Народные традиции в становлении детской личности

Марина Цыбина (Казакова)
Народные традиции в становлении детской личности

«К народным традициям должно быть величайшее внимание, их надо изучать и воспринимать всей душой, их надо осваивать».

Л. Б. Салтыков

В нашей стране за последние годы произошли глубокие изменения во нсех сферах общества, активно трансформируется общественное сознание, пересматривается система ценностей. В связи с этим обновляется содержание образования, где одним из главных направлений становится его гуманитаризация.

Учитывая специфику современной жизни, возрастание социальной роли образования, следует говорить об увеличении значимости комплекса гуманитарных дисциплин в образовательном процессе. Эти дисциплины обеспечивают формирование образа человека и общества, способствую! обоснованию коренных ценностей человеческой жизни, прояснению ее стратегических перспектив. Принцип гуманитаризации предполагает поворот образования к целостной картине мира, и прежде всего - мира куль туры.

Одной из перспективных предпосылок развития современного образования является четко обозначившаяся в последнее десятилетие тенденция к комплексности и интегративности содержания учебно-воспитательной деятельности. Глубоко мотивировано и обращение многих ученых к традиционной народной культуре, этнопедагогическим проблемам развития и становления личности, ибо нет более целостных и совершенных объектов познания мира, столь универсально и синкретично вобравших в себя все базисные основания жизни человека, его отношения с миром природы и людей.

Осмысление художественного и социально-педагогического опыта освоения народной культуры, народного искусства в образовательных учреждениях, а так же изучение научных исследований этого феномена, позволяет сделать вывод: складывается новое, самостоятельное, несводимое к иным областям знания, этнокультурное, этнопедагогическое направление в современном образовании.

Система этнокультурного образования призвана содействовать решению нескольких групп актуальных задач.

1. Воспитание этнической культуры личности, в том числе ее этнокультурных потребностей, интересов, ценностных ориентаций, и др. В него входят также задачи реализации педагогического потенциала народной культуры, народного художественного творчества как средств патриотического, нравственного, эстетического, трудового, экологического воспитания личности, как фактора воспитания культуры межнационального общения.

2. Формирование и развитие этнокультурной компетентности всех социальных и возрастных групп населения, обучение их базовым знаниям, умениям и навыкам в области народной культуры, формирование представлений об общечеловеческих ценностях, свойственных каждой конкретной национальной культуры.

3. Развитие личностных качеств учащихся средствами этнокультурного образования как фактора интеллектуального роста детей и юношества, как средства развития их творческих способностей, потребностей в само-развитии и самопознании, способности к самоактуализации и др. (Шпикалова Т. Я., Бакланова Т. И., Ершова Л. В.)

Каждый, кто хоть немного знаком с необъятностью, многоцветьем, сложностью народной культуры, понимает, что здесь таится прекрасное основание для того, чтобы убедительно, наглядно показать детям, как происходило историческое становление и развитие национального характера и самосознание народа, приобщить к его великому жизненному пути, каждый этап которого навечно остался в образах прекрасных храмов, былин, песен, особ гостях ремесел, быта, вбирающих в себя опыт сопричастия жизни других народов. Это благоприятная почва для реализации самых разнообразных способностей, склонностей, пристрастий к тому или иному виду народного творчества, а также перспективы действительного возрождения и продолжения утраченных традиций.

Окунувшись в мир народной культуры, ребенок не просто обретет отвлеченные знания о раритетных фрагментах ушедшего прошлого. Он в свою душу примет душу своего народа, и уже сам для себя, своих близких, настоящего и будущего своей страны и мира сможет самостоятельно и ответственно выстроить связи между собой и природой, семьей, историей.

Сегодня ясно, что без опоры на народное искусство и национальную культуру трудно воспитать настоящего человека - личность, обладающую серьезными духовными запросами, свободную и открытую миру, способную к эстетическому восприятию, к труду - труду творческому, независимо от сферы деятельности человека. Только народное искусство способно пробудить и хотя бы частично реализовать тот творческий потенциал, который заложен в каждом человеке, потому что каждый человек наделен способностью эстетического восприятия мира, творческим импульсом. И народное искусство - лучшее тому доказательство.

Праздничность и мажорность - эти качества присущи всем образам народного искусства, отражающего полнокровное и оптимистическое восприятие мира, вечно возрождающейся природы. Мажорный строй вечной красоты и гармонии помогает человеку себя на земле, передает уверенность в торжестве светлого начала.

В своей книге «Искусство мыслит образами» Е. А. Майлин пишет: «Открытия, которые мы делаем с помощью искусства, не только живые и впечатляющие, но и добрые открытия. Знание действительности, приходящее через искусство, есть знание, согретое человеческим чувством, сочувствием. Благодаря своей образной форме искусство наилучшим способом приобщает человека к человечеству. Искусство в самом глубоком смысле 'этого слова человечно. Оно идет от человека и ведет к человеку - к самому живому, доброму, к самому лучшему в нем. Оно служит единению человеческих душ».

Познание ребенком родного языка, произведений народного фольклора. декоративно-прикладного искусства - наиболее естественный способ включения в систему национальных ценностей призвано решить следующие образовательные и воспитательные задачи:

- содействие целостному оптимистическому мироощущению детей, восприятию духовно-эстетических ценностей, заключенных в звуках родного языка, народном орнаменте, в образах народного искусства, народной поэзии и прозы, в родной музыке;

- создание среды общения для освоения народного искусства во всем многообразии его видов;

- формирование интереса и познавательной активности, мотивации творческой деятельности дошкольников через культурологическое освещение тем;

- развитие творческих способностей личности в процессе освоения образного языка народного искусства;

- развитие коммуникативных качеств дошкольников через умение эстетически воспринимать и давать эмоционально-ценностную оценку произведениям народного искусства.

Публикации по теме:

Народные традиции. Масленица в детском саду (фотоотчёт)Народные традиции. Масленица в детском саду (фотоотчёт) Масленица - самый веселый,шумный,народный праздник. Празднуют его всю неделю,и каждый день недели имеет свое название,которое говорит о.

Мини-тренинг «Роль отца в становлении личности ребенка» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад "Весна" г. Волгодонска МИНИ-ТРЕНИНГ "Роль отца в становлении.

Проект по патриотическому воспитанию детей средней группы «Русские народные традиции» 1. Отчёт о проведённой работе. 2. Цель: сформировать понятие о русском народном творчестве; создать условия для формирования основ патриотического.

Проект «Новогодние народные праздники и традиции» (средняя группа) Проект «Новогодние народные праздники и традиции» Группа №3 «Солнышко» Воспитатели: Краева В. Н. Ефремова И. С. Январь 2016 Проект «Новогодние.

Рождественские колядки — русские народные традиции (фотоотчёт)Рождественские колядки — русские народные традиции (фотоотчёт) Цель: приобщить детей к русским народным традициям, с русскими народными обрядами, создать праздничное настроение по средствам русского.

Семейные народные традицииСемейные народные традиции В нашей семье очень любят народные праздники. Один из них- Коляда. Это один из старейших славянских праздников соединившийся с Рождеством.

Статья «Воспитание детей через народные традиции» Воспитание детей через народные традиции. “Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную.

Тематическая неделя «Народные традиции» (отчет)Тематическая неделя «Народные традиции» (отчет) С 25.01.- 05.02.16 Г В младшей группе №10 была создана предметно-пространственная среда для ознакомления детей с традициями и культурой.

Роль искусства в духовно-нравственном становлении личности учителя Музыкальный руководитель МАДОУ №385 Тимченко Н. Э. Роль искусства в духовно-нравственном становлении личности учителя. Проблема духовно-нравственного.

Фольклорное занятие «Традиции россиян. Русские народные праздники на Руси» Тема: Традиции Россиян (русские народные праздники на Руси) Цели: Обогащение и конкретизация знаний о народных праздниках и их особенностях.

Библиотека изображений:
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Музыка, музыкальные инструменты
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Народные традиции в становлении детской личности
Опубликовано: 1 апреля 2016 в 14:42
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Экологический проект «Весна-красна» во второй младшей группе
Автор проекта: Сутырина Е. И. Реализация проекта: Сутырина Е. И, Савина О. А. Тип проекта: экологический, познавательно-творческий. Срок...
Экологический проект «Берегите природу!» (средняя группа)
Автор проекта : воспитатель – Корепанова Татьяна Викторовна Актуальность проекта : Человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной...
Фотоотчёт о творческих работах по рисованию с элементами аппликации «Одуванчики»
Прежде чем рисовать с детьми одуванчики, мы рассмотрели их во время прогулки и обратили внимание на то, что у них есть стебель, листья, цветок. Дети...
Видео-урок «Как нарисовать сирень красками. Поэтапный урок живописи»
Как нарисовать сирень красками ( поэтапный урок живописи №3) Живопись акварельными красками "Сирень" с детьми 3+ Данный материал адресован как...
Инновационные технологии на логопедических занятиях. Часть 3
А так же на занятиях непосредственно образовательная деятельность проводится с использованием игровых технологий, широко применяю ИКТ. В настоящее время...