Получи документы

Народные игры как средство социально-личностного развития детей раннего возраста

Марина Меньшакова
Народные игры как средство социально-личностного развития детей раннего возраста

Меньшакова Марина Вячеславовна, воспитатель МДОУ «Детский сад № 165 «Колокольчик», г. Котлас, п. Вычегодский.

Народные игры – как средство социально-личностного развития детей раннего возраста.

Социальное развитие дошкольника – это усвоение ценностей, традиций и культуры общества, в котором детям предстоит жить.

Публикация «Народные игры как средство социально-личностного развития детей раннего возраста» размещена в разделах

Ранний возраст является самым ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В раннем детстве ребёнок как губка впитывает все впечатления, и они являются самыми сильными по определению учёных. В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, общая жизненная активность, и многое другое. Однако эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности с детьми. Личностные качества ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе становиться ведущей. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра, а любая игра по своему происхождению и содержанию уже социальна и поэтому как справедливо отметил Д. Б. Эльконин, имеет большое значение для социально-личностного развития детей.

Народные игры – неотъемлемая часть жизни ребенка в современном обществе, дающая возможность, усвоить общечеловеческие ценности. Такие игры занимают важное место в жизни детей. Они служат и развлечением, и средством к познанию окружающего мира, дети не просто в них играют, а обучаются, постигая жизнь.

В народной педагогике игра издавна использовалась для воспитания и обучения детей. В играх-потешках, в песенках и стишках, сопровождающихся разнообразными движениями и звуками, малышей п привлекают простота и легкость действий, сочетание в них знакомого и неожиданного, атмосфера радости от совместной с взрослым игры. Их содержание доступно и понятно малышам, они легко заучиваются, охотно воспроизводятся детьми. В разнообразных детских играх уникальным образом сочетаются легкость и удовольствие, с которыми ребенок подражает действиям взрослых, и развивающий эффект, заложенный в игровых сюжетах и игрушках.

Самые первые игры взрослых с детьми – «Прятки», «Ладушки» и многие другие включают в себя элементы условности, сочетающие словесное обозначение и несложные действия персонажа, которые взрослые многократно адресуют малышу. Он не сразу воспринимает такие игры как условные, поначалу его привлекает в них яркая эмоциональная окраска, возможность побегать, попрыгать, особые тактильные и вестибулярные ощущения, возникающие в тот момент, когда взрослый тормошит, покачивает, подбрасывает малыша. Вместе с этими приятными переживаниями в жизнь ребенка постепенно входят действия «понарошку» с разнообразными предметами и игрушками, зарождается процессуальная игра, которая пронизывает различные виды деятельности детей. Включение игровых эпизодов и игр-потешек в ежедневные процедуры (умывание, переодевание, укладывание, кормление, приход и уход детей) делает их для малышей более привлекательными, снимает возможные негативные переживания, способствует установлению доброжелательных отношений ребенка с педагогом, поддержанию благоприятной эмоциональной атмосферы в группе. Поэтому в своей работе мы широко использовали народные игры и игрушки для воспитания и обучения детей.

В течение года с детьми проводились: игры-забавы, дидактические игры, игры с сюжетными игрушками, игры-драматизации.

К играм – забавам относятся: игры – потешки («Ладушки», «Сорока», «Едем – поедем» и пр., хороводные («Каравай», «Зайнька», «Пузырь» и др., подвижные игры «Прятки», «Ловишки», «Салочки» и пр.). Все они ярко эмоционально окрашены, в них много веселья, движения. Они включают ритмически повторяющиеся движения, сочетающиеся с выразительными звуками и словами. В них, как правило, осуществлялся непосредственный эмоциональный контакт участников игры. К играм – забавам относятся имитационные игры, в которых дети выразительными движениями и звуками изображали животных, птиц и др. В играх - забавах использовали народные игрушки : погремушки – шаркунки, нанизанные на веревочку бубенчики, ложки. Повсеместно детской забавой являются маленькие волчки, неваляшки, а также деревянные игрушки: фигурки коней, коровок, медведей, курочек и т. д. Для развлечения малышей использовали музыкальные игрушки: различные трещотки, свистульки, дудочки. Все эти игрушки, войдя в повседневность детей, уже с самого раннего возраста будут сопровождать их на протяжении всей жизни, став добрыми и верными друзьями малышей.

Полезным и познавательным для детей было проведение дидактических игр. Выделение их в отдельную группу обусловлено тем, что в них, как правило, ставилась конкретная педагогическая задача. Эти игры направлены на развитие умственных действий, восприятие формы, цвета, величины и т. д. (игры с пирамидками, матрешками, вкладышами).

Успешно использовали игры с сюжетными игрушками. Так как именно в играх с сюжетными игрушками дети моделируют различные ситуации, которые отражают их собственный жизненный опыт и впечатления, полученные из наблюдений за окружающим, из детских книг и рассказов взрослых. Игры с сюжетными игрушками делятся на процессуальные и игры – драматизации. В процессуальных (или отобразительных) играх дети, воспроизводят различные бытовые ситуации с куклами (кормление, купание, одевание, укладывание спать, подражая деятельности взрослых, дети тем самым принимают на себя различные социальные роли. Включали игровые эпизоды и игры – потешки в режимные моменты, что делает ежедневные процедуры для малышей более привлекательными. Эпизоды потешек, сказок, песенок и т. п. разыгрывали в играх – драматизациях. Различные виды игр интегрировали между собой, например, игра – забава «К нам Петрушка приходил» Петрушка знакомит детей с народными игрушками, в том числе и с матрешками, которые дети учатся разбирать и собирать (2 вкладыша). Игры – драматизации часто переплетаются с имитационными играми, например, инсценировка потешки «Петушок, петушок, золотой гребешок» заканчивается имитационной игрой (звукоподражанием).

Значение любой народной игры в развитии ребенка трудно переоценить. Каждая вносит определенный вклад в его развитие и с этой точки зрения выполняет дидактическую функцию. Так, в играх – забавах, подвижных и хороводных играх у детей развиваются эмоциональная сфера, двигательная активность, умение координировать свои действия с действиями партнеров. Практически все народные игры способствуют развитию внимания, восприятия, мышления, воображения, речи. Сюжетные игры и игры – драматизации способствуют социальному развитию детей. Изображая взаимодействия персонажей игры, они учатся понимать чувства и состояния других, сопереживать им. Через собственные переживания малыши осваивают моральные нормы, знакомятся с понятиями «добрый», «злой», «смелый», «трусливый» и др. ; в процессе коллективных и совместных игр учатся общаться со сверстниками, согласовывают с ними свои желания и действия.

Большое значение для развития самостоятельной игровой деятельности детей имеет организация предметно - развивающей среды. Предметно - развивающая среда в группе организована нами таким образом, чтобы побуждать детей к игре. В игровой комнате организованы зоны, специально предназначены для этого. Обустроены уголки: для приготовления еды, в котором использовали макет русской печки, место для приема пищи, стол с расставленной на нем старинной посудой (самовар, чугунки, деревянные миски и ложки и т. д.); уголок для укладывания спать кукол – пеленашек, в котором разместили различные колыбельки; уголок ряженья с народными костюмами, кокошниками и украшениями. В определенных местах разместили народные игрушки : музыкальные, дидактические и сюжетные (народные куклы). Оформили различные макеты: «поморская изба», «подворье», «комната – горница», «деревенская улица», все макеты видоизменялись в зависимости от времени года. Все игровое пространство создали таким образом, чтобы детым было удобно играть в игровых зонах, как группой, так и индивидуально, так как игра – это свободная деятельность, и каждый ребенок имеет право играть там, где ему нравиться.

В группе были организованы различные тематические выставки, посвященные различным народным праздникам «Осенины», «Широкая Масленица», «Пасхальный сувенир», «В гости к бабушке» (закликание птиц, встреча весны). В параллели с тематическими выставками были проведены народные праздники и развлечения такие как : «Мы на ярмарке бывали, товар разный повидали», «Масленица – блиноедка», «Дорого яичко в Христовый день» с включением в них народных игр (катание цветных яиц с горочки, подвижная игра «Заинька», «Прятки» игры с народными музыкальными инструментами и т. д.). И пусть малышам еще не понятны все обычаи и традиции этих праздников, но пусть они с ранних лет знакомятся с игровым праздничным фольклором, песнями, играми. Пусть приучаются видеть красоту во всем, что их окружает, пусть учатся радоваться празднику.

В организации предметно – развивающей среды активное участие принимали родители группы. Мамы сшили костюмы, связали украшения для уголка ряженья, папы изготовили различные колыбельки для сюжетных игр. Принимали участие в изготовлении макетов не только родители, но и дедушки и бабушки. Шили северные тряпичные куклы по всем правилам их изготовления. Этому способствовал проведенный сотрудником Котласского краеведческого музея мастер – класс «Куклы в доме». Родители порадовали своих детей сладкими игрушками на Рождество – козульными пряниками, для развлечения напекли жаворонков, а также являлись активными участниками в оформлении тематических выставок. Для родителей нашей группы были проведены: собрание на тему «Игрушка не балушка, а народная заповедь», подвести родителей к важности народной игрушки, народного игрового фольклора для полноценного развития детей раннего возраста; в масленичную неделю конкурс сладкоежек «Лакомка», где родители с удовольствием играли в подвижные народные игры «Летела корова», «Золотые ворота», «Ручеек», в праздник Пасхи «Крутись, яйцо», «Катание яиц», «Пасхальный ловец» и т. д. Все проведенные мероприятия способствовали развитию интереса у родителей к культурному наследию Русского Севера, желание больше узнать о традициях, обрядах, праздниках, чтимых в Архангельской области.

Публикации по теме:

Игра как средство социально-личностного развития Игра как средство в социально-личностном развитии. Для социально-личностного развития ребенка большое значение имеет игра. В народной педагогике.

Консультация «Театрализованные игры как средство эмоционально-личностного развития детей» Что такое театр? Это чудо, способное развивать в ребёнке творческие задатки, стимулировать развитие психических процессов, совершенствовать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Народные игры как средство социально-личностного развития детей раннего возраста
Опубликовано: 6 мая 2015 в 13:49
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД