МААМ-картинки

Народные праздники

Наталья Фролова
Народные праздники

Приобщение детей дошкольного возраста к русской культуре через народные праздники.

Духовно – нравственное воспитание в нашей стране в последнее время стало первоочередной задачей для всего общества. К этому стремиться и дошкольное образование. Развитие культуры современного подрастающего поколения, проблема, которая требует поиска оптимальных и эффективных путей решения. Одним из действенных средств, приобщения детей дошкольного возраста к культурным ценностям своего народа и к культуре в целом, являются народные праздники. Именно они обладают большими воспитательными возможностями. Это возможность объединить детей и взрослых общей целью, снять внутренние конфликты, дать почувствовать радость общения, радость совместного творчества.

Публикация «Народные праздники» размещена в разделах

К. Д. Ушинский отмечал: «Праздник для ребенка совсем не то, что для нас, взрослых» Он подчеркивал: «Ребенок считает свои дни от праздника до праздника, как мы считаем свои годы от одного важного события нашей жизни до другого. Каким тусклым и серым было бы детство без праздника.» Известный русский историк В. О. Ключевский говорил: «Неизвестно, каков будет человек через тысячу лет, но если отнять у современного человека этот нажитый и доставшийся ему в наследство скарб праздников, обрядов, тогда он все забудет, и всему разучиться и должен будет начинать все сначала»

Подготовка и проведение народных праздников способствуют нравственному воспитанию детей: они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма; произведения фольклора, песни и стихи о родной стране, о родной природе, труде формируют патриотические чувства. Разучивая народные песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, о людях разных национальностей. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию.

Цель:

Развитие у детей интереса к русской народной культуре в процессе ознакомления с народными праздниками.

Задачи:

Знакомить детей с русскими народными песнями, частушками, со звучанием и внешним видом русских народных инструментов.

Формировать у детей интерес к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.

Расширять знания детей о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа.

Воспитывать патриотические чувства, гордость культурное достояние своего народа.

Формы работы:

- Организованная образовательная деятельность

- Экскурсии

- Наблюдения

- Народные праздники

Методы:

- Наглядный (рассматривание иллюстраций и картин, показ способов действий).

- Словесный (чтение художественной литературы, заучивание).

- Игровой (игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры).

- Практический (литературные викторины, танцы, русские народные песни, игра на музыкальных инструментах, имитация действий, художественная деятельность).

Этапы работы:

- Аналитический (изучение и подбор литературы, анкетирование родителей).

- Организационный (составление плана работы с детьми, разработка содержания праздников, подбор дидактического материала, изготовление костюмов и атрибутов к праздникам.)

- Практический (проведение образовательной деятельности, бесед, экскурсий, индивидуальная работа с детьми и родителями)

Итоговый (проведение непосредственно самого праздника)

Участники: педагог, дети старшей группы, родители, музыкальный руководитель.

Опыт работы. По данной теме я работаю два года. И сделала вывод, что провести народный праздник в детском саду невозможно без того, чтобы у детей был определенный багаж знаний. Дети должны иметь представление о различных жанрах русского фольклора, знать народные песни и игры, музыкальные инструменты, элементы русского костюма, русские народные промыслы. Вся подготовительная работа к празднику направлена на накопление этого опыта.

Развивающая среда тоже имеет немаловажное значение. В нашем детском саду не первый год действует музей «Русская изба».

В нем силами педагогов ДОУ и родителей, собраны предметы старины и быта крестьян. Дети здесь знакомятся с посудой и утварью русской избы, назначением русской печи и других предметов быта. Многие названия: лапти, кушаки, утюги, крынки, выражения «Полное лукошко», «Позолоченная прялица», – знакомы детям по сказкам, потешкам, но не всегда понятны. А вот когда можно поиграть с реальными предметами, взять их в руки, образы оживают, становятся понятными и родными. Находясь в мини - музее детям легче представить жизнь и быт крестьян. Здесь проходят занятия, экскурсии, различные выставки. В ходе знакомства с предметами быта, мной были проведены ООД: «Русский самовар» На этом занятии знакомила детей с традициями русского чаепития, «День рождения на Руси» Дети узнали, как отмечали день рождения в стародавние времена, какие подарки дарили, что желали ребенку.

