Получи документы

Народная педагогика в воспитание духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста

Марина Чувашова
Народная педагогика в воспитание духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста

Актуальность проблемы нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания. Но в наши дни проблема нравственного воспитания встала наиболее остро, и ее проявления разительно выделяются на фоне общих общественных проблем. На сегодняшний день материальные ценности доминируют над духовными, у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности. Сложившееся положение требует формирования основ моральных качеств уже в дошкольном детстве. Ведь дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Важно сформировать у ребенка необходимые нравственные чувства, представления, понятия и на их основе - поступки, соответствующие нормам поведения гражданина своего общества. Но как дать маленькому ребенку азбуку человеческой культуры, как помочь ему гармонизировать его картину мира?

Публикация «Народная педагогика в воспитание духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Решение данной проблемы необходимо решать в семье и в образовательных учреждениях всеми эффективными способами. Одним из таких способ является применение богатейшего багажа знаний, накопленных в народной педагогике, с использованием народных сказок, игр, традиций, праздников. Интерес к народной педагогике не является случайным, ибо она – часть духовной культуры народа, формирующей основы этики и морали.

«Народ, который не знает своей культуры и истории – презрен и легкомыслен» Н. М. Карамзин.

Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. В чем же заключается сила народной педагогики, народных традиций? Ответ прост: прежде всего в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим.

Воспитанию духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста возможно при использовании системы средств народной педагогики в педагогическом процессе : фольклора, сказок, национальных обычаев, праздников, игр, а так же при тесном взаимодействии всех участников образовательного процесса

Проанализировав методическую литературу и опыт других педагогов по данному направлению были выявлены основные компоненты народной педагогики :

Устное народное творчество : потешки, сказки, сказания, колыбельные и др.

Прикладное творчество: изготовление из глины народных игрушек, роспись, резьба по дереву, рукоделие и др.

Музыкальное творчество: инструменты, танцевально- песенное творчество и др.

Праздники, обычаи и обряды :православные традиции

За основу работы по данной была взята программа Князевой О. Л., Маханевой М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», разработана циклограмма (перспективный план) основанная на проектной деятельности с учетом народного календаря. Конечным результатом каждого проекта является народный праздник дающий духовные ростки и вызывающий эмоциональный отклик в душе не только ребёнка, но и взрослого. Праздники — неиссякаемый источник не только традиций и обрядов, но и жизненного оптимизма.

При реализации проектов используется постепенное знакомство детей одновременно в единой цепочке с русской речью, обычаями, обрядами, ремеслами, историей, культурой того или иного праздника. Динамика и яркость впечатлений обеспечивалась использованием народных подвижных игр и игр-хороводов, используемых как на занятиях, так и во время прогулок.

Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура семьи, где живёт ребёнок и где происходит его становление и развитие. Тот дух, который царит в семье, которым живут родители, люди составляющие ближайшее социальное окружение ребёнка, является определяющим в формировании внутреннего мира ребёнка и становлении его как личности. Поэтому участие семьи в воспитательно-образовательном процессе необходимо для повышения качества образования детей, так как родители лучше знают возможности своего ребенка и заинтересованы в дальнейшем его продвижении. В нашей работе по взаимодействию с родителями мы применяем следующие принципы: системность, учет опыта родителей, целенаправленность, учет специфики каждой семьи, доброжелательность, открытость. Для этого создавались информативные памятки для родителей, проводились индивидуальные консультации, а также вечера вопросов и ответов (анкетирование, творческие встречи.

Так в тесном взаимодействии всех участников образовательного процесса были разработаны и реализованы такие проекты

«Русская Масленица» : В ходе этого проекта с детьми были изготовлены масленичные куклы, разучены стихи и заклички, совместно с музыкальным руководителем разучены песни и хороводные игры по данной тематике. С родителями проведена беседа в ходе которой по инициативе родителей были изготовлены костюмы к празднику. Конечным результатом всей деятельности стал праздник «Масленица».

«Дорого яичко ко дню Христова» : На протяжении всей подготовке к этому празднику мы вместе с детьми в свободной деятельности и на занятиях разучивали стихи, песни, хороводные игры, подвижные народные игры, расписывали яйца, изготовляли вербные веточки.

«Капуста - барыня» : Реализуя такой проект как «Капустница» мы тесно сотрудничали с родителями, они с удовольствием предоставляли нам для создания альбома семейные рецепты соления капусты, так же совместно с детьми изготавливали «капустниц» и блюда из капусты. Параллельно с этим велась так же работа и с детьми: на занятиях детей знакомили с традицией солить капусту, дети не только слушали но и участвовали в солении; в свободной деятельности и на прогулке с детьми были разучены народные игры посвящённые капусте, загаданы загадки, разучена считалка и т. д.

«У самовара не скучаем» : Готовясь к этому празднику была проведена беседа с детьми, просмотр видеофильмов, чтение художественной литературы, совместно с родителями организована выставка самоваров и выставка чая. При взаимодействии с музыкальным руководителем были разучены песни и хороводные игры связанные с этим праздником.

Работа, проводимая по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, на основе сотрудничества семьи и детского сада ведется постоянно и дает положительный результат. Она содействует сохранению духовного здоровья детей, знакомит их с основами православной культуры, формирует у ребенка чувства любви к Родине, воспитывает у него эмоционально-положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивает умение видеть и понимать красоту окружающей жизни.

Публикации по теме:

Воспитание духовно-нравственных качеств личности дошкольников через продуктивную деятельность Слайд №1 Здравствуйте уважаемые коллеги! Меня зовут Лизунова Елена Дмитриевна, я работаю воспитателем в МБДОУ детский сад комбинированного.

Формирование духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством использования ЭОР На современном этапе развития общества образовательные электронные ресурсы являются неотъемлемой частью жизни общества и образования человека.

Конспект занятия для детей подготовительной группы по формированию духовно-нравственных качеств в ходе знакомства с притчей МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ детский сад № 5 «Колокольчик» Конспект беседы с детьми подготовительной.

Методическая разработка «Формирование социально–нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста» «Формирование социально – нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста посредством реализации проектов» Нравственность - такой.

Опыт работы «Воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников по средствам национальных православных праздников» ПО ТЕМЕ: «ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО СРЕДСТВАМ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРАВОСЛАВНЫХ ПРАЗДНИКОВ» Введение «…. Дети.

Проектная деятельность «Развития нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста» Актуальность проблемы нравственного воспитания обусловлена кризисом современного общества, в котором произошло размывание норм морали, значимости.

Сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста. Сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста. Аннотация. Сказка входит в жизнь ребенка с самого.

Воспитание духовно-нравственных качеств и ценностей у детей младшего школьного возраста Воспитание духовно – нравственных качеств и ценностей у детей младшего школьного возраста Железниченко С. С. Педагог дополнительного образования.

Воспитание духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста “Ребёнок – это зеркало нравственной жизни родителей” Сухомлинский В. А. Проблема воспитания духовно-нравственных качеств в подрастающем поколении,.

Заметка для родителей «Формирование нравственных качеств посредством природы у детей младшего дошкольного возраста» Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека,делает нас добрее, мягче, будит в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Народная педагогика в воспитание духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста
Опубликовано: 2 ноября 2016 в 16:51
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД