот и в этот раз на "Веселые посиделки"пришли представители.

Мини-музей «Русская изба»Мини-музей «Русская изба» Задачи:Приобщать детей к русским национальным культурным ценностям. Знакомить детей с разными формами русского народного творчества, с бытом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Наблюдение за берёзкой «Берёзка-символ нашей Родины»
Опубликовано: 23 февраля 2015 в 14:48
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД