Народное искусство в воспитании детей

Елена Королёва
Народное искусство в воспитании детей

Большое место в народной культуре занимают художественное изобразительное творчество и архитектура. Здесь достаточно вспомнить оформление рукописных книг буквицами и заставками, иконы А. Рублева, фрески в монастырях и соборах.

В процессе воспитания и обучения детей народная педагогика всегда придавала большое значение использованию различных видов искусства: лубочных картинок, различных видов расписных игрушек (дымковской, хохломской, богородской, гжельской и др.); расписных бытовых предметов, используемых в повседневной жизни (ложек, деревянной и глиняной посуды, жостовских подносов, резных прялок и т. д.). Большое место занимала вышивка различными видами нити, стеклярусом, плетение, вязание, ткачество и т. д.

Украшая свой быт, труд или игру ребенка, человек старался привить любовь к прекрасному, развить художественный вкус детей, одновременно включая их в художественную деятельность. Постепенно возникали целые династии мастеров, передающие свои умения из поколения в поколение, буквально из рук в руки.

Задача воспитателей детских садов, педагогов школ не просто познакомить своих воспитанников с экспонатами народных умельцев, но и привить любовь к народным промыслам, гордость за талант нашего народа. Для этого необходимо научить воспринимать, понимать и ценить прекрасное в любом его проявлении; помочь каждому ребенку попробовать свои силы в преобразовании окружающей действительности средствами народных промыслов; стимулировать эту деятельность; поощрять любой, даже самый малый успех работы каждого малыша.

Особое место в художественной деятельности и творчестве многих народов занимали мозаики из камня, стекла, керамики, кожи, ткани, меха и др.

Наши бабушки, например, делали прекрасные лоскутные одеяла, которые были образцом высокого мастерства хозяйки дома, ее эстетического вкуса. Если девочка сошьет такое одеяло в детском саду для своей куклы, то в школе ей будет проще сшить что-то для себя, а став взрослой, и для своих детей. Помня об этом, нужно включать детей «в дело» как можно раньше, как делали это в народе всегда, чтобы человек не жил по принципу «день прошелся слава Богу».

К искусству составления различных узоров из мозаики детей можно начать приобщать достаточно рано, используя для этой цели типовые наборы из дерева, пластмассы, бумаги. Работа даже с готовыми комплектами для мозаики должна опираться на народные традиции (узор, цвет, линии).

Необходимо учитывать и половые различия детей, т. е. помнить о том, что мальчикам интересно работать с деревом, глиной, снегом, а девочкам — с лентами, тканью, бумагой. Не следует заставлять всех делать одно и то же, ведь и в жизни им предстоит играть различные социальные роли, выполняя разные виды деятельности.

Отмечая значение искусства для развития человека {народное искусство — его неотъемлемая часть, известный психолог Б. М. Теплов подчеркивал: «Искусство очень широко и глубоко затрагивает разные стороны психики человека, — не только воображение и чувство, что представляется само собой разумеющимся, но и мысли, и волю. Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания, в воспитании нравственного чувства и формировании мировоззрения. Художественное воспитание является одним из могучих средств, содействующих всестороннему и гармоническому развитию личности».

Наш современник Д. С. Лихачев особо отмечал, что чувство Родины нужно заботливо взращивать, прививать духовную оседлость. И если не будет корней в родной местности, в родной стороне – будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати – поле.

Публикации по теме:

Моё творческое увлечениеМоё творческое увлечение Когда у меня появляется свободная минутка. Особенно зимними долгими вечерами. Я с большим удовольствие сажусь за вышивание. Вышивать я люблю.

Уголок «Умелые руки»Уголок «Умелые руки» [ же с раннего возраста у ребенка должно развиваться чувство прекрасного, высокие эстетические вкусы, они начинают овладевать разными видами.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Народные промыслы
  • Одежда, обувь
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Народное искусство в воспитании детей
Опубликовано: 10 февраля 2014 в 12:03
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект НОД по развитию речи «Гласные буквы и звуки О, А, У» в младшей группе.
Конспект НОД по развитию речи «Гласные буквы и звуки О, А, У» в младшей группе. Тема: «Звуки и буквы А, У, О» Цели: Знакомство с буквами А, У, О....
Мастер-класс «Торт»
Хочу немного рассказать о нашем детском саде. Когда приходите в наш детский сад, то вы сразу поймете, что оказались в стране детства. Здесь воспитатели и все...
Квест –игра «Насекомые» (Старшая группа детского сада)
Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию квест - прогулку, которая прошла у меня сегодня во вторую смену на вечерней прогулке. Это...
«Моя семья». Конспект НОД во второй младшей группе, ОО «Социально-коммуникативное...
Тема НОД: «Моя семья». Цель: воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста через любовь к семье. Задачи: - обобщать представления...
Конспект сюжетно-ролевой игры «Кукла Катя заболела» (вторая младшая группа)
Цели: формировать умения принимать и обозначать игровую роль, -реализовывать специфические ролевые действия, направленные на партнёра-игрушку,...