Направления работы воспитателя по формированию глагольного словаря у дошкольников с ОНР

Татьяна Петрова
Направления работы воспитателя по формированию глагольного словаря у дошкольников с ОНР

Направления работы воспитателя по формированию глагольного словаря дошкольников с ОНР.

Ни для кого не секрет, что при обследовании детей с ОНР выявляется очень низкий уровень развития глагольного словаря, дети затрудняются употреблять в самостоятельной речи глаголы совершенного и несовершенного вида, путают между собой похожие глаголы (шьет, вяжет, вышивает) и т. д.

Основным направлением в проведении коррекционной работы является коррекционно – воспитательная работа, проводимая педагогами дошкольного образования. Это направление является важным потому, что успех формирования правильной речи у дошкольников с нарушениями речи во многом зависит от того, насколько продуктивно осуществляется процесс закрепления речевых навыков и умений, приобретаемых детьми, под руководством логопеда. Таким образом, цель работы воспитателей – закрепление навыков и умений по формированию глагольного словаря, которые дети получают на логопедических занятиях. Решению этой цели подчиняются следующие задачи:

Формирование у детей доступного, необходимого их пониманию объема знаний по той или иной теме во время наблюдений на прогулках и экскурсиях;

Способствовать развитию речи детей, проводя работу по накоплению, обогащению и активизации словаря глаголов, уточнению значений слов;

Формирование положительных навыков общего и речевого поведения, совершенствование навыков общения;

Закрепление навыков пользования доступной активной самостоятельной речью.

Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений. В других случаях воспитатель сосредотачивает свое внимание на закреплении результатов, достигнутых на логопедических занятиях.

При изучении каждой новой темы совместно с логопедом намечается тот словарный минимум, который дети должны усвоить в импрессивной и экспрессивной речи. Словарь, предназначенный для понимания, должен быть значительно шире, чем для активного использования в речи.

Материал, изучаемый детьми под руководством логопеда, воспитатель закрепляет в условиях естественной коммуникации воспитанников (на занятиях, во время режимных процессов).

Итак, рассмотрим, как можно пользовать общеобразовательные занятия для закрепления глагольного словаря.

Приучаясь сопровождать речью выполняемые на занятиях действия, дошкольники с ОНР на математических занятиях используют такие глаголы как: считаю – считаем, составляю – составляем, добавляю – добавляем. Помимо этого закрепляются грамматические категории глагола: ед. и мн. ч наст. времени. Это можно проследить на материале «Наш детский сад», когда дети упражняются в употреблении глаголов: спит – спят, играет – играют, ходит – ходят, моет – моют и т. д.

Подводя итоги занятия, и привлекая к участию в этом детей, воспитатель с помощью вопросов: «Что вы делали на занятии? Какое задание ты выполнял?», подводит детей к использованию в ответах глаголов ед. и мн. ч прш. вр. (делал – делали, узнал – узнали и т. д.)

на занятиях по изодеятельности детей можно знакомить с новыми словами, учить понимать, различать и употреблять слова в активной речи. Ребенок знакомится с названиями действий, которые он производит с предметами. В продуктивной деятельности слова – действия усваиваются намного быстрее и легче, так как есть возможность связать непосредственно выполняемые действия со словом. Например: взял карандаш, прижал салфетку, веду линию, рисую мяч и т. д.

следует отметить, что например, приставочные глаголы дети начинают усваивать значительно раньше, если во время деятельности воспитатель часто употребляет их, говоря о том, что делает ребенок: режет, обрезает, вырезает, разрезает и т. д., естественно повтор за воспитателем детьми.

На каждом занятии необходимо побуждать детей, сопровождать не только свои, но и действия других детей речью. Например: «Сережа берет ножницы», «Витя уже взял ножницы». Побуждающим моментом будет вопрос воспитателя.

Большое влияние на развитие словаря детей оказывают литературные произведения, поэтому во время ознакомления с произведениями тоже можно закреплять глагольный словарь. Для этого подбираются рассказы, стихи в которых есть знакомые детям слова – действия. После прочтения произведения воспитателем дети должны назвать действия, которые они услышали.

Например, потешка:

Водичка, водичка

Умой мое личико,

Чтоб глазки блестели,

Чтоб щечки горели,

Чтоб смеялся роток

И кусался зубок».

Можно не только назвать действие, но и подобрать к нему ряд существительных. Например, блестели- что еще может блестеть? (снег на солнце, звезда и т. д).

Все рассмотренные примеры позволяют говорить о том, что общеобразовательные занятия оказывают большую помощь в закреплении и уточнении глагольного словаря.

Помимо этого большая часть лексического материала может успешно закрепляться во время режимных процессов.

Так, в соответствии с целями логопедической работы сначала проведение режимных моментов необходимо организовать так, чтобы он способствовал

Развитию понимания детьми обращенной к ним речи и способствовал закреплению их навыков, связанных с:

Применением изученных на практическом уровне приемов словообразования и словоизменения глаголов с приставками;

Составление словосочетания, простых предложений по реальным действиям, вопросам, картинкам;

Затем, учитывая возрастание речевых возможностей детей, в режимные моменты вводят различные формы лексического материала. В ходе данных заданий дети постепенно приучаются использовать, как можно больше глаголов при описании выполняемых действий (я одеваю куртку, я снимаю куртку и т. д.)

В процессе одного режимного процесса можно сочетать решение коррекционных задач разного типа. Например, выполняя обязанности дежурных по столовой, дети приучаются последовательно выполнять необходимые действия с учетом инструкции воспитателя, называть их, а также упражняться в правильном употреблении лексики связанной с понятием «посуда» и ее виды.

В повседневной жизни детей закрепляются и уточняются различные грамматические формы глаголов, значение и употребление глаголов совершенного и несовершенного вида.

Значительное место в процессе фронтальной словарной работы отводится расширению запаса активной и пассивной лексики, тренировке детей в употреблении различных средств словообразования. Уточняя значение известных детям слов, необходимо содействовать более глубокому пониманию дошкольниками слов, близких и противоположных по значению, стимулировать употребление глаголов.

Например, во время работы на участке воспитатель с помощью пояснений, указаний, а также сопровождая речью производимые им действия, приучает воспитанников четко различать глаголы совершенного и несовершенного вида (поливает – полил; собирает – собрал, определять по действию число предметов (растет – растут, их род (собрал – собрала). Задавая вопросы воспитатель побуждает детей к использованию глаголов, обозначающих действия, близкие по смыслу (наливает, выливает, поливает и т. д).

Помимо этого в ходе подготовки к занятиям, дежурства по столовой и уголку природы воспитатель побуждает детей к называнию выполняемых действий, что также способствует развитию умения составлять простые предложения, а затем и связные высказывания о проделанной работе.

При наблюдении за объектами окружающей действительности воспитатель знакомит детей с новыми словами, уточняет их значение, способствует их повторению в разных ситуациях, активизации в собственной речи детей. Эта работа одновременно является и основой для проведения речевых упражнений на логопедических занятиях и способствует совершенствованию

имеющихся у детей речевых навыков.

Таким образом, рассмотрев направления работы воспитателя можно сказать, что во время режимных моментов и занятий воспитателем создается практическая база для активной отработки необходимого словаря сначала на уровне понимания, а затем и употребления.

Публикации по теме:

Аналитическая справка о результатах мониторинга Аналитическая справка о результатах промежуточного мониторинга освоения детьми образовательной программы. Трижды в год в детском саду проводятся.

Картотека дидактических игр по развитию речи. Тема «Дикие животные» «Кто где живёт». Программное содержание. 1. Активизация словаря. Формировать представление об образе жизни диких.

Библиотека изображений:
  • Праздники
  • Праздники
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Направления работы воспитателя по формированию глагольного словаря у дошкольников с ОНР
Опубликовано: 13 января 2013 в 15:30
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Снеговик нового года»
Зимушка - зима продолжает нас радовать снежком и солнечными денечками! Задавая деткам вопросы о том, как они провели выходными дни, слышу однообразные...
«Зима-прекрасное время года» фото отчет наших творческих работ.
Все времена года прекрасны по своему. Нельзя сказать, что одно время года лучше другого. Каждое приносит столько радости, красоты, запоминающихся моментов....
Мастер класс
Нестандартное физкультурное оборудование для детского сада из бросового материала своими руками. Цель: изготовление нестандартного оборудования из...
Наши пернатые друзья: коллажи с зимующими птицами
Приветствую Вас, дорогие коллеги! Когда однажды, я спросила детей с прошлого выпуска, каких зимующих птиц им хотелось бы нарисовать, они разделились во...
Формирование правильного произношения звуков у детей с ОВЗ.
Изучение недостатков речи у детей с ограниченными возможностями здоровья ( умственной отсталостью, это касается детей с лёгкими формами) показало, что в...