Получи документы

Народная игрушка — тряпичная кукла как средство коррекции речи и психических процессов

Светлана Рудакова
Народная игрушка — тряпичная кукла как средство коррекции речи и психических процессов

Рудакова С. В., Ломинога Н. И.

Закон РФ «Об образовании» (2013г.) глава II статья 14 гласит:

Содержание образования должно обеспечивать:

- формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;

- интеграцию личности в национальную культуру;

- формирование духовно-нравственной личности;

У каждого народа свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколение.

Публикация «Народная игрушка — тряпичная кукла как средство коррекции речи и психических процессов» размещена в разделах

Мы внимательно подошли к вопросу приобщения дошкольников к традициям и обычаям русского народа. Дети должны знать историю народной культуры, проникнуться чувством понимания ее древности и величия, чтобы приобщиться к ее истокам. Тряпичная кукла является особым видом народного творчества. В отличие от пластмассовой она, снимает психологический барьер между ребенком и “миром больших вещей”, воспитывает ласковое, небоязливое отношение к миру.

Народная игрушка, как и игрушка вообще, является традиционным, необходимым элементом образовательного процесса. Через игру и игрушку ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе.

По статистике медиков с каждым годом увеличивается количество детей, появляющихся на свет с патологией развития, поэтому тема коррекции недостатков у детей с патологией развития становится все более актуальной.

Поэтому одним из приоритетных направлений в нашей работе является коррекционно - развивающее, которое предполагает комплекс мер, воздействующих на личность в целом, нормализацию и совершенствование ведущего вида деятельности, коррекцию индивидуальных недостатков развития. Данное направление реализуется взаимодействием в работе учителя – дефектолога, воспитателей, учителя-логопеда и других специалистов образовательного учреждения. Тесная взаимосвязь возможна при условии совместного планирования работы: выбора темы и разработки непосредственной образовательной деятельности, определения последовательности занятий и задач.

Исходя из вышесказанного, мы строим свои занятия на основе принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.

Интегрированные занятия имеют нетрадиционную форму и структуру проведения. Они представляют собой объединение нескольких видов деятельности, которые дополняют друг друга. Такие формы организации направлены на повышение эффективности деятельности воспитанников.

Интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, даёт возможность реализовать творческие способности, развивает коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями.

Приведём несколько примеров интегрированных занятий в нашей группе.

Первое интегрированное занятие, «Народная тряпичная кукла» – результат совместной работы учителя-дефектолога, учителя-логопеда и воспитателя.

Виды деятельности:коммуникативная, познавательно-исследовательская.

1. Форма работы – беседа, в ходе которой дети узнали об истории возникновения тряпичной куклы, о видах тряпичных кукол, для чего их использовали, какие обряды совершались с помощью кукол.

2. Форма работы – наблюдение.

В группе создана коллекция кукол, которые были изготовлены руками детей, педагогов и родителей. Через кукольный мир они входят в жизнь и постигают ее закономерности.

Коллекционирование разжигает желание побольше узнать о предметах своей коллекции.

3. Форма работы – игры с правилами.

Игра «Угадай где?»

Цель игры - развитие слухового внимания. Коррекция звукопроизношения.

Кукла прячется за спиной у ребёнка. Водящий должен определить за чьей спиной кукла, ориентируясь на силу хлопков. Отыскав куклу, водящий выполняет дополнительное задание: глядя на куклу, назвать слова с заданным звуком; подобрать прилагательные, составить предложение о кукле и так далее.

Работа с народной тряпичной куклой осуществляется также на индивидуальных и подгрупповых занятиях в коммуникативной и игровой деятельности.

Эффективной формой работы является сюжетная игра «Дочки-матери». Играя с куклой, ребёнок проговаривает потешку «Расти коса до пояса».

Цель игры - закрепление поставленных звуков; работа над дикцией и интонационной выразительностью речи.

Сюжетно-ролевая игра «В лес за грибами и ягодами», является ещё одной формой работы с целью автоматизации звуков в словах; развития фонематического слуха, формирования умения определять наличие заданного звука в словах. Игра содержит элементы соревнования. Играя куклами, дети на скорость собирают картинки с заданным звуком. Куклы вызывают живой интерес, помогают достичь целей в более непринуждённой обстановке.

Сюжетно-ролевая игра «Баюшки-баю» является эффективной формой работы.

Цель игры - закрепление поставленных звуков; развитие плавности, мелодичности речи, чёткости произношения слов.

Ребёнок берёт на себя роль заботливого папы, учится быть добрым и внимательным, эта деятельность формирует социальное поведение ребёнка в обществе.

Формой работы, позволяющей успешно решать коррекционно-развивающие задачи, является дидактическая игра «Прятки».

Цель игры - закрепление умения делить слова на слоги.

С помощью этой игры можно определять место звука в словах; количество слов в предложении; наличие звука в слове; закреплять умение соотносить слово со звуковой схемой.

Занимательной формой работы является сюжетно-ролевая игра «Чаепитие».

Цель игры - автоматизация звуков во фразовой речи; совершенствование диалогической формы речи, воспитание культуры речевого общения.

Играя тряпичной куклой, дети не боятся ошибиться, они раскрепощаются в своих действиях и высказываниях. Благодаря этому у дошкольников развиваются память, внимание, речь и другие психические процессы, что очень важно для детей, и особенно для детей с задержкой психического развития.

Следующее интегрированное занятие «Народная весенняя кукла мартиничка» проводилось совместно учителем-дефектологом, учителем-логопедом, воспитателем и музыкальным руководителем.

Виды деятельности:продуктивная, двигательная и познавательно-исследовательская.

1. Форма работы – мастерская по изготовлению продуктов детского творчества.

Совместно с детьми мы изготовили весенних кукол из ниток, которые называются мартинички. Красная кукла символизирует весну, а белая - зиму.

2. Форма работы – соревнование.

Цель: Закрепление последовательности чисел в пределах 10, развитие внимания, логического мышления.

Дети с задержкой психического развития требуют увеличения количества тренировочных упражнений, так как любой навык формируется у них очень медленно. Поддерживать интерес следует путём использования форм, связанных с активным движением детей: ходьбой, бегом и т. п.

Дети в музыкальном зале делятся на две команды - по цвету мартиничек. Соревнования проходят в несколько этапов. Ребята должны были построиться по порядку от 1 до 6, в соответствии с цифрой у них на шапочках.

Следующий этап - детям надо было заселить свою мартиничку в нужный домик.

Итогом данного занятия стала экскурсия.

На экскурсии мы с детьми еще раз отметили все признаки весны, выбрали дерево, на котором будем размещать весенних народных кукол мартиничек. Ребята с огромным удовольствием кричали весенние заклички, звали весну. Что воспитывает уважение к народным традициям и обрядам своей Родины.

Работа с народной тряпичной куклой осуществляется также на индивидуальных и подгрупповых занятиях по формированию элементарных математических понятий и художественной литературе.

Восприятие наших детей характеризуются замедленностью. Им необходим более длительный период для переработки сенсорной информации. Наглядный материал дети с задержкой психического развития запоминают лучше, чем словесный. Поэтому на индивидуальном занятии по формированию элементарных математических понятий дети решали арифметическую задачу с помощью кукол – мартиничек, изготовленных своими руками.

Особо хочется выделить значение игр - драматизаций в воспитании дошкольников. Игра - драматизация стимулирует умственное развитию детей, развитие психических процессов и качеств личности.

На занятиях по художественной литературе ребята с удовольствием участвуют в инсценировки сказок, подбирают элементы костюмов для персонажей, изготавливают атрибуты и т. д.

Итоговое интегрированное занятие «Масленица».

Проводилось совместно учителем-дефектологом, учителем-логопедом, воспитателем и музыкальным руководителем.

Виды деятельности:продуктивная, музыкально-художественная, коммуникативная и познавательно-исследовательская.

Форма работы – мастерская по изготовлению продуктов детского творчества.

В преддверии праздника, совместно с детьми была изготовлена кукла Масленица. В процессе изготовления куклы ребята познакомились с историей возникновения праздника, узнали, какие из древних масленичных традиций дошли до наших времён. С огромным интересом и старанием ребята участвовали в изготовлении куклы Масленицы.

Для детей, посещающих дошкольное учреждение компенсирующего вида очень важно развитие тонких движений руки и сенсомоторной координации. Поэтому, в ходе занятия у детей была возможность потрогать солому, обсудить, какая она на ощупь и на цвет. В целях речевой коррекции воспитанники учились подбирать прилагательные, характеризующие данный материал. Оформляя причёску Масленице, девочки упражнялись в плетении кос. Учились вплетать в косы ленты. Многие ребята впервые учились завязывать бантики и узелки, что требовало большого труда и терпения. На завершающем этапе украшали и наряжали куклу Масленицу. Кукла получилась яркой и очень нарядной.

Формой работы стали подвижные игры с музыкальным сопровождением. Ребята водили хоровод вокруг Масленицы, играли в игры с музыкальным сопровождением, читали стихи, проговаривали заклички о весне и о Масленице.

Финальной частью данного занятия было празднование Масленицы. В традиционном народном обряде приняли участие дети и педагогический коллектив детского сада.

Проведённая нами коррекционно–развивающая работа позволяет сделать вывод о том, что основными недостатками, мешающими обучению детей с ЗПР, являются - плохая восприимчивость ко всему новому и недостаточная познавательная активность. Поэтому любая их деятельность должна быть эмоционально окрашена, вызывать у них живой интерес, чему способствует использование тряпичной куклы.

Народная кукла на интегрированных занятиях позволяет создать атмосферу творчества и доверия, а значит, оптимальные условия для коррекции речевых нарушений и психических процессов в целом.

Интегрированные занятия способствуют тесному контакту всех специалистов и сотрудничеству с родителями для решения задач образования, коррекции и развития воспитанников детского сада.

Публикации по теме:

Проект «Формирование основ духовно-нравственной личности в процессе приобщения к истории и культуре родного края» В настоящее время назрела острая необходимость возрождения русских культурных традиций в духовно-нравственном, культурном, патриотическом.

Реализация ФГОС дошкольного образования Уважаемые коллеги! В этом году я прошла курсы повышения квалификации и переподготовки работников образования по дополнительной профессиональной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Народная игрушка — тряпичная кукла как средство коррекции речи и психических процессов
Опубликовано: 23 августа 2014 в 13:17
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД