Народное искусство в воспитании детей

Елена Королёва
Народное искусство в воспитании детей

Большое место в народной культуре занимают художественное изобразительное творчество и архитектура. Здесь достаточно вспомнить оформление рукописных книг буквицами и заставками, иконы А. Рублева, фрески в монастырях и соборах.

В процессе воспитания и обучения детей народная педагогика всегда придавала большое значение использованию различных видов искусства: лубочных картинок, различных видов расписных игрушек (дымковской, хохломской, богородской, гжельской и др.); расписных бытовых предметов, используемых в повседневной жизни (ложек, деревянной и глиняной посуды, жостовских подносов, резных прялок и т. д.). Большое место занимала вышивка различными видами нити, стеклярусом, плетение, вязание, ткачество и т. д.

Украшая свой быт, труд или игру ребенка, человек старался привить любовь к прекрасному, развить художественный вкус детей, одновременно включая их в художественную деятельность. Постепенно возникали целые династии мастеров, передающие свои умения из поколения в поколение, буквально из рук в руки.

Задача воспитателей детских садов, педагогов школ не просто познакомить своих воспитанников с экспонатами народных умельцев, но и привить любовь к народным промыслам, гордость за талант нашего народа. Для этого необходимо научить воспринимать, понимать и ценить прекрасное в любом его проявлении; помочь каждому ребенку попробовать свои силы в преобразовании окружающей действительности средствами народных промыслов; стимулировать эту деятельность; поощрять любой, даже самый малый успех работы каждого малыша.

Особое место в художественной деятельности и творчестве многих народов занимали мозаики из камня, стекла, керамики, кожи, ткани, меха и др.

Наши бабушки, например, делали прекрасные лоскутные одеяла, которые были образцом высокого мастерства хозяйки дома, ее эстетического вкуса. Если девочка сошьет такое одеяло в детском саду для своей куклы, то в школе ей будет проще сшить что-то для себя, а став взрослой, и для своих детей. Помня об этом, нужно включать детей «в дело» как можно раньше, как делали это в народе всегда, чтобы человек не жил по принципу «день прошелся слава Богу».

К искусству составления различных узоров из мозаики детей можно начать приобщать достаточно рано, используя для этой цели типовые наборы из дерева, пластмассы, бумаги. Работа даже с готовыми комплектами для мозаики должна опираться на народные традиции (узор, цвет, линии).

Необходимо учитывать и половые различия детей, т. е. помнить о том, что мальчикам интересно работать с деревом, глиной, снегом, а девочкам — с лентами, тканью, бумагой. Не следует заставлять всех делать одно и то же, ведь и в жизни им предстоит играть различные социальные роли, выполняя разные виды деятельности.

Отмечая значение искусства для развития человека {народное искусство — его неотъемлемая часть, известный психолог Б. М. Теплов подчеркивал: «Искусство очень широко и глубоко затрагивает разные стороны психики человека, — не только воображение и чувство, что представляется само собой разумеющимся, но и мысли, и волю. Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания, в воспитании нравственного чувства и формировании мировоззрения. Художественное воспитание является одним из могучих средств, содействующих всестороннему и гармоническому развитию личности».

Наш современник Д. С. Лихачев особо отмечал, что чувство Родины нужно заботливо взращивать, прививать духовную оседлость. И если не будет корней в родной местности, в родной стороне – будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати – поле.

Публикации по теме:

Моё творческое увлечениеМоё творческое увлечение Когда у меня появляется свободная минутка. Особенно зимними долгими вечерами. Я с большим удовольствие сажусь за вышивание. Вышивать я люблю.

Уголок «Умелые руки»Уголок «Умелые руки» [ же с раннего возраста у ребенка должно развиваться чувство прекрасного, высокие эстетические вкусы, они начинают овладевать разными видами.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Безопасность детей
  • Народные промыслы
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Народное искусство в воспитании детей
Опубликовано: 10 февраля 2014 в 12:03
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Индивидуальный экологический мини-проект «Горох» для воспитанницы семейного детского...
Актуальность: Горох настоящее лакомство, все дети любят сладкий сочный зеленый горошек. Особенно, если вырастили его самостоятельно. Уже не первый год мы...
Лэпбук «Челябинск»
Приветствую всех, кто заглянул на мою страничку! Хочу поделиться очередным замечательным лэпбуком, очень долго обещанным моей подружке-маамовцу быть...
Поделки из бросового материала. Фотоотчет.
Так случилось, что после отпуска я временно работаю не на своей группе. Моих ребятишек осталось после выпуска в школу пятеро, в этом году они тоже...
Фотоэкскурсия по океанарию Анапы
Анапа — это один из самых знаменитых российских...
На велосипеде я тоже умею кататься! Фото с комментариями из Пикник парка!
Да, правильно говорится, что навыки катания на коньках и велосипеде, приобретенные человеком в детстве, остаются у него на всю жизнь! Убедилась я в...