Папки-передвижки

Фольклор как средство сохранения и развития родного языка. Приобщение детей к этнокультурным традициям

Ольга Молчанова
Фольклор как средство сохранения и развития родного языка. Приобщение детей к этнокультурным традициям

Фольклор как средство сохранения и развития родного языка. Приобщение детей к этнокультурным традициям

Особенности современного общества, в котором происходит радикальные перемены, обусловливают не только качественное обновление международных культурных, социальных и других связей нашего государства, но и новые подходы к изучению национально – культурных ценностей народов республик России, и, в первую очередь, особенностей их языков.

Публикация «Фольклор как средство сохранения и развития родного языка, Приобщение детей к этнокультурным традициям» размещена в разделах

В настоящее время в республике тревожным симптомом неблагополучного положения с изучением бурятского языка является постепенное уменьшение количества носителей родного языка. По данным ЮНЕСКО, бурятский язык под угрозой исчезновения. Сегодня все больше бурятский язык уступает место русскому языку, причем даже в просторечье, даже в быту. Уровень владения бурятским языком пока медленно, но падает, о чем свидетельствуют результаты исследования, проведенные в МБОУ «Баянгольская СОШ», предшколе.

На констатирующем этапе из 100% опрошенных детей бурят в возрасте от 5,5 до 7 лет бурятским языком владеют в совершенстве 28,5% детей (активное двуязычие, у 39% детей прослеживается смешение двух языков, 32% дошкольников не владеют бурятским языком. Отсюда следует, что реальная языковая ситуация в предшколе относительно бурятского языка является критической.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующий вывод - предметно – развивающая среда предшколы не способствует сохранению родного языка. Для решения этой проблемы необходимо создавать условия для развития и совершенствования бурятского языка среди дошкольников.

Одним из доступных средств изучения родного языка и приобщения детей к этнокультурным традициям являются произведения устного народного творчества. Фольклор позволяет ребенку приобщаться к культурным ценностям, усваивать их через такие формы, как сказка, игра, музыка, формировать ценностные ориентиры и интерес к знаниям о родной земле, уважение к истории и культуре своего народа.

Гипотеза нашего исследования заключается в том, что если в предшколе будет создана предметно – развивающая среда с учетом специфики быта, традиций бурятской народной культуры; разработана образовательная программа «Мы живем у Байкала» по ознакомлению детей с бурятским фольклором, интегрирующую в себе виды и формы организации детской деятельности с учетом ФГОС ДО, то будет сохранен родной язык.

Целью нашей работы является создание условий, способствующих развитию и укреплению родного языка.

Объект исследования: бурятский язык детей от 5.5 до 7 лет.

Предмет исследования: педагогический потенциал бурятского фольклора в развитии языка ребенка.

Практическая значимость заключается в том, что данные и результаты исследовательской работы могут быть использованы в практической работе воспитателей дошкольных учреждений.

Новизна работы: исследование реальной языковой ситуации в предшколе и рассмотрение возможных вариантов для решения проблемы.

В теоретической части были изучены этнопедагогическая концепция академика Г. Н. Волкова; теорию деятельностного подхода в обучении и воспитании детей Д. Б. Эльконина, А. Н. Леонтьева; исследовательские работы С. С. Бардахановой о современном бытовании жанров устного поэтического творчества бурят; З. Б. Лопсоновой о влиянии традиционной педагогики бурят в воспитании этической культуры у дошкольников и младших школьников; ознакомлены нормативно – правовые акты,

В основе формирующего этапа работы лежит разработка программы «Мы живем у Байкала» по развитию языка и ознакомлению детей с бурятским фольклором.

На завершающем этапе было проведено анкетирование, которое показала повышение уровня знаний владения бурятским языком.

Таким образом, можно сделать вывод, что уровень развития родного языка ребенка повысится при систематической и планомерной работе. Этнокультурное содержание образования в образовательном учреждении в условиях перехода на ФГОС ДО с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации находит свое практическое воплощение в жизнь. Фольклорные тексты естественно включаются в разные виды детской деятельности. Продуманность подбора методического материала развивающей среды, совместной игры детей, знакомство с традициями и обычаями своего и соседнего народа станут основой комфортного полноценного развития личности.

Хубракова Санджима Галшеевна

воспитатель подготовительного класса

МБОУ «Баянгольская СОШ», предшкола

Публикации по теме:

Арт-терапия как средство сохранения психологического здоровья детей Семинар-практикум для педагогов, направленный на ознакомление и внедрение в свою образовательную деятельность методов арт-терапии. Семинар.

«Фольклор как средство развития словесного творчества старших дошкольников» «Фольклор как средство развития словесного творчества старших дошкольников» Словесное творчество является одним из видов детского творчества,.

Арт-терапия как средство сохранения здоровья педагогов Арт-терапия как средство сохранения здоровья педагогов. Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации.

Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных творческих способностей дошкольников Видео Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных творческих способностей дошкольников «Русский народ не должен терять своего нравственного.

Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей дошкольников Приобщение детей к традициям своего народа, к культуре своего края, осознаётся современным общество в качестве жизненно-важной проблемы.

Познавательно-творческий проект «Приобщение дошкольников к этнокультурным традициям и обычаям народов Бурятии» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 161 «Ёлочка» общеразвивающего вида г. Улан-Удэ Проект.

Приобщение старших дошкольников к традициям и культуре родного края через изготовление книжек-малышек по русским народным В соответствии с ФГОС дошкольного образования в содержании программы дошкольной организации должна быть отражена региональная специфика.

Рекомендации для родителей-детский фольклор, как средство развития речи Рекомендации для родителей -детский фольклор, как средство развития речи. Игры в ладошки с речевым сопровождением стали сегодня характерным.

Русский фольклор как средство развития звуковой культуры речи дошкольников Умение правильно использовать нормы устного и письменного языка, умение грамотно применять выразительные языковые средства в разных условиях.

Семинар-практикум для педагогов «Арт-терапия как средство сохранения психологического здоровья детей» В структурном подразделении детском саду «Лучик» в октябре 2016 года проходил семинар-практикум для педагогов «Арт-терапия как средство.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Фольклор как средство сохранения и развития родного языка. Приобщение детей к этнокультурным традициям
Опубликовано: 18 апреля 2017 в 14:20
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД