«Создание информационно-образовательного пространства ОУ». Работа по развитию познавательной активности дошкольников

Елена Никитина
«Создание информационно-образовательного пространства ОУ». Работа по развитию познавательной активности дошкольников

Никитина Елена Владимировна

воспитатель

МДОУ Двуреченский детский сад

Пермского района

Работа воспитателя по развитию познавательной активности в экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Основная цель дошкольного воспитания дать каждому ребенку базовое образование, дать основы базовой культуры (развитие сенсорики, умственное, эстетическое, нравственное воспитание). Для реализации данной цели, в условиях нашего дошкольного учреждения, создаются все условия. Формируется соответствующая предметно - развивающая среда, дети включаются в непосредственно-образовательную деятельность, в совместную деятельность с педагогом и т. д. Но, зачастую, все это протекает слишком формально, по расписанию. Я считаю, что основной причиной этого является не сформированная и не развитая познавательная активность детей.

Дети познают окружающий мир постоянно и непрерывно. Но, в последнее время, учитывая особенности современного ритма жизни, дети теряют интерес к окружающему миру. Их больше волнуют компьютер, телевизор. Формируется потребительское отношение к жизни в целом. А ведь именно интерес является определяющим фактором в процессе овладения знаниями. Многие педагоги подчеркивают первостепенное значение интереса в обучении. Интерес – это форма проявления познавательных потребностей. А познавательная активность – это интерес к учебной деятельности, к приобретению знаний, к науке. Поэтому, на мой взгляд, в дошкольном детстве, необходимо отдать предпочтение формированию и развитию познавательной активности. Так как именно благодаря этому формируются предпосылки учебной деятельности.

Из различных средств развития познавательной активности, наиболее эффективным, по - моему мнению, является экспериментальная деятельность, которая является одним из видов форм организации педагогической работы.

Исходя из вышесказанного, я определила основную цель своей работы - сформировать первоначальные сведения детей о предметах, явлениях окружающего мира в процессе экспериментирования.

Исходя из этого, я выделила следующие задачи:

- познакомить детей с экспериментированием как видом деятельности;

- отработать с детьми последовательность проведения эксперимента (цель, предметные действия, результат);

- внедрить алгоритм поисковой деятельности (цель, гипотеза, эксперимент, обработка результатов, вывод);

- научить детей анализировать, рассуждать, делать умозаключения на материале эксперимента;

- научить детей самостоятельно проводить простейшие опыты.

Проанализировав психолого-педагогическую литературу, я выделила основные факторы, с учетом которых должна разрабатываться и использоваться экспериментальная деятельность:

- возраст, опыт детей, ведущий вид деятельности;

- доступность содержания;

- сочетание наглядного материала, словесного комментария воспитателя и действий детей;

- обеспечение «культурной практики» детей в эксперименте;

- сохранение положительного эмоционального настроя детей, активизация любознательности;

- соблюдение темпа и времени проведения экспериментов в педагогическом процессе;

- постепенное усложнение экспериментов;

- цикличность организации экспериментальной деятельности.

Для того, чтобы определить уровень развития познавательной активности детей, мной была проведена начальная диагностика в двух группах – экспериментальной (9 человек) и контрольной (9 человек). Я использовала методику «Дерево желаний» В. С. Юркевич.

Результаты диагностики показали следующий уровень развития познавательной активности: в экспериментальной группе детей с высоким уровнем – 11,2%, со средним – 22,2%, низким – 66,6%; в контрольной группе детей с высоким уровнем 11,2%, со средним – 44,4%, с низким – 44,4%. (Приложение 1)

В экспериментальной группе мной была проведена работа по теме «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у детей 5-6 лет». В практической работе, по развитию познавательной активности, я использовала различные методы и приемы, такие как:

- наблюдение;

- экспериментирование;

- моделирование

- проблемная ситуация;

- проблемная задача;

- метод проб и ошибок.

Также использовала различные способы организации деятельности:

- малые группы;

- индивидуальная работа.

Для детей были изготовлены модели-схемы опытов. (Приложение 2)

Совместную деятельность с детьми проводилась один раз в неделю, во второй половине дня, продолжительностью 20-25 минут.

В рамках недели экспериментальной деятельности мной была проведена совместная опытно-экспериментальная деятельность на тему «Занимательный мир астрономии». (Приложение 3)

Я принимала участие в работе проблемной группы воспитателей ДОУ на тему «Развитие творческих способностей детей» в декабре 2012г. Мной была показана совместная деятельность на тему «Развитие творческих способностей в совместной деятельности воспитателя и детей в процессе экспериментирования». (Приложение 4)

Мной велась работа, в том числе и с родителями. Для них была изготовлена памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»; оформлены папки-передвижки «Эксперименты с воздухом», «Эксперименты с водой», «Эксперименты с огнем»; оформлена фотовыставка «Мы исследователи». (Приложение 5)

Для педагогов я оформила картотеку экспериментов и провела консультацию на тему «Клуб любопытных и любознательных». (Приложение 6)

Для оценки результативности моей деятельности и выявления уровня развития познавательной активности, была проведена итоговая диагностика, которая показала следующие результаты: в экспериментальной группе детей с высоким уровнем развития познавательной активности – 55,6% (было 11,2%, средним - 44,4% (было 22,2%, низкий уровень – отсутствует (было 66,6%); в контрольной группе детей с высоким уровнем развития познавательной активности – 22,2% (было 11,2%, со средним – 55,6% (было 44,4%, с низким уровнем развития – 22,2% (было 44,4%). (Приложение 1)

По результатам итоговой диагностики видно, что в экспериментальной группе показатели лучше, чем в контрольной. Изменения заметны и в поведении детей. Если в начале года дети больше играли в «Дочки-матери», «Парикмахерская», «Магазин», «Гараж» и т. д., то в конце года любимой сюжетно-ролевой игрой детей стала «Школа», «Детский сад». На прогулки дети берут с собой лупы, измерительные приборы (линейки, сантиметры, рулетки, баночки для сбора образцов и т. д. Дети стали задавать больше вопросов, их интересуют взаимосвязи всего живого и неживого в природе.

Практика показала, что экспериментальная деятельность способствует развитию познавательной активности детей, и, как следствие, пробуждает их интерес, что является основной развития предпосылок учебной деятельности.

В дальнейшем мной планируется продолжение работы по экспериментированию с детьми, в перспективе дети будут сами разрабатывать модели-схемы опытов, сами выбирать тему экспериментирования (в рамках развития организационных способностей). Также планируется совместный с родителями долгосрочный проект «Посади семечко».

«Создание информационно-образовательного пространства ОУ». Работа по развитию познавательной активности дошкольников
Публикации по теме:

Программное обеспечение дошкольного образовательного учреждения Образовательная программа Муниципального дошкольного образовательного учреждения Двуреченский детский сад общеразвивающего вида Программное.

Визитная карточка воспитателя Сузик Светланы Анатольевны МОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КРЕДО: ЖИТЬ В ЛЮБВИ, ДОБРОТЕ И ЗАБОТЕ, Я С ДЕТЬМИ – ЭТИМ СЧАСТЛИВА Я! РАЗРАБОТАЛА МЕТОДИЧЕСКИЕ.

Библиотека изображений:
  • Математика
  • Геометрические фигуры
  • Транспорт
Автор публикации:
«Создание информационно-образовательного пространства ОУ». Работа по развитию познавательной активности дошкольников
Опубликовано: 29 января 2014 в 09:30
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
НОД «Наблюдение за примулами» (фотоотчет)
Цель : расширять знания и представления детей о первоцветах ( примулах) Планируемые результаты: - проявляется детская любознательность -...
Оформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и...
В последнее время в педагогической жизни набирает силу такая форма взаимодействия с родителями, как домашнее задание. Эта форма стала одной из моих любимых,...
Районный семинар для педагогов ДОУ (фотоотчет)
Ежегодно на базе детских садов нашего района проводятся семинары для педагогов дошкольных учреждений. Их целью является постоянный обмен опытом и знаниями в...
Мастер-класс по аппликации «Строим скворечник для скворца»
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире. Воспитание интереса к птицам, заботливого отношения к ним. Задачи: 1. Учить детей изображать в...
Детский мастер-класс «Пасхальное яйцо» для детей средней группы
Уже совсем скоро мы будем праздновать праздник Светлой Пасхи. Не секрет, что к этому празднику на Руси была традиция - расписывать пасхальные яйца....