Народные музыкальные инструменты в детской саду как один из аспектов комплексного изучения музыкального фольклора

Елена Царёва
Народные музыкальные инструменты в детской саду как один из аспектов комплексного изучения музыкального фольклора

Авторы: Комина Е. М., Стебунова Т. В.

«Кто людей веселит, за того весь свет стоит».

Народные музыкальные инструменты в детском саду как один из аспектов комплексного изучения музыкального фольклора

В последние годы в дошкольных учреждениях заметно активизировалась работа по приобщению дошкольников к культуре русского народа. На занятиях дети знакомятся с произведениями устного народного творчества, музыкальным фольклором, народными играми, принимают участие в народных праздниках. Много непонятного есть в фольклоре даже взрослым, а надо попытаться «приблизить» его к детям, не исказив.

К сожалению, разнообразные «Программы воспитания и обучения в детском саду» рекомендуют познакомить детей лишь с малой частью устного народного творчества. Это песенки, русские народные потешки, скороговорки, русские народные сказки о животных и волшебные сказки. Но большой пласт русского народного творчества остался нетронутым. Это бытовые песни и причеты, календарный фольклор с его необыкновенной обрядовой поэзией, заклички и приговорки, дразнилки, прибаутки, пословицы, поддевки и остроты, русские народные игры, бытовые русские сказки. В настоящее время стоит задача воспитания у детей интереса и любви к народному творчеству - музыкальному и устному. В настоящее время разработаны и используются новейшие программы музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста. Отметим следующие из них:

1. «Горенка» (комплексное изучение музыкального фольклора) - раздел «Народные музыкальные инструменты». В данном разделе даны особенности программного содержания согласно возрасту детей, чтобы было удобнее проследить его усложнение в том, как постепенно ребенок погружается в мир народной музыки, календарных праздников, как поэтапно накапливается музыкальный репертуар. Параллельно с этим разработаны и методические указания.

2. Народные музыкальные инструменты в музыкально – образовательной деятельности (программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста «Камертон»).

Хочется, чтобы от простого любопытства ребенок шел к осознанному желанию узнать, услышать, запомнить понравившуюся ему закличку, песню, прибаутку. Мы, взрослые, еще помним русские народные игры, народные песни, и наша задача - передать эти «жемчужины» нашим детям.

Музыкальный фольклор - явление синкретическое. Говоря проще, в нем неразрывно связаны музыка, пение, движение и еще игра на доступных музыкальных инструментах. Поэтому можно выделить четыре аспекта музыкального фольклора:

- Народная песня.

- Народная хореография.

- Народные игры.

- Народные музыкальные инструменты.

Перечислим те народные музыкальные инструменты, которые можно использовать для ознакомления дошкольников с одним из интереснейших аспектов народного творчества, приобщения их к «культуре предков», уходящей корнями вглубь веков.

1. Элементарные музыкальные инструменты:

Пищалка, жужжалка (фурчалка).

2. Духовые инструменты:

Флейта, сопель, кувиклы, свирель, глиняные свистульки.

3. Струнные инструменты:

Балалайка, гусли.

4. Ударно – шумовые инструменты:

Трещотка, рубель, колотушка, ложки, бубенцы (браслет на руку, бубен, колокольчики на деревянной ручке (погремушки).

Примерный репертуар для детей дошкольного возраста

(программа «Камертон»)

- 2-ая младшая группа (3 – 4 года)

Песенки-ритмы

«Тихо-громко мы играем». Русская народная мелодия «Во саду ли…».

«Играем медленно и быстро». Русская народная мелодия «Ах, вы, сени.».

«Высоко и низко заиграли». Русская народная мелодия «Пойду ль я…».

«Весело и грустно». «Дудочка». Музыка В. Карасевой.

«Оркестр зверюшек». Музыка Н. Бордюг.

«Все себя мы забавляем». Музыка Н. Бордюг.

- СРЕДНЯЯ ГРУППА (4 – 5 ЛЕТ)

Песенки-ритмы

«Мы идет с флажками». Е. Тиличеева (на треугольнике).

«Спите, куклы». Е. Тиличеева (на треугольнике, колокольчике).

«Марш». Е. Тиличеева (на барабане, бубне).

- СТАРШАЯ ГРУППА (5 – 6 ЛЕТ)

Ритмический оркестр

«Полька». Музыка С. Урбах.

«Праздничный детский марш с 6арабаном». Музыка Е. Тиличеевой.

«Звенящий треугольник». Музыка Р. Рустамова.

«Веселая тройка с бубенцами». Музыка Е. Туманян.

«Игра в солдатики». Музыка В. Ребикова.

«Маракас». Музыка Е. Туманян. «Марш». Музыка Е. Тиличеевой.

«Латвийская полька». Музыка М. Раухвергера.

- ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА (6 – 7 ЛЕТ)

«Часики». С. Вольфензон.

«Турецкий марш». В. Моцарт.

«Наш оркестр». Е. Тиличеева.

«Танец маленьких лебедей». П. Чайковский.

«Весенний вальс». А. Филиппенко.

«Во саду ли, в огороде.». Русская народная песня в обр. В. Агафонникова.

«Ах, вы сени.». Русская народная песня в обр. В. Агафонникова.

«Кап-кап». Румынская народная песня

Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Более того, и это доказано, даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает положительное влияние на самочувствие развивающегося детского организма (может быть, и формирует его вкусы и предпочтения).

Музыка очень полезна для развития ребенка, и чем раньше начнется его знакомство с нотной азбукой, тем лучше. Можно начинать уже с 3-х месяцев приобретать первые детские музыкальные инструменты - различные погремушки. После 6 месяцев малышам огромное удовольствие доставят простейшие детские музыкальные инструменты такие, как маракасы, треугольник, барабанчики и бубны. В 2 года ценитель прекрасного может сочинить свою первую мелодию с помощью ксилофона и металлофона или наиграть любимый мотив на дудочке. Шаг за шагом – и маленький музыкант становится дирижером целого оркестра!

Необходимо уделять большое внимание игре на детских музыкальных инструментах потому, что детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребёнка. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности. Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально - ритмических движений, дети чётче воспроизводят ритм.

Для многих детей игра на музыкальных инструментах помогает передать чувство, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми. И поэтому этой работе в ДОУ должно уделяться большое внимание и проводиться она должна, опять же, не формально, от случая к случаю, а на основе целой стройной системы обучения.

Работа проводится организованно и последовательно, с применением разнообразных методов и приёмов, таких, как: показ иллюстраций, игрушек, использование музыкально-дидактических игр. Желательно наличие большой базы детских музыкальных инструментов. Систематическое применение на музыкальных занятиях музыкальных игрушек и инструментов вызывает у детей интерес к таким занятиям, расширяет их музыкальные впечатления, способствует творческой активности.

Публикации по теме:

Что должно быть в музыкальном уголке?Что должно быть в музыкальном уголке? У нас в детском саду прошел смотр-конкурс музыкальной предметно-развивающей среды в группах. Готовясь к конкурсу, воспитатели обновили.

Музыкальный фольклор — средство развития личности ребенкаМузыкальный фольклор — средство развития личности ребенка Цель:Приобщение детей старшего дошкольного возраста к традиционной народной культуре Задачи:Охарактеризовать музыкальный фольклор как явление.

Библиотека изображений:
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Музыка, музыкальные инструменты
Автор публикации:
Народные музыкальные инструменты в детской саду как один из аспектов комплексного изучения музыкального фольклора
Опубликовано: 12 октября 2013 в 17:33
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Отчет о проведенном мероприятии «1 июня-День защиты детей»
1 июня в саду прошел удивительный праздник для воспитанников нашего детского сада. На мероприятие, которое прошло в музыкальном зале, пришли волшебные гости:...
Сценарий тематического мероприятия в дошкольной разновозрастной группе «День памяти и...
Сценарий открытого мероприятия : «День памяти и скорби» в дошкольной разновозрастной группе. Цель: Воспитывать уважение к защитникам Родины на основе ярких...
Доклад «Особенности проявления субкультуры детей дошкольного возраста»
Слайд 2. Детская субкультура представляет собой автономную социокультурную реальность, которая обладает своим собственным языком, структурой, функциями и...
Презентация проекта «Чипсы»
1 слайд: Здравствуйте, меня зовут Федоров Алибогдан, мне 5 лет. Я воспитанник детского сада №1 «Жар-птица». И я представляю вашему вниманию свой проект...
Итоговое занятие во второй младшей группе «Путешествие в страну знаний»
Цель:Закрепить знания детей, приобретенные в течение учебного года. Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое...