Народный календарь в работе педагога ДОУ

Наталья Каипова
Народный календарь в работе педагога ДОУ

Введение.

Исследовательница детского фольклора Галина Дайн пишет в своей книге «Детский народный календарь»:

«Большинство из нас – городские жители. Находясь в своих квартирах, мы почти перестали ощущать великую радость пребывания в нашем общем доме – в Природе… Деревенские ребята участвовали почти во всех календарных праздниках и обрядах, где им отводилась особая роль. Кроме того, у ребят был и свой собственный календарь. Его традиции тоже переходили из поколения в поколение, от подраставших – к младшим».

Необходимо помочь современным городским детям «вжиться» в прошлое своего народа: ввести в мир земледельческого календаря через особый детский народный календарь. Участие детей в трудовых буднях и праздниках взрослых, в православных и календарных обрядах, сезонные игры и забавы, игрушки из природных материалов, игровой и обрядовый фольклор – всё это поможет современным городским детям «вжиться» в прошлое своего народа, которое воспринимается сегодня с живейшим интересом.

Очень хочется, чтобы знакомство детей с народной культурой начиналось с того периода, когда они открыты для восприятия окружающего мира на эмоционально-чувственном уровне.

Осенины.

Первая встреча осени – Осенины, по народному календарю выпадающая на Семенов день (день Симеона-летопроводца, отмечается 14 сентября. С этого дня на Руси начинали праздновать осенние свадьбы, переселялись в новые дома, осуществляли обряд посвящения мальчиков, достигших семи лет, в отроки, отмечая их роль в общине. С наступлением Осенин основная хозяйственная деятельность переносилась с поля в огород или дом, начинался сбор овощей. Обычно в этот день готовили угощение, на которое собиралась вся семья. Праздник урожая или встречи осени традиционно устраивается и в дошкольных учреждениях.

Фольклорный праздник "Осенины"

___

ВЕДУЩИЙ.

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами праздник под названием Осенины. Что такое Осенины – это встреча осени. В старину на Руси наши предки справляли Осенины 21 сентября, в день осеннего равноденствия, когда день равен ночи. К этому времени весь урожай бывал уже убран. И вот, убрав урожай, крестьяне устраивали праздник, иногда в течение целой недели, ходили, друг другу в гости, выставляли на стол все самое вкусное, внуки на несколько дней оставались у бабушки с дедушкой. И мы тоже с вами позовем сегодня в гости Осень. Только мы с вами привыкли представлять Осень в виде красавицы в разноцветном наряде, с охапкой желтых листьев, а вот на Руси Осень изображали в виде маленького сухонького мужичка. Лицо у него суровое, три глаза и косматые волосы. После уборки урожая он ходил по полям – проверял, все ли убрано, как следует. А у нас сегодня Осень предстанет в виде девочки.

Встретим Осень песней «Осенины на Руси».

Итак, давайте вместе произнесем закличку: «Осень, Осень, милости просим!»

Входит Осень и 3 осенних месяца.

ОСЕНЬ:

Добрый день, мои друзья!

Заждались, поди, меня?

Лето красное стояло,

Долго власть не уступало.

Но всему приходит срок –

Я явилась на порог.

Пришла я, ребята, не одна, а со своими братьями. А как их зовут, вы сейчас отгадаете.

СЕНТЯБРЬ:

Опустел наш школьный сад,

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ.

Что за месяц к нам пришел?

ОКТЯБРЬ:

Все мрачней лицо природы –

Почернели огороды, оголяются леса,

Молкнут птичьи голоса,

Мишка в спячку завалился.

Что за месяц к нам явился?

НОЯБРЬ:

Чёрно поле – бело стало,

Падает то дождь, то снег.

А еще похолодало,

Льдом сковало воды рек.

Мерзнет в поле озимь ржи.

Что за месяц, подскажи?

ОСЕНЬ: А вы знаете, ребята, что в народе эти месяцы называли по-другому?

СЕНТЯБРЬ: Меня называли хмурень, ревун, заревник.

ОСЕНЬ: Сентябрь – ревун, от рева осенних ветров и зверей, особенно оленей.

ОКТЯБРЬ: Меня называли позимник, листопад, грязник.

ОСЕНЬ: Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь – капустой.

НОЯБРЬ: Меня называли полузимник, грудень.

ОСЕНЬ: Ноябрь – сентябрёв внук, октябрёв сын, зиме родной батюшка. А вы, ребята, знаете какие-нибудь народные приметы, пословицы, поговорки?

Ведущий: «Я начну, а вы продолжайте».

Пословицы об осенних месяцах.

• Холоден сентябрь, да сыт.

• В сентябре и лист на дереве не держится.

• Сентябрь покажет: посеешь жито наспех – оно родит на смех.

• Октябрь – капустник, пропах капустой.

• Октябрь – ложка воды, ведро грязи.

• В октябре семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, ревёт, сверху льёт и снизу метёт.

• Ноябрь – ворота зимы.

• Ноябрь – сентября внук, октября сын, зиме – родной батюшка.

• В ноябре мужик с телегой прощается, в сани забирается

Пословицы и поговорки об осени.

• Весна красна цветами, а осень снопами.

• Осенью у воробья пир.

• Осень идет, и дождь за собой ведёт.

• Осень всех наградила, всё загубила.

Осень: А теперь отгадайте-ка русские народные загадки:

Сидит девица в темнице,

а коса на улице (Морковь)

СЕНТЯБРЬ: Скинули с Егорушки золотые перышки, заставил Егорушка плакать без горюшка. (лук)

ОКТЯБРЬ: Нарядилась Алёна в сарафанчик свой зеленый, завила оборки густо. Узнаешь ее? (капуста)

НОЯБРЬ: Стоит лепёшка на одной ножке. Кто мимо пройдет, всяк поклонится. (гриб)

СЕНТЯБРЬ: Сидит – зеленеет, падает – желтеет, лежит – чернеет. (лист)

ОКТЯБРЬ: Под землей птица гнездо свила, яиц нанесла. (картошка)

НОЯБРЬ: Круглое, как месяц, листья, как ель, а хвост, как у мыши. (репа)

ВЕДУЩИЙ: А знаете, ребята, репа была очень важным овощем. Дело в том, что наша любимая картошка появилась на Руси только в 18 веке, а до нее главным овощем была репа. Репу ели свежую, пареную, вяленую. Пекли с репой пироги, делали репной квас, варили кашу.

ОСЕНЬ: И последняя загадка: В сенокос горька, а в мороз сладка. Что за ягодка? (рябина)

ВЕДУЩИЙ: Рябина, ребята, очень славилась на Руси. Все ягоды уже давно убраны, еще летом, а рябина краснеет только к осени, ярко горят ее ягоды. Из рябины готовили рябинный квас, слабительный и прохладительный. Был даже специальный день, 23 сентября, когда ягоды рябины срывали и кистями вешали под крышу. Но часть ягод обязательно оставляли на дереве – дроздам-рябинникам, снегирям-краснозобам. У осени ничего не бывает лишним, даже осенний листочек из нашей сказки.

Вот как встречали на Руси Осень. Ну а мы с вами встречаем Осень нашей традиционной выставкой рисунков. Осень, приглашаем тебя посмотреть выставку рисунков ребят

ОСЕНЬ: С удовольствием!

Ведущий: Ну а теперь Осень и братья месяцы посмотрите на наши развлечения и примите в них участие.

Игры.

1. Игра «Пахари и жнецы».

2. Самые ловкие и быстрые будущие хозяюшки.

3. А пока эти будущие хозяюшки свое дело делают, мы еще один конкурс проведем!

4. Конкурс для мам «Пронести вёдра с водой на коромысле».

ОСЕНЬ: Молодцы, ребята, славно потрудились! А теперь отведайте моего угощения – осенних яблочек! Осень раздает из корзинки яблоки. До свидания!

Рождество Христово.

Рождество Христово – один из главных христианских праздников, установленный в честь рождения по плоти Иисуса Христа от Девы Марии. На Руси этот праздник был особенно любим. В сочельник до «вечерней звезды», т. е. до вечерних песнопений, ничего не ели и не садились за стол. Родители рассказывали о том, как волхвы пришли поклониться новорожденному Иисусу Христу и принесли дорогие подарки. Ребятишки с малых лет перенимали от старших не только народную мудрость, но и сложившиеся веками традиции и обычаи.

Гулянья в детском саду на Рождество. «Пришли святки - запевай колядки!»

1. Подготовительная работа с детьми.

- Беседа.

Святки, или, как их еще называют, Святые вечера – это зимний народный праздник, который начинается на Рождество и длится целых две недели, до самого Крещения.

В Святочные вечера устраивались на Руси праздничные гуляния – по дворам ходили толпы ряженых, пели величальные песни, в которых славили хозяев, желали им доброго здоровья, богатого урожая.

Все с нетерпением ожидали прихода ряженых с их колядками. Люди верили, что к кому они зайдут, тот двор в новом году удачлив будет, с достатком и прибылью.

Колядки – это небольшие стихи или песенки с незатейливой мелодией. За такие колядки хозяева угощали колядовщиков пирогами, булками, конфетами, мелкими монетами, «козульками». Козульки – это такие пряники, да не простые, а в форме животных.

Но случалось, хоть и редко, что хозяева жадные попадались.

Ряженых ни чем не угощали, а прочь от ворот гнали. Для таких жадин тоже колядки имеются, специальные, ругальные.

- Подготовка костюмов к гуляниям (костюмы животных, маски, платки, другие головные уборы, сарафаны, фартуки, длинные юбки и т. д.) и различных шумовых инструментов (погремушки, дудки, свистки, деревянные ложки, бубны и т. д.).

2. Ряжение.

Дети наряжаются в костюмы, девочкам рисуется свеклой румянец на щеках.

3. Святочные гуляния.

Дети выходят из группы, шумят при помощи шумовых и музыкальных инструментов и при входе в какое-либо помещение. Между колядками дети тоже используют свои шумовые инструменты.

Воспитатель.

Собирайся, народ, разевай пошире рот.

В нашей горнице веселье – нынче Святок продолженье!

Дети (вместе).

Мы ходили, мы искали коляду святую.

По всем дворам, по проулочкам.

А нашлась коляда да у вашего двора!

Ребенок.

Хозяин с хозяйкой, будьте здоровы!

Живите без бед много-много лет!

Ребенок.

Дай вам, боже, урожай хороший:

Рожь да пшеницу, овес, да чечевицу,

В поле – зерно, в доме – добро!

Ребенок.

Коля-коля-коляда, я у мамы одна.

Дай мне, тетя, молока.

Молоко не сладко, дай шоколадку.

Ребенок.

Коляда, коляда, жили-были три кота.

Три кота и котик, дайте срочно тортик!

Ребенок.

Тетенька добренька, подай что-то сдобненько:

Пышку да лепешку, да свиную ножку.

Ребенок.

Хозяин с хозяюшкой, слезайте с печки, зажигайте свечки.

Открывайте сундучок. Вынимайте пятачок.

Ребенок.

Основным ритуалом Святок является старинный земледельческий обряд – «посевание».

(в это время, дети, которые не поют колядки, производят обряд «посевание», т. е. разбрасывают зерна по углам помещения, можно использовать крупу и макароны).

Сеем, сеем, посеваем, с Рождеством вас поздравляем,

Уродись, пшеничка, на поле – стогами, на столе – пирогами!

Счастье будет вам горой, урожая воз большой!

Воспитатель

А для жадных хозяев у нас есть специальные колядки – ругальные.

Ребенок.

Кто не даст лепешки, завалим окошки!

Кто не даст пирога, сведем корову за рога!

Ребенок

Кто не даст хлеба, уведем деда!

Кто не даст ветчины, тому поколем чугуны!

Ребенок.

У скупого мужика родись рожь хороша:

Соломкой густа, колоском пуста!

Ребенок.

Коляда-моляда, не дашь пирога,

Мы корову за рога, коня за хвост уведем на мороз!

Дети все вместе: А теперь хотим угощение!

Дети получают различные угощения и возвращаются в группу.

С такими колядками мы обошли весь детский сад. Затем решили выйти за его пределы. Договорились с ЦДБ (центральная детская библиотека) заранее. Нас очень радушно встретили, дети счастливы, а угощений было…

Масленица

Масленица происходит от старинного языческого праздника проводов зимы, сохранившегося в России после принятия христианства в X в. Испокон веков люди воспринимали весну, как начало новой жизни и почитали солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В честь солнца пекли пресные лепёшки, а когда научились готовить заквасное тесто, стали печь блины. Праздник приходится на неделю предшествующую Великому посту. Масленица предполагает широкие гуляния и обильную, сытную пищу, поэтому в праздничную неделю можно отведать самые разнообразные блюда.

Сценарий праздника Масленица в детском саду.

Ведущий: В конце февраля или начале марта на Руси издавна отмечалась Масленица – праздник окончания зимы и встреча весны. Праздновалась масленица целую неделю. Каждый день этой недели был особенный. В понедельник хозяйка давала блин ребёнку, чтобы он скакал верхом на ухвате или кочерге и кричал.

Появляется Маша с блином и кричит: Знаю, знаю, вот как надо!

Прощай, зима сопливая!

Приходи, весна красная!

Соху, борону –

И поохать пойду!

Понедельник – это встреча масленицы.

Ведущий: Здравствуй, Машенька! Откуда ты всё это знаешь?

Маша: А меня Мишка научил. Мы с ним в лесу всегда Масленицу празднуем. Надоест нам зима лютая, так хочется скорее солнышка тёплого! Да вам Мишка сейчас всё расскажет, вот и он идёт!

Миша: Здравствуйте, ребята! Я расскажу вам про масленичный вторник. Он называется – «заигрыш», потому что в этот день начинались игры и гуляния, представления и катания со снежных горок.

Маша: Эх, и я люблю с горки кататься. Миша, Миша, а петь в этот день надо?

Миша: Обязательно надо петь! Может нам ребята споют. Они специально к Масленице частушки выучили!

Выбегают дети и поют частушки:

Я на Масленку катался,

Трое саней изломал,

Ворона коня замучил,

И милашку закатал.

Шила платье из капусты,

Огурцом отделала.

Рассердилась, платье съела,

Что же я наделала?

Купи, тятя, мне коня

Вороные ножки.

Буду девочек катать

По большой дорожке.

Девки, Масленка идёт!

Кто нас покатает?

У Петрушки во дворе

Сивка пропадает.

Миша: Какие молодцы, ребята! Надо вас за частушки блинами угостить. Как раз в среду начинали печь, и есть блины. Блины - словно маленькие солнышки.

Мальчик: У кумы была сестрица

Печь блины-то мастерица.

Напекла их кучек шесть,

Семерым их не поесть.

А сели четверо за стол,

Дали душеньке простор,

Друг на друга поглядели

И… блины-то все поели.

Девочка: Как на масленой неделе

Из печи блины летели!

С пылу, с жару, из печи,

Все румяны, горячи!

Масленица угощай!

Всем блиночков подавай.

С пылу, с жару – разбирайте!

Похвалить не забывайте.

Маша: Ой, как блиночков захотелось!

Миша: Потерпи, Машенька, сначала угадай вместе с ребятами мои загадки:

И с икоркой, и со сметаной –

Всякие они вкусны!

Ноздреваты и румяны –

Наши солнышки … (блины)

Стул железный, гость мучной. (Сковорода, блин)

За молочною рекою,

За кисельными берегами

Стоит гора масляная.

Пришли пять братцев,

Стали на гору взбираться,

Залезли на вершину –

Снесли горы половину! (Пальцы и блины)

Ведущий: Но самый важный день был воскресенье – «прощёный день». Масленицу сжигали и просили у всех прощения. Говорили: «Прости меня, пожалуйста, если в чём виноват перед тобой». Прощание заключалось поцелуем и низким поклоном.

Маша и Миша просят друг у друга прощение и кланяются.

Мальчик: Сидит кошка на окошке,

Вышивает себе хвост.

Широко Масленица проходит.

Настает великий пост.

Маша и Миша угощают всех блинами.

Сороки (Жаворонки)

День прилета жаворонков. На Жаворонки день с ночью меряются. Зима кончается, весна начинается. У русских повсюду существовала вера в то, что в этот день из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них — жаворонок.

На Жаворонки обычно пекли «жаворонков», в большинстве случаев с распростертыми крылышками, как бы летящих, и с хохолками. Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну.

Непосредственