Лучший педагог года

Народная игра как средство поликультурного воспитания дошкольников

Ольга Тепикина
Народная игра как средство поликультурного воспитания дошкольников

Народная игра как средство поликультурного

воспитания дошкольников

Тепикина О. А.,

Воспитатель НДОУ

Детский сад № 157 ОАО «РЖД»

Публикация «Народная игра как средство поликультурного воспитания дошкольников» размещена в разделах

В докладе Международной комиссии по образованию ЮНЕСКО в 1997 г. было провозглашено, что воспитание и обучение должны содействовать тому, чтобы, с одной стороны, человек осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в современном мире, а с другой - привить ему уважение к другим культурам. В документе подчеркнута двуединая задача: освоение подрастающим поколением культурных сокровищ собственного народа и воспитание уважительного отношения к культурным ценностям иных национальностей.

В России поликультурное воспитание - ответ на потребности многонационального населения. В связи с увеличением потока иммигрантов из стран ближнего и дальнего зарубежья, возникла необходимость более пристального внимания к вопросу изучения теоретической и практической базы в условиях поликультурного образования и воспитания, обусловленного необходимостью развития новой национальной общности - россиян.

Поликультурное воспитание в рамках дошкольного образования может быть определено как приобщение воспитанников к малоэтнической, общенациональной (российской) и мировой культурам в целях духовного обогащения, как развитие планетарного сознания и формирование готовности и умения жить в многокультурной среде.

Подобное понимание поликультурного воспитания в принципе совпадает с общемировыми трактовками, которые предполагают, что содержание воспитания и обучения черпается одновременно из культуры малого этноса, доминирующей нации и мировой культуры.

Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании, он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом, влияющим на развитие личности ребенка.

Сам процесс формирования межличностных отношений в условиях поликультурной образовательной среды в детском саду, накладывает большой отпечаток на становление личности ребенка, на его характер, на его отношение к другим людям, на его терпимость и уважение к человеку другой национальности. Ведь вырастая, ребенок свои детские навыки общения, свою модель взаимоотношений переносит и во взрослую жизнь. На этом будут строиться его взаимоотношения на работе, в коллективе, в повседневной жизни. Очевидно, что если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве с детьми разных национальностей, то в дальнейшем у него могут, возникнут межличностные конфликты на почве нетерпимости, неприятия человека другой нации, которые у взрослого человека решить (или провести коррекцию) очень сложно, а иногда невозможно.

Первоначальное представление о своей национальности ребенок получает в семье, дальнейшее расширение представлений детей о культуре своего и других народов происходит в условиях дошкольного учреждения. В этот период необходимо научить детей идентифицировать себя со своей национальностью, иметь представление о народах своего края, страны, всего мирового сообщества, научить проявлять положительное эмоциональное отношение к людям своей национальности, уважение к другим народам, в том числе и к сверстникам другой этнографической группы.

Чувства толерантности, симпатии к людям ближайшего национального окружения, заложенные в детском саду, а в дальнейшем и в школе, перерастают в понимание культурных различий народов мира.

Народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию, способно заинтересовать, вовлечь детей в межнациональное общение.

Народное искусство, как живое творческое явление, может войти в жизнь дошкольников посредством различных видов : песен, танцев, игр, а также различных организационных форм: непосредственно-образовательной деятельности, праздников, развлечений.

Важным средством освоения культуры народов является народная игра. Она - уникальный феномен общечеловеческой культуры, поскольку у каждого века, у каждой эпохи, у каждого конкретного этноса, у любого поколения есть свои любимые игры.

Народные игры помогают сохранить связь времен и поколений, приобщая к традициям и обычаям народа.

Чем же так интересна, уникальна народная игра? Испокон веков в народных играх ярко отражался образ жизни людей. Их быт, труд, представления о чести, смелости, мужестве. Желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений. Проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. А эти человеческие качества актуальны всегда. Детям нужно дать почувствовать радость от прикосновения к прекрасному, а именно - к богатейшему наследию национальной культуры; помочь ощутить национальную принадлежность, постичь своеобразие национального характера, его прекрасные самобытные качества на примере народных игр.

Народные игры у детей вызывают живой, неподдельный интерес,

способствуют физическому развитию, обогащению словаря детей, развитию

их духовно-нравственного потенциала. Игра для ребенка - это комфортное проживание детства. Без игры нет детства вообще. Играя, ребенок переживает громадную радость. В игре ребенок проявляет свои мысли, чувства, желания, свою самостоятельность, творческие способности, фантазию. В народной игре есть весь арсенал необходимых средств, для формирования человека.

Народная игра- одно из средств народной педагогики. Народные игры могут и должны занимать достойное место в педагогической работе с дошкольниками. Новые условия жизни и быта современных людей не позволяют воспитывать детей так, как их воспитывали далекие предки. Но знать эти особенности воспитания необходимо и нужно заимствовать из богатейшего наследия все, что интересно, полезно.

Использование народных игр способствует знакомству детей с истоками культуры своего народа, с истоками игровой культуры в целом.

В младшем дошкольном возрасте в соответствии с возрастными особенностями и возможностями из народных игр в большей степени могут использоваться такие игры, как игры-забавы, игры с народными игрушками (бабинские матрешки, богородские игрушки, яйца-вкладыши и др., подвижные игры, изредка хороводные.

Следует использовать народные игры во всех блоках образовательного процесса детского сада, стремиться к взаимосвязи в использовании разных средств народной педагогики (игры, фольклор, народное декоративно-прикладное искусство, природа, элементы семейной культуры и др.).

Начинать в младших группах в сентябре возможно с использования в основном русских народных игр-забав на занятиях по сенсорике, привязывая это содержание к идее народной педагогике-идее космологического устройства мира, взаимосвязи человека с природой, бережного отношения к родной природе. Подойдут игры-забавы «Галки летят», «Пекарь», «Дыбки» и др. На занятиях по сенсорике учат разбирать и собирать матрешку, обращать внимание на роспись на сарафане матрешки (цветы, листья - красиво).

В блоке совместной деятельности воспитателей и детей возможно использование подвижных игр («Маленькие ножки – большие ноги»). Можно включать народные игры в праздники и развлечения. Работа малышами требует многократного повторения (до 5- 10 повторений, поэтому в младших группах присутствует малое количество народных игр, преимущественно русских, так как малыши других национальностей чаще всего русскоговорящие. В случае если по количеству детей башкирской, татарской национальности в группе больше, чем русских, возможно и в младшем возрасте использовать татарские, башкирские народные игры. Лишь отдельные идеи народной педагогике могут быть реализованы в младших группах.

Литература:

1. Игры детей народов мира. Для дошкольного и младшего школьного возраста / Сост. Е. Г. Шекова. - Киев: Музычна Украйина, 1983. - 40с.

2. Кузьмин М. Н. Образование в условиях полиэтнической и поликультурной России // Педагогика. - 1999. - № 6.

3. Михайлова М. А. А у наших у ворот развеселый хоровод. Народные праздники,игры и развлечения. -Ярославль: Академияразвития:Академия Холдинг,2002.-224с.

4. Подвижные игры с песнями в детском саду. Хороводы,инсценировки / Сост. Н. Н. Доломанова. -М. :ТЦ Сфера, 2002. -112с.

5. Потешки и забавы для малышей в сопровождении фортепиано. Выпуск 1.-М. :Советский композитор,1988.-158с.

6. Фольклор-музыка-театр: Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками : Програм. - метод. Пособие / Под редакцией С. Мерзляковой. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2003.- 216с.

7. Наш дом – Южный Урал: Программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики. /Ред. – сост. Е. С. Бабунова. – 2-е изд. – Челябинск: Взгляд, 2007. – 239 с.

Публикации по теме:

Развлечение для детей старшей группы. «Народные игры — средство поликультурного воспитания дошкольников». Конспект развлечения для детей старшей группы. Автор: Турусина Ольга Феликсовна, инструктор по физической культуре МБДОУ г. Иркутска детский.

Народная культура-средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, задача особенно актуальная сегодня и не может быть успешно решена без.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Народная игра как средство поликультурного воспитания дошкольников
Опубликовано: 28 мая 2015 в 13:42
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД