Народная игрушка в воспитательно-образовательной работе детского сада

Анна Сюваткина
Народная игрушка в воспитательно-образовательной работе детского сада

НАРОДНАЯ ИГРУШКА В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА

Игрушки, игра- одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества… Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Вы думаете, что просто покупаете игрушку? Нет, вы проектируете при этом человеческую личность.

Б. Никитин

Игра – основной вид деятельности ребенка, ей принадлежит ведущая роль в его развитии. О значении игры в жизни детей свидетельствует тот факт, что Организация Объединенных Наций в документах международного права (Декларации прав ребенка и Конвенции о правах ребенка) провозгласила игру неотъемлемым правом ребенка.

Родители и педагоги могут влиять на содержание и сюжеты детских игр, знакомя детей с жизнью и деятельностью взрослых, принимая непосредственное участие в игре, а также подбирая соответствующие игрушки.

Народная игрушка, как и игрушка вообще, является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса. Через игру и игрушку ребёнок познаёт мир, происходит его социализация в обществе.

Проводя работу с детьми по ознакомлению с многообразием народных игрушек, я остановила взор детей на красоте и разнообразии разных видов игрушек. Одной из которых стала –матрёшка. Учитывая особенности матрёшки в работе с детьми, выявила основные задачи такие как:

• Научить детей различать виды матрёшек (по месту производства и основным признакам: цвет, форме, узору).

• Выявить влияние народной матрёшки на эстетическое развитие дошкольника.

• Учить детей самостоятельно и совместно изображать игрушку

(в лепке, аппликации, рисунке, игре).

Для реализации этих задач использовала следующие методы и приёмы:

• рассматривание;

• описание;

• составление рассказа;

• игровые моменты с участием матрёшки;

• совместные с родителями мероприятия;

Игрушка расширяет кругозор ребят, увлекает образами современной действительности: показывает строительство, технику, знакомит с бытом трудящихся разных народов, с оборонной мощью нашей страны. Наряду с этим игрушка обогащает и уточняет представление ребят о природе, животных, труде и быте, способствует формированию художественного вкуса ребенка.

Никакой другой вид народного творчества так активно и глубоко не воспитывает в ребенке национальных черт эстетического чувства, как народная игрушка, которую ребенок любит, с которой он активно и творчески действует. Техника народной игрушки всегда простая, доступная детскому разумению и часто очень остроумная, построена на простейших законах техники и механики.

Работая над этой проблемой, я, выделила две группы народных игрушек, среди которых одна в работе с детьми, другая — как предмет эстетического быта (в сюжетно – ролевой игре). Своей задачей я поставила расширение тематики этих групп, тщательно их изучила, подобрала приемы и технику знакомства с народной игрушкой. Это возбуждает в детях большой интерес и толкает на техническое изобретательство.

В начале октября 2010 года в МДОУ ЦРР д/с №42 «Алёнушка» с большим успехом прошел конкурс «Народная игрушка в жизни детей дошкольного возраста», где активными участниками выступили наши малыши. Была проведена большая предварительная работа, где я организовала ряд консультаций, бесед, встреч с родителями и старшими наставниками – бабушками и дедушками. В тёплой, дружеской обстановке прошел круглый стол «Расскажите нам о народной кукле», на котором активно выступили бабушки: Лизы Х, Виоллеты Т., Никиты Ф.

Мной также была организована работа родителей с детьми во время проведения совместного занятия «Смастерим игрушку» из подручного материала (ткань, нитки, пуговицы, клей и т. д.) Но тему «Народной игрушки» мы продолжили. Ведь знакомство с декоративно-прикладным искусством безгранично. И дети просто в восторге.

В конце ноября была проведена выставка подделок на тему «Кубанская модница», где дети продемонстрировали своё мастерство в создании тряпичной куклы-закрутки.

Воспитательно - образовательная работа в ДОУ с использованием народной игрушки, проводилась нами в течение полугода. Целью работы являлось многофункциональное использование народной игрушки в воспитательно-образовательной работе детского сада для того, чтобы способствовать формированию личности ребенка, а именно: развитию речи, творческого мышления и воображения

Мы уверены в том, что народная игрушка является (при тщательном се изучении) неисчерпаемым источником мудрой и творческой народной педагогики.

Подводя итог проведённой работы по изучению роли и значения народной игрушки в воспитательно-образовательной работе детского сада, была у спешно проведена, и практически закреплена.

Таким образом, народная игрушка в воспитательно-образовательной работе детского сада на сегодняшний день является чрезвычайно актуальной. Поскольку народная игрушка с ее чарующим миром ярких и живых образов, глубокой духовностью может стать тем средством обучения и воспитания, которое находит эмоциональный отклик в душе ребенка, отвечая его потребностям и интересам, способствует развитию его личности.

Публикации по теме:

Анкета для начинающих педагогов Анкета для начинающих педагогов Уважаемые педагоги, для определения выбора тем занятий Школы молодого воспитателя ответьте, пожалуйста,.

Требования к игрушке Данную памятку я предлагаю адресовать родителям. Ведь часто они покупают игрушки своим детям,даже не задумываясь над тем, какую функцию.

Библиотека изображений:
  • Наша армия
  • Домашние птицы
  • Народные промыслы
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Народная игрушка в воспитательно-образовательной работе детского сада
Опубликовано: 9 марта 2012 в 17:39
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Комплексное занятие во второй младшей группе по аппликации по теме: «Консервируем...
Интеграция образовательных областей: Художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие. Цель: Формирование интереса у...
Поделка к 23 февраля. Кружка для папы. (Фотоотчет)
Приближается праздник - День защитников Отечества, который отмечается 23 февраля. Это праздник дедушек, пап, дядь, братьев, поскольку все они наши...
Анюткин сарафан. Сказка.
Дорогие коллеги, представляю вам свою новую сказку. Эта сказка познакомит вас и ваших деток с забытой профессией - СИНИЛЬЩИК ( синила, синильник. Кто это...
Мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Подбери по цвету».
Для изготовления игравого пособия, необходимы материалы и инструменты: цветная панель, цветной фетр из него я вырезала бантики, носочки, маячки, ручки...
Статья «Дома, где открываются детские сердца»
Доброго времени суток, уважаемые коллеги, друзья и гости! На этой неделе методист школы предложила мне напечатать заметку в учительскую газету под названием...