Папки-передвижки

Народное творчество как элемент этнопедагогики в воспитании дошкольников. Опыт работы

Лариса Муратшина
Народное творчество как элемент этнопедагогики в воспитании дошкольников. Опыт работы

В России с древности существовали определенные взгляды на воспитание и обучение, пути и средства воздействия на подрастающие поколения. Народ сложил свою систему знаний, которую современная наука объединяет термином этнопедагогика.

Каждое последующее поколение в своем развитии опирается на имеющийся опыт, на достижения традиционной педагогической культуры своего народа. Основной предмет познания этнопедагогики- воспитательный процесс.

Публикация «Народное творчество как элемент этнопедагогики в воспитании дошкольников, Опыт работы» размещена в разделах

Одним из принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Сейчас нас всех волнует, какое поколение будет жить в России завтрашней. Сумеет ли оно взять с собой духовно-нравственное богатство предков? Что может сделать детский сад, чтобы не прервалась «времен связующая нить»?

На решение этих вопросов и направлена сложившаяся в нашем детском саду система воспитательной работы с детьми, задачами которой являются:

Творческое и целостное освоение народной культуры;

Знакомство с традициями и обрядами русского народа и народов, населяющих Россию;

Вовлечение детей и их родителей в организацию и проведение праздников и досугов;

Привитие навыков жизни в коллективе, где каждый ребенок самоценен и готов к взаимодействию с социумом.

Актуальность этой проблемы в наше время приводит к мысли, что нам, педагогам, необходимо проводить с детьми большую работу в данном направлении: от возрождения колыбельной, умения рассказывать сказки и предания своего народа, до приобщения детей к высотам классической, отечественной и мировой литературы, пластических искусств, театра, музыки.

Реализуемая программа дошкольного образования начиная с раннего возраста построена на материале фольклора- освоение всех образовательных областей базируется на народных произведениях.

Представляю вашему вниманию опыт работы нашего дошкольного учреждения в данном направлении. В своей работе используем народные сказки, загадки, поговорки, пословицы, потешки (устное народное творчество). С их помощью у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам; сопровождаемые припевками, поговорками, они становятся для ребенка более интересными.

Как построить последовательно работу? Первой разновидностью культуры, к которой приобщается ребенок еще в младенческом возрасте, является «народная культура». Воспринимаемая ребенком через материнский фольклор (колыбельные песни, частушки, потешки, прибаутки, плясовые песенки, народная культура закладывает фундамент межличностных отношений, доносит в приемлемой форме нормы и правила социального общения, стимулирует проявление начальных социальных эмоций.

В раннем возрасте, естественно, ребенок не понимает смыслового значения транслируемых ему форм народной культуры, но вместе с тем испытывает огромное удовольствие и восторг от совместного проигрывания с взрослыми «Сороки-сороки», «Козы рогатой», от восприятия потешек, ладушек, пестушек.

В младшем дошкольном возрасте народная культура по–прежнему остается основной содержательной формой приобщения детей к окружающему миру. В этом возрасте ребенок под руководством взрослого активно включается в вождение хороводов, исполнение плясок, песенок, отражает полученные представления в специально организованных видах деятельности (изобразительной, речевой, игровой, музыкальной).

Старших дошкольников, которым уже доступно освоение духовно-нравственных и эстетических ценностей народной культуры, мы приобщаем к исторической памяти народа, к его художественному наследию, к традициям проведения праздников, досугов, фольклорных посиделок, согласно народному календарю. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны иметь национальность. Это помогает детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.

Одно из условий ознакомления детей дошкольного возраста с культурными традициями – это соблюдение принципа средового подхода, предполагающего создание обогащённого пространства предметно – развивающей среды, обеспечивающей погружение ребёнка в социально – культурный опыт народа. Предметно- пространственная среда групп обязательно включает элементы народного творчества- в книжных уголках представлены фольклорные произведения соответственно возрасту. В патриотических уголках средних и старших групп народные игрушки, а также куклы- обереги, изготовленные с помощью родителей. В музыкальных уголках - народные инструменты. В уголках изодеятельности- образцы росписей.

Богатым материалом располагает изостудия детского сада - здесь можно увидеть народные игрушки, изделия городецких мастеров, жостовские подносы, посуду с хохломской и гжельской росписью, матрешек, кукол. Как народные игрушки (дымковская, филимоновская, богородская, каргопольская, так и самодельные куклы-пеленашки, столбушки- трепетно хранят и передают уклад, традиции, представления о жизни и быте наших предков.

Для целостного освоения народной культуры большое значение имеет музей детского сада, а именно экспозиция «Русская изба», в которой воссоздана обстановка русского дома- национальные костюмы, орудия труда, предметы кухонной утвари, быта. Здесь, в музейной комнате, проводятся занятия по окружающему миру, где дети погружаются в атмосферу далекого прошлого, в мир русской старины. Общаясь с потрескавшимися от времени прялками, коромыслами и другими предметами народного быта, дети чувствуют живую связь времен и словно продолжают насыщаться «русским духом».

В рамках образовательной программы, а именно вариативной части, происходит знакомство детей со старинными обрядами, народными ремёслами, песенным и танцевальным творчеством, семейными традициями. Опыт реализации программы «Мой край родной» показал, что широкое включение фольклора в работу с детьми обогащает их ощущения, вводит в мир народной жизни, знакомит с обычаями и традициями народов разных национальностей, населяющих Оренбургскую область, создаёт положительную эмоциональную обстановку в детском учреждении.

Наиболее яркое и образное знакомство с обрядами и традициями, с народными играми происходит на фольклорных праздниках. Так, в рамках празднования Года культурного наследия, был организован цикл летних развлечений «Россия – Родина моя» для детей младшего дошкольного возраста «Берёзовая Русь», «Рябиновый край», для старших дошкольников- «Богатырская наша сила», «Разноцветная страна». Построение работы на материале родного края приближает детей к реальности. Демографические особенности Уральского региона позволяют расширять знания о разнообразии народного искусства, т. к. на территории края проживают разные народности. Наиболее крупные этнические группы на Южном Урале – представители русской, татарской, башкирской, казахской национальностей, поэтому подробнее знакомимся с культурой этих народов. Знакомство с народными орнаментами, играми: домино «Народные узоры», дидактические игры «Укрась тюбетейку», «Выложи узор», «Узнай национальную одежду», словесная дидактическая игра «Отгадай праздник»- расширяют кругозор, развивают память, моторику ребенка.

Важным составным компонентом подготовки к проведению народных праздников являются музыкальные занятия, в ходе которых дети получают знания об особенностях национальной музыки, традиционных музыкальных инструментах, танцах, играх.

Большое значение придается совместным праздникам, таким, как «Мы разные, мы- вместе», традиционно проводимом в день народного единства. Это праздник на основе этнокультурных традиций, включающий устное народное творчество, музыкальное народное творчество, народные игры, праздники, декоративно-прикладное искусство, традиции и обычаи, доступные детям по содержанию, форме воплощения, эмоциональной насыщенности.

Реализация программы предполагает работу с семьей. Ознакомление с особенностями народного воспитания, формирование уважительного отношения к культуре различных народов осуществлялось в рамках проекта «Моя семья». Цель данного проекта: сформировать представление детей о национальной культуре. Кроме того, в ходе подготовки к проведению праздников проводились занятия по изобразительной деятельности, целью которых было также познакомить с праздничными традициями и народными художественными промыслами.

Цели приобщения к народному искусству решались и при реализации проекта «Год культурного наследия». Народные промыслы и декоративно-прикладное искусство имеют духовную и материальную ценность. В процессе знакомства с ними дети познают красоту народного творчества, трудовые традиции, мировоззренческие основы своего этноса. При знакомстве с разными видами народной росписи- гжельской, городецкой, хохломской, дымковской- у детей не просто возникает стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть затейливый узор, но и формируются эстетические чувства, художественный вкус.

В результате работы у детей сформировано представление об истории русского народного костюма, головных уборов; дети умеют играть в русские народные подвижные игры; бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества. А также используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.

Бесспорно, творчество – главное средство освоение ребёнком культурно-исторического быта и движущая сила развития личности.

Педагогами нашего дошкольного учреждения разработана инновационная модель сопровождения детей по развитию специальных (художественно – творческих) способностей дошкольников- программа так и называется- «Развитие художественно-творческих способностей воспитанников», ведущим принципом которой является принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей.

Самым любимым видом развлечения является театральное представление, где гармонично переплетается реальное и вымышленное, где формируются представления о добре и зле. Так возникла идея существования театрально- игровой студии. Программа состоит из 8 модулей, которые реализуются в старших и подготовительных к школе группах. Программу театрально- игровой студии «Солнечные лучики» реализуют воспитатели. Сценарии театральных постановок были разные, в том числе- на фольклорном материале- «Весна в Берендеевом царстве», по мотивам народной сказки «Снегурочка». При разработке сценария народного праздника особое внимание уделялось подбору словесно-музыкальных, драматических, игровых и хореографических произведений обрядово-календарного фольклора. В сюжет сказки органично вплетались заклички, народные игры «Заря-заряница», «Ручеек», «Плетень», как непременный элемент народных обрядовых праздников.

На презентации проекта присутствовали родители, активные участники и благодарные зрители. В результате удалось увлечь всех субъектов воспитательно-образовательного процесса проблемой приобщения старших дошкольников к традиционной народной культуре посредствам народных праздников и наладить с ними тесный контакт.

Тема развития творческих способностей воспитанников нам очень близка. Приоритетное направление работы- художественно- эстетическое. На протяжении ряда лет детский сад являлся опорной площадкой по теме «Развитие художественно- творческих способностей воспитанников», представляя свой опыт педагогам района. Результативностью данной работы является активное участие в районных семинарах, в конкурсном движении- педагоги делились опытом с коллегами в интернет- сообществах. Дети являются победителями творческих конкурсов «Радуга талантов» в разных номинациях, в том числе, выступая с фольклорными произведениями.

Так, через устное народное творчество дети овладевают родным языком и осваивают красоту, приобщаются к народной культуре. А когда ребенок имеет возможность почувствовать себя частью собственного народа, страны, он учиться уважать и ценить прошлое и возьмет это уважение в будущее.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Устное народное творчество в воспитании дошкольников На вопрос : "Кто придумал чудо-дерево или Мойдодыра?" любой из вас ответит, что это Корней Иванович Чуковский. Так же легко вы назовете.

Фотоотчёт «Народное творчество»Фотоотчёт «Народное творчество» [Фотоотчёт по теме «Народное творчество» в группе «Солнышко»b][/b] Возникновение народного прикладного искусства относится к глубокой.

Из опыта работы «Русское народное творчество и его значение для учащихся школы-интерната 4 вида»Из опыта работы «Русское народное творчество и его значение для учащихся школы-интерната 4 вида» Жизнь человека немыслима без песни. В детстве ребёнку поёт колыбельные песни мать. Подрастая, дети поют свои песенки, прибаутки, даже сами.

Опыт работы по обучению дошкольников квиллингуОпыт работы по обучению дошкольников квиллингу В настоящее время у многих детей наблюдается недостаточное развитие тонкой моторики. Изучение уровня развития тонких дифференцированных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Народное творчество как элемент этнопедагогики в воспитании дошкольников. Опыт работы
Опубликовано: 26 марта 2024 в 13:01
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД