Папки-передвижки

Народная педагогика. Консультация для педагогов на педсовете

Гульсиня Гибадуллина
Народная педагогика. Консультация для педагогов на педсовете

Народная педагогика.

Уважаемые коллеги! Перебирала бумаги. Консультация для педагогов на педсовете "Народная педагогика". Подумала: "Может быть пригодится кому-нибудь?" Могу прислать по электронной почте.

Можно использовать как консультацию для родителей.

Публикация «Народная педагогика, Консультация для педагогов на педсовете» размещена в разделах

НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА - совокупность знаний и навыков воспитания, передающаяся в традициях, народном поэтическом и художественном творчестве, устойчивых формах общения и взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми.

Великий русский педагог К. Д. Ушинский высоко оценивал воспитательный потенциал народной педагогики. «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, - писал он, - имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях…» Он глубоко верил в принцип «народ без народности – тело без души» и, опираясь на этот принцип, обосновал идею народности. Хорошо зная народные обычаи, обряды, традиции, он пришёл к выводу, что «Мудрость предков – зеркало для потомков», и потому ратовал за народное воспитание, ибо оно является живым образцом в процессе народного развития.

А. С. Макаренко на собственном многолетнем опыте народного учителя убедился, что педагогика рождается в живых движениях людей, в традициях и реакциях реального коллектива. Он подчёркивал, что «семейная трудовая подготовка имеет самое важное значение для будущей квалификации человека».

В. А. Сухомлинский подчёркивал необходимость и важность изучения нравственных идей и вытекающих из них педагогических взглядов народа. Он считал, что, несмотря на богатство и огромное практическое значение народной педагогики, она в должной мере не изучается, глубокие исследования по этим проблемам не проводятся.

В центре народной педагогики – человек, его нравственный облик. Не зря, давая напутствие, старшее поколение часто говорит: «Стань Человеком!».

Такие человеческие черты, как смелость, трусость тоже не оставлены народом без внимания : «Храбрец умирает раз, а трус - тысячи раз».

Дружба, коллективизм, уважение к старшим, преданность Родине («Где родился – там и сгодился», смелость, честность, взаимопомощь - всё нашло отражение в мудрости народной. А выражение: «Хлеб – всему голова!» - это ведь не только о хлебе сказано, это – и уважение к труду человеческому, воспитание бережливости, культуры поведения: «не ешь стоя», «не ешь на ходу», «береги труд других людей».

Народная педагогика исторически сложилась в глубокой древности. Она существует столько времени, сколько существует сам народ. Искусство слова, родившееся в глубокой древности, прежде всего воплотилось в художественном народном творчестве – в сказках, легендах, эпосе, поговорках и других памятниках народной педагогики. Пословицы и поговорки – одна из самых активных и широко распространённых памятников устного народного поэтического творчества. В них народ на протяжении веков обобщал свой социально-исторический опыт. Как правило, они имеют афористическую форму и поучительное содержание, выражают думы и чаяния народа, его взгляды на явления общественной жизни. Народ отобрал в своей многовековой истории всё ценное в педагогическом отношении в практике семейного воспитания многих поколений и выразил его в форме поучительных афоризмов. На поговорках, пословицах, изречениях училось и воспитывалось не одно поколение людей, более того, некоторые пословицы стали девизом в жизни великих людей.

Таким образом, народ, соблюдая педагогический такт, обращает внимание на людские слабости, пороки, недостатки, пробуждает желание и стремление устранить эти недостатки.

Всё это, вместе взятое, позволяет говорить о пословицах и поговорках как народных педагогических миниатюрах, в которых нашло своё выражение народное представление о дидактических принципах воспитания и обучения человека. Лаконичность и краткость афоризмов создают условие для осуществления принципа доступности, обилие элементов ритмики и поэтической речи придаёт афоризмам образность.

Трудное дело – воспитание человека. Оно требует заботливого и внимательного отношения, определённых знаний и умений. В народе существует много изречений, касающихся этих трудностей, но все их можно выразить одни выражением: «Кто не закалит своего сердца, тот не воспитает ребёнка».

Народ в течение веков накопил определённые знания о психологических и возрастных особенностях детей. Особое внимание обращалось на воспитание в раннем детстве:

«Ребёнку, у которого прорезались зубы, разжёванная пища не потребуется»,

«Ребёнка надо воспитывать в колыбели, а телёнка на привязи».

Методы воспитания в народной педагогике : разъяснение, приучение, поощрение, одобрение и др.

Разъяснения и убеждения применяются с целью формирования у детей положительного отношения к труду, достойного поведения в семье и обществе. У татар есть поговорка, смысл которой можно перевести примерно так: «Если сделанное тобой досталось людям, навык остался с тобой». Наша мама часто говорила нам это в детстве.

Для народной педагогики особое значение имел показ способов выполнения различных видов сельскохозяйственного, ремесленного, бытового труда.

Очень любопытно, что народ в свои афоризмы включил различные педагогические категории, даже определённые педагогические условия, при соблюдении которых можно рассчитывать на успех в любом деле. Например: «Если возвратился из путешествия шестилетний, его должен навестить шестидесятилетний» или «Если посеял просо, не жди пшеницы».

Приучение тоже очень распространённый метод народной педагогики. «Вещи моют водой, ребёнка воспитывают приучением», - говорит народ. Например, ребёнка приучают вовремя ложиться спать и вовремя вставать; приучают культурно вести себя за столом; говорить «спасибо» взрослым за услуги, быть вежливыми со сверстниками и т. д. Приучая ребёнка, взрослые приводят примеры, образцы поведения.

Убеждение как метод воспитания содержит в себе разъяснение и доказательство, с тем, чтобы ребёнок не колебался и не сомневался в разумности определённых понятий, действий, поступков.

Поощрение и одобрение широко применяется в практике семейного воспитания. Дети всегда испытывают потребность в оценке своего труда, игры, поведения. Устная похвала и одобрение родителей – это первое поощрение в семье: «Дети и боги любят бывать там, где их хвалят». Родители одобряют успехи детей – учебные и трудовые, поведение.

Личный пример – это самый радикальный, самый действенный метод народной педагогики. Нравственный облик родителей, их труд, общественная деятельность, взаимоотношение в семье, отношение к окружающим людям – всё это служит примером для детей. «Если у тебя взрослый сын – веди дружбу со скромным человеком, если у тебя взрослая дочь – веди дружбу с мастерицей» - гласит народная мудрость.

Принуждение, наказание, порицание, запрет, упрёк также нередко применяются в народной педагогике. Но всё-таки чаще применяются словесное осуждение, укор родителей, которые помогают ребёнку осознать свои ошибки и устранить их.

Принцип народности воспитания осуществляется в раннем детстве, в процессе овладения родной речью. Большое значение имеет развитие речи детей в семье, особенно в процессе общения матери с ребёнком – «Материнский язык служит ему орудием выражения себя, своих мыслей, своих настроений».

Не обошла стороной народная педагогика и эстетическое воспитание ребёнка. С ранних лет ребёнок слышит колыбельные песни матери, а это первые шаги приобщения к музыкальной культуре и художественному слову. народная мудрость гласит : «Человек, который поет, танцует или играет, не совершит зла» или «Ласковое слово и кошке приятно». В семье ребёнок слышит ласковые слова – ласкательные существительные, ласковое имя. Это тоже оказывает влияние на воспитание ребёнка.

Испокон веков народ прославляет труд как бесценный дар природы человеку: «Труд – всему отец» и заботится о том, чтобы молодое поколение овладело профессией: «Лишнее мастерство голову не кружит» или «Молодому мало и семидесяти ремёсел».

Воспитательное значение имеют и изречения о тех, кто не любит трудиться: «В дождливый день много желающих кур поить» или занимается бесполезным, неразумным трудом: «Подрубив корни дерева, вершину водой поливает».

Народ всегда стремился к знаниям: «Знание – светоч ума». «Дороже ума богатства нет» или «Ум на рынке не купишь», «Ум – одежда, которую никогда не сносишь, знания – родник, который никогда не исчерпаешь» - эти и другие изречения говорят о стремлении народа к знаниям.

Физическое воспитание детей также отражено в пословицах и поговорках: «Держи ноги в тепле, а голову в холоде», «Кто курит, у того горят нутро и деньги».

Народная педагогика веками копила свой опыт, и не изучать и не использовать его в современной жизни и воспитании детей, по крайней мере, - расточительно.

Публикации по теме:

«Ни минуты без музыки». План работы музыкального руководителя с воспитателями по оздоровительной работе с детьми План работы музыкального руководителя с воспитателями по оздоровительной работе с детьми. Цель: расширение знаний педагогов о возможностях.

План работы педагога-психолога МДОУ ДЕТСКОГО САДА «СОЛНЫШКО» НА МАРТ 2008 ГОДА. П/Н НАИМЕНОВАНИЕ РАБОТЫ ВРЕМЯ (ЧАСОВ В МЕСЯЦ) 1 Ежедневное оформление документации 20.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Народная педагогика. Консультация для педагогов на педсовете
Опубликовано: 11 апреля 2013 в 10:26
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 марта. Всемирный день воды. Передвижка о воде и видах водоемов

22 марта мы отмечаем экологический праздник «Всемирный день воды», он должен напомнить нам о важности водных ресурсов и необходимости сохранять водные запасы планеты.

21 марта. Всемирный день поэзии. Передвижка «Зачем и как учить стихи»

21 марта во всем мире празднуется День поэзии. Этот праздник отмечают поэты и все любители поэтического творчества. Недаром датой его празднования был выбран день весеннего равноденствия, как самая...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД