Получи документы

Наказание как элемент воспитательного воздействия.

Галина Бенда
Наказание как элемент воспитательного воздействия.

Наказание как элемент воспитательного воздействия.

Наказание надо рассматривать как один из элементов воспитательного воздействия на детей. Если применять его, то не изолированно, а в сочетании с другими методами и приемами. Вместе с тем надо учитывать характер проступка, возраст ребенка, его физическое и психическое со-стояние, а также сложившиеся взаимоотношения детей с воспитателем. Наказывая, педагог должен убедить детей, что нарушать установленный порядок недопустимо. Не следует думать, что частые наказания полезны. Привыкнув к ним, дети перестанут на них реагировать.

Публикация «Наказание как элемент воспитательного воздействия,» размещена в разделах

Важно, чтобы воспитатель думал не столько о выборе наказания, сколько о предупреждении возникновения конфликта, нарушения установленного режима. Если жизнь детей заполнена интересными играми, занятиями, прогулками, если в коллективе поддерживаются дружеские взаимоотношения, жизнерадостное настроение и детям некогда шалить от скуки, безделья, то и наказывать их не приходится.

Нужно помнить, что только договоренность между воспитателями о единстве требований вырабатывает у детей определенное отношение к дозволенному и запрещенному. Иногда можно услышать от детей такие реплики: «Вчера нам не разрешали, а сегодня можно…». Естественно, что при подобном разнобое в требованиях детям трудно усвоить необходимые нор-мы поведения.

Прежде чем наказывать, надо понять, чем вызвано нарушение принятого порядка. Причины бывают самые разнообразные. Случается, что дети нарушают порядок по неопытности или из-за отсутствия навыков: ребенок пролил кисель на скатерть, испортил игрушку. Малышам, привыкшим дома действовать в одиночку, первое время трудно спокойно играть рядом или вместе с другими детьми. Много терпения потребуется от воспитателя, чтобы приучить их не ссориться, не отнимать игрушку, не драться.

После длительного сидения или малоподвижной игры у детей появляется потребность в усиленных движениях, громких разговорах, и этим нарушается обычный спокойный ритм жизни. Нужно ли наказание в подобных случаях? Конечно, нет. В этом случае необходимо предоставить детям возможность двигательной разрядки. Предвидя возбуждение детей после малоподвижных занятий, опытный воспитатель стремится целесообразно использовать их накопившуюся энергию (например, предлагает соревнование - кто скорее оденется на прогулку) и тем самым избежать наказания.

Не надо изолировать маленьких нарушителей порядка от детского коллектива. Ребенок, не умеющий аккуратно есть или совместно играть, не приобретет необходимые навыки, если в наказание его посадят за отдельный стол. Изолированному ребенку воспитатель меньше уделит внимания, а отсутствие примера для подражания не облегчит совершенствование навыка. Наказания не окажут должного воздействия на ссоры маленьких детей из-за игрушек, если при этом не будет увеличен ассортимент игрушек или если воспитатель не покажет ребятам, как играть вместе.

Бывают случаи, когда ребенок преднамеренно создает конфликт. Тогда воспитатель вынужден прибегнуть к наказанию, показать, что такое поведение недопустимо, и внушить, что подобный поступок не должен повторяться. Обычная форма наказания - замечание, выговор. Важно, чтобы это помогло ребенку понять, в чем его вина. Замечание, выговор должны быть ясными, краткими, без запальчивости и раздражения. Если замечание относится к одному ребенку, лучше не привлекать к нему внимание всей группы, это может привести к излишнему возбуждению других детей.

Однако некоторые наиболее значительные проступки детей старшего возраста (небрежное отношение к игрушкам, пособиям, растениям, агрессивность в общении и поведении и др.) могут обсуждаться в детском коллективе, и по ним должны быть сделаны конкретные выводы. Но здесь воспитателю надо проявить тактичность и выдержку и не допускать выражений, оскорбляющих достоинство провинившегося.

Требуется также осторожность при выявлении виновника. Нельзя заранее решать, что виноват обычный нарушитель порядка. «Так и знала, - говорит воспитатель, - опять Петя безобразничает», хотя Петя в этот раз может быть и невиновен. Своими несправедливыми подозрениями воспитатель убеждает таких шалунов-«хроников», что они неисправимы.

В выборе наказания должна быть известная логическая связь с поступком. Для ребенка, который во время игры ведет себя шумно, грубо (толкает, подставляет ножку) или на занятиях мешает слушать, справедливым будет наказание, если его исключат из общей игры или занятия. Если кто-нибудь на прогулке нарушает порядок перехода через улицу, вполне естественно, чтобы воспитатель взял такого ребенка за руку и не отпускал в течение всей прогулки, выражая этим недоверие. Только тогда «нарушитель» почувствует себя наказанным. В ответ на грубость ребенка, отказ выполнить требование взрослых целесообразно прекратить с ним разговор, сделать вид, что его не замечаешь.

Можно ли в виде наказания укладывать детей в постель? Ни в коем случае! Надо категорически возражать и против всякого рода запугиваний: «Если будешь сосать пальцы, мы их отрежем», «Не прекратишь безобразничать, попросим врача сделать укол» или «Вызовем милицию». Дети только вначале верят в реальность такого рода угроз, а педагоги таким образом теряют авторитет.

Чтобы наказание дало положительные результаты, надо знать характер ребенка, которого наказываешь. Если на одного производят впечатление холодный тон, недовольный взгляд воспитателя, то другой останется к этому равнодушным, и для него потребуется более сильное воздействие.

Можно пройти мимо незначительных проступков, совершенных детьми, недавно принятыми в детский сад, но к тем, кто хорошо знает правила детского сада, следует предъявлять больше требований. Однако воспитатель никогда не должен забывать, что перед ним растущий, формирующийся человек, сущность которого не в его недостатках, а в способности под влиянием педагога приобрести лучшие качества личности.

Публикации по теме:

Патриотическое чувство как положительный результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на ребенкаПатриотическое чувство как положительный результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на ребенка «Патриотическое чувство, как положительный результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на ребенка» (из опыта работы).

Консультация «Дисциплина. Поощрение и наказание» Подготовила воспитатель МДОУ «Детский сад комбинированного вида №8 п. Дубовое» Прутникова Наталия Станиславовна Научить ребенка дисциплине.

Консультация для родителей «Похвала и наказание» Насколько ребенку труднее живется, чем взрослому? Его постоянно оценивают. Что бы он не сделал - хорошо, хороший мальчик,а если плохо.

Наказание ребенка ВАЖНОЕ ПРАВИЛО: психoлoги сoветуют нaкaзывать рeбенка в самых крайних случаях – когда демoнстрируют непoвинoвение. Если наказания не избежать,.

Наказание вред или польза для ребенка Предлагаю усомниться в искренности тех мам, которые убеждают, что педагогический процесс возможен без применения физического наказания.

Педагогическая гостиная: «Сказка как метод воздействия» Уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами поговорим о сказках как методе воздействия на чувства, методе коррекции психического здоровья ребенка,.

Педагогический проект. Сказкотерапия как средство психоэмоционального воздействия на ребенка Педагогический проект: «Сказкотерапия как средство психоэмоционального воздействия на ребёнка.» «Берегите счастье, оно приходит один.

Поощрение и наказание Поощрение и наказание «за» или «против». В семье наиболее распространенными мерами воздействия на детей являются наказание и поощрение.

Родительское собрание «Поощрение и наказание» Поощрение и наказание детей в семье. (доклад + презентация для родительского собрания) Цель: познакомить родителей с видами поощрения и.

Родительское собрание «Поощрение и наказание в семье» Родительское собрание «Поощрение и наказание в семье» Цели и задачи: 1. Обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребенка в семье.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Наказание как элемент воспитательного воздействия.
Опубликовано: 30 января 2017 в 09:50
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД