Наглядно-игровое пособие «Мнемокубы: дикие животные наших лесов»

Игнатьева Ольга
Наглядно-игровое пособие «Мнемокубы: дикие животные наших лесов»

Наглядно-игровое пособие «Мнемокубы: дикие животные наших лесов» ориентировано на дошкольников 3-6 лет, имеющих разный уровень речевой подготовки. Может использоваться на подгрупповых и индивидуальных занятиях по ознакомлению с окружающим миром, на коррекционных занятиях учителей-логопедов и дефектологов, в играх и упражнениях с элементами драматизации.

Пособие представляет собой меховые кубы (20*20см, передающие основную окраску шерсти диких животных (медведь - коричневый, заяц - белый, волк – серый, лиса – рыжая) и их отличительные особенности (у зайца длинные уши короткий хвост, у лисы - пушистый хвост с белым кончиком, у медведя – круглые, маленькие ушки и т. д.). На передней стороне куба располагается мнемотаблица, закрытая прозрачным пластиком. К кубам прилагается комплект, состоящий из трех мнемотаблиц и цветных изображений диких животных. В мнемотаблице схематически отображен план описательного рассказа. Схемы усложняются в зависимости от возраста и речевого развития. Схемы легко заменить, благодаря съемной передней панели.

Пособие многофункционально:

- знакомство с особенностями жизни диких животных нашей местности;

- составление описательного рассказа по образцу, аналогии, самостоятельно по схеме;

- обучение составлению и отгадыванию описательных загадок о диких животных нашей местности.

Данное пособие предусматривает успешную компенсацию психоречевой недостаточности у детей благодаря:

- тесной связи речи и мыслительной деятельности;

- слиянию мнемотехнических приемов и тактильных ощущений;

- коррекционно – развивающему характеру речевого материала;

- игровой атмосфере деятельности.

Предлагаю следующие варианты игр с использованием наглядно-игрового пособия «Мнемокубы: дикие животные наших лесов».

«Составление описательного рассказа о диком животном»

(младший дошкольный возраст)

Цель: Уточнение и расширение словаря по теме «Дикие животные», обучение повторению описательного рассказа вслед за логопедом с опорой на мнемотаблицу. Развивать психические процессы: внимание. Память, наглядно-действенное мышление, умение соотносить знаковые символы с образами.

Логопед демонстрирует детям мнемокуб «Волк» и предлагает детям догадаться, какой зверь прибежал к ним в гости. Дети рассматривают куб. обследуют его руками. Далее педагог предлагает прослушать, что волк расскажет о себе. Беседа по содержанию. Дети отвечают с опорой на мнемокуб. Педагог побуждает детей к самостоятельному рассказу с опорой на пособие.

Путешествие в лес»

(средний дошкольный возраст)

Цель: Уточнение и расширение словаря по теме «Дикие животные» (называть отличительные признаки дикого животного, учить детей составлять рассказ-описание по аналогии связно, последовательно, развивать способность к эмпатии. Совершенствование грамматического строя речи (употребление имен существительных в косвенных падежах). Воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Мнемокубы расставлены в разных частях кабинета. Раздается стук в дверь. Входит почтальон Печкин и просит детей помочь ему разнести корреспонденцию для животных. На конвертах написаны загадки о зверях. Дети отгадывают их. Далее Печкин ходит по лесу и знакомится с дикими животными. Задача ребенка: выбрать себе мнемокуб и от имени дикого животного рассказать о нем.

«Отгадай загадку – найди отгадку»

Цель: Активизация и актуализация словаря по теме «Дикие животные», совершенствовать умение составлять описательные загадки о диких животных. Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление существительных и прилагательных с уменьшительными суффиксами). Развивать связную речь, тактильные ощущения. Воспитывать навыки сотрудничества на занятии, волевые качества личности (дослушать рассказ сверстника до конца).

На мольберте выставлены картинки с изображением диких животных. За ширмой расположены все мнемокубы данного пособия. Ребенок заходит за ширму и составляет описательную загадку, ориентируясь на мнемотаблицу. Задача детей: отгадать загадку и ласково назвать животное. Это рыженькая лисичка; серенький волчок и т. д.

Наглядно-игровое пособие «Мнемокубы: дикие животные наших лесов»

Использование наглядно – игровых пособий на занятиях по развитию

связной речи позволяет, учитывая особенности восприятия (слуховое, зрительное, кинестетическое, задействовать и развивать все анализаторы ребенка, включать различные механизмы памяти, активизируя правое и левое полушария головного мозга,

мнемотехника, составляющая суть пособий, является одним из средств

здоровьесбережения, так как создает условия для прочного и осмысленного запоминания и усвоения учебного материала без ущерба для здоровья.

Мнемотехнические приемы, опираясь на сохранные процессы памяти, развивают другие, что делает их применение универсальным для любых детей (как с нормальным, так и с проблемным развитием).

Используемая и рекомендованная литература:

Ткаченко Т. А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. Приложение к пособиям «Учим говорить правильно» - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2001. – 16с. (Практическая логопедия.)

Белоусова Л. Веселые встречи. – СПб. : ДЕТСТВО - ПРЕСС,2003

Большева Т. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – СПб. : ДЕТСТВО - ПРЕСС,2001.

Публикации по теме:

Составление рассказа-описания по теме «Фрукты». Данная презентация может быть использована для составления рассказа - описания по теме "Фрукты" при работе с детьми старшего дошкольного.

Электронное дидактическое пособие «Дикие животные» для второй младшей группы Пояснительная записка Данное электронное пособие предназначено для детей младшего дошкольного возраста и может быть использовано педагогами.

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
  • Дикие животные
  • Дикие животные
Автор публикации:
Наглядно-игровое пособие «Мнемокубы: дикие животные наших лесов»
Опубликовано: 5 октября 2013 в 15:02
+77
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 59.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...
Тематическое планирование в подготовительной группе (сентябрь — декабрь)
Месяц События, праздники, традиции Тема недели Формы организации образовательной деятельности Сентябрь – 1 неделя «День знаний» «Встречи друзей после...
Сценарий осеннего утренника для средней группы
Дети входят в зал с осенними листьями, обходят один круг и становятся полукругом. Ведущий: Птички улетели, Листья пожелтели, Дни теперь короче,...
Проект на тему «Формирование познавательного интереса к исследовательской...
Уважаемые коллеги! В период активизации простудных заболеваний, я провожу с детьми весь комплекс закаливающих мероприятий. Также дети с большим удовольствием...
Итоговое комплексное занятие в старшей группе «Путешествие на необитаемый остров»
«Путешествие на необитаемый остров». Конспект итогового занятия за первый квартал в старшей группе. Цель: Формировать познавательный интерес к природе....