Так же мной в группе был создан мини-музей «Народная кукла».Цель создания мини- музея: Знакомство детей с тряпичной народной куклой. Дети узнали, какие бывают куклы, почему они долгое время были безликие, для чего их изготавливали, сами научились их делать. В результате дети многое узнали о народных куклах и стали бережнее относиться к ним.

Особое место в народных праздниках занимает народный фольклор. В устном народном творчестве, как нигде, сохранились особенные черты русского характера, представления о доброте, красоте, правде. В течение, всего года я знакомила детей с поговорками и загадками, скороговорками и небылицами, сказками и былинами, тем самым, приобщая к общечеловеческим ценностям через знакомство с русским фольклором. Опыт моей работы показал, что широкое включение фольклора в работу с детьми обогащает их жизнь, вводит в мир народной жизни, знакомит их с обычаями и традициями русского народа, создает положительную эмоциональную обстановку в группе.

Знакомя детей с жизнью и бытом русского народа, большое значение я уделяю народным подвижным играм. Естественная потребность детей в подвижных играх, где можно проявить смекалку, ловкость, чувство товарищества и просто любознательность, игры вызывают у них большой интерес. Игра — всегда развлечение, забава и обязательно соревнование, стремление каждого участника выйти победителем. Игры образны и сопровождаются потешками, считалочками, забавными запевалками. Подвижные народные игры ярко отражают образы людей, быт, труд и национальные устои. Особенно детям полюбились такие игры как "Горелки", "Коршун", "Курица", "Ручеек". Мной была разработана картотека русских народных подвижных игр.

Для расширения знаний о русских традициях знакомлю детей с особенностями жизни наших предков. Я провела НОД: «Как хлеб к нам пришел», «Народная кукла - матрешка», «Береза - символ России», «День рождения на Руси». Все это очень интересует детей.

На занятиях изобразительной деятельностью знакомлю детей с декоративными видами рисования, народными промыслами. Провела ООД по рисованию «Золотая хохлома», «Волшебная дымка», по лепке «Дымковский конь», «Барышня» и др.

Ни один праздник на Руси не проходил без музыкального сопровождения. Поэтому совместно с музыкальным руководителем мы знакомим детей с элементарными народными инструментами: ложками, трещотками, бубном. Дети их могут не только рассматривать, но и брать в руки, пробуя звучание. Под музыкальное сопровождение они научились играть несложные мелодии: «Во саду ли, в огороде», «Во кузнице», «Андрей- воробей».

Проведение праздника невозможно без помощи родителей. Они помогают готовить атрибуты и костюмы к праздникам, учат с детьми слова, принимают непосредственное участие в самих праздниках.

За основу своей работы я взяла народный календарь, в котором отражены праздники по временам года. Я остановилась на основных праздниках русского народа: «Капустница», «Масленица», «Жаворонки», «Пасха», «Троица».

Осенний праздник «Капустница» связан с уборкой урожая и подготовкой к зиме. Дети рассказывали пословицы и поговорки о капусте, пели песни, частушки, водили хороводы «Завивайся, капустка». В гости к детям пришел Козел, который с ними поиграл в игру «Огородная», «Гусеница» В конце праздника всех детей угостили пирожками с капустой.

Масленица – самый шумный русский народный праздник. Масленицей на Руси провожали зиму и встречали весну. В своих старинных обычаях, русский народ часто обращался к образу солнца. Солнце всегда было желанным другом. И на Масленицу принято было призывать Солнце, приближать этим весну. В нашем детском саду

представление началось песнями, шутками да прибаутками. А затем начались игры, конкурсы, забавы, в которых участники праздника могли помериться силой, ловкостью, хитростью и храбростью. Здесь были и «бой петухов», когда два участника стоя на бревне, сбивали друг друга подушками, и конкурс «накорми масленицу», и скачки верхом на метле, и перетягивание каната. В заключении праздника всех присутствующих угощали горячим чаем с блинами.

22 марта по народному календарю день весеннего равноденствия. К этому дню, в нашем детском саду я провела народный праздник «Жаворонки». Считалось, что именно в этот день с юга возвращаются перелетные птицы, а первыми прилетают жаворонки. В преддверии этого дня, дети беседовали о птицах, лепили жаворонков из соленого теста, учили заклички. На празднике играли в народные игры «Горелки», «Ручеек», которые символизируют таяние снега и приход весны. К этому дню дети разучили народные песни «»Ой, бежит ручьем вода», «Как зима с весною повстречалися». В разгар веселья пришла Весна, поиграла с ребятами и загадала загадки о птицах, а потом угостила их печеными жаворонками, которых дети съели. У детей остались неизгладимые впечатления от этого мероприятия. И я, надеюсь, что такие праздники научат их чтить и любить народные традиции.

Пасха – праздник, который отмечают в каждом доме, несмотря на то, верующие люди или нет. И я решила познакомить детей с историй этого дня. Не вдаваясь глубоко в религиозную составляющую Пасхи, я знакомила детей с традициями, почему главный символ на этом празднике яйцо, как отмечают Пасху. Ребята показали драматизацию сказки «Курочка Ряба и пасхальные яички». Малыши посмотрели сказку и приняли участие в играх «Кто дольше прокрутит яйцо», «Донеси яичко» и др.

В настоящее время я готовлюсь к проведению праздника Троицы, которая состоится 4 июня. На этом празднике главный персонаж – березка. Мы с детьми рассматриваем березку, разучиваем про нее стихотворения, русскую народную песню «Во поле березка стояла», сделали березку из бумаги. Мы активно ждем приближения праздника, который решили провести на свежем воздухе.

Таким образом, подготовительная работа к проведению праздников и сами народные праздники, насыщенные русскими песнями, народными играми, традициями и сюрпризными моментами стимулирует интерес детей, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное, обеспечивает естественное приобщение детей к истокам русской национальной культуры.

Прикреплённые файлы:

prazdniki_j0c6b.ppt | 22753,5 Кб
 
Публикации по теме:

«Наши праздники»«Наши праздники» В конце февраля и начале марта в нашей группе компенсирующей направленности прошли веселые праздники. Все началось с "Масленичных посиделок".

Традиционные народные праздники как средство воспитания Сценарий фольклорного осеннего праздника «Испекли мы каравай» для младшего дошкольного возраста. Входят дети и рассаживаются по местам.

«Народные праздники на Кубани». Дидактическая игра по введению регионального компонента «Кубановедение» для детей 5–10 лет«Народные праздники на Кубани». Дидактическая игра по введению регионального компонента «Кубановедение» для детей 5–10 лет Рецензия на дидактическую игру-пазл по введению регионального компонента «Кубановедение» «Народные праздники на Кубани» воспитателя МБДОУ.

Консультация для родителей «Народные праздники как средство нравственного и познавательного развития дошкольника» Консультация для родителей «Народные праздники как средство нравственного и познавательного развития дошкольника» «Детство – важнейший.

Мастер-класс «Русские народные праздники круглый год» Цели и задачи: Познакомить педагогов с праздниками русской народной культуры. Пробудить у педагогов интерес к народным праздникам. Развивать.

Народные праздники как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста За последнее время вследствие продолжающихся кризисных явлений в социально – экономической, политической, культурной и прочих сферах общественной.

Наши праздникиНаши праздники Дети подготовительной группы «Золотой петушок» ЧОУ Начальная школа - Православный детский сад "Свято Никольский" города Михайловска дождались.

НОД. Январь «Народные праздники и традиции». Вторая неделя «Старые добрые сказки» НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Январь «Народные праздники и традиции». 2 неделя «Старые добрые сказки» Цель: расширить представления.

Праздники Февраля.Праздники Февраля. В феврале в нашем детском саду прошел месячник военно-патриотического воспитания. Все мероприятия в старшей группе были приурочены к двум.

Весенний праздникиВесенний праздники Весна приходить после зимы. В весенние месяца очень много праздников. В апреле Вербное воскресение, 12 апреля День космонавтике и авиации,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Народные праздники
Опубликовано: 22 мая 2017 в 17:01
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД