Народные праздники в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

Светлана Чумакова
Народные праздники в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

В настоящее время формируется система духовных ценностей, отвечающая потребностям современного общества, возрождается интерес к национальной культуре, внимание подрастающего поколения привлекается к проблеме толерантного отношения к представителям других национальностей. Люди вновь учатся уважать труд, любить природу и быть небезучастными к судьбе страны. (Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков).

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного воспитания. Под патриотическим воспитанием детей подразумевается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально – действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.

Проанализировав уровень развития детей, пришла к выводу, что одним из средств нравственно – патриотического воспитания детей будут служить народные праздники и традиции, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живем.

Свою работу, я начала с составления проекта «Народные праздники», опираясь на который последовательно и систематически развивала у детей познавательный интерес к культуре и истории своего народа.

В ходе реализации проекта были охвачены календарные русские народные праздники и обряды. Составила картотеку народных игр, песен, хороводов, закличек, используемых в народных праздниках, фонотеку народных мелодий.

Уже первые шаги в данном направлении показали, насколько велик к этому интерес детей. Особое место отводила фольклору. Дети учили сказки, песни, частушки, пословицы, поговорки, которые позже использовала в сценариях народных праздников. Традиционно раз в месяц отмечаем «именины». На них приглашаем родителей. Обязательно в этот день к детям приходят любимые герои сказок, проводим народные игры, пляски, хороводы. Детей подвожу к тому, что русский праздник – это всегда хлебосольный стол. Но самое главное – дети усваивают правила гостеприимства, которыми славится русский народ: «Не красна изба углами – красна пирогами», «Чем богаты – тем и рады», «какова хозяйка – таков и стол».

В октябре стараюсь провести «Осеннюю ярмарку» с участием скоморохов, ученого медведя, выставкой предметов народного искусства. Такие праздники тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека. Народные праздники всегда связаны с игрой, но к сожалению, они почти исчезли из детства. Поэтому стараюсь заучивать с детьми народные игры, а затем использую их в сценариях обрядовых праздников.

Каждый год со старшими дошкольниками я провожу знакомство детей с рождественскими колядками. Дети меняли свою внешность и шли по группам, где пели: Коляда, коляда!

Подавай пирога!

Дай блин, дай

Свиную ножку,

Всем понемножку.

Неси не тряси!

Давай – не ломай!

Дети угощали колядовщиков. А потом все шли в музыкальный зал, где играли в народные игры «Бабка Ёжка», «Башмачник», Прялица». А потом съедали угощение.

С наступлением весны провожу народный праздник «Масленица» или «Проводы зимы». Дети собирались на улице, на украшенном участке. Выбегали Скоморохи, проводили с детьми народные игры «Горшки», «Горелки», «Водить козла». Дети отгадывали загадки. Затем выносим чучело Масленицы, ставим ее в сугроб и поем:

«Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят».

В конце все угощались блинами».

Любят дети и праздник «Пасхи» с колокольным звоном, куличами и расписными яйцами.

Таким образом, в своем опыте работы я опираюсь на духовно – нравственный потенциал отечественных традиций. Благодаря знакомству детей с традициями, обычаями праздничной культуры необходимо помнить, что старое и новое находятся во взаимосвязи и взаимопонимании. И возрождать то, что способствует нравственному совершенству человека.

Публикации по теме:

Национальная деревняНациональная деревня В нашем многонациональном Оренбуржье есть уникальный комплекс -Национальная деревня, расположенный в городе Оренбург. Представителям.

Проект «Формирование основ духовно-нравственной личности в процессе приобщения к истории и культуре родного края» В настоящее время назрела острая необходимость возрождения русских культурных традиций в духовно-нравственном, культурном, патриотическом.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Музыка, музыкальные инструменты
Автор публикации:
Народные праздники в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 14 ноября 2013 в 18:17
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт «Осень. Труд младших дошкольников в природе»
В. А. Сухомлинский писал: «Труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь наших воспитанников, даёт радость дружбы и товарищества, рождает...
Многофункциональное пособие «Ловкие пальчики» (авторская дидактическая игра)
Многофункциональное пособие «Ловкие пальчики» ( авторская дидактическая игра) Мелкая моторика рук — это способность выполнять точные скоординированные...
Поездка на остров-град Свияжск. Фоторепортаж. Часть 3.
Поездка на остров-град Свияжск. Фоторепортаж. Часть 3. Добрый день дорогие Маамовцы! В третей части хочу завершить репортаж об этом историческом месте....
Статья. Гении рождаются редко
Одним из принципов дошкольного образования является работа с одарёнными детьми. Формы работы с одарённым ребёнком постоянно меняются. Все шире используются...
Фотоотчёт о проведённом спортивном развлечении «День крепкой дружбы» с детьми...
«Дружба – это тёплый ветер, Дружба – это светлый мир, Дружба – солнце на рассвете, Для души весёлый пир. Дружба – это только счастье, Дружба – у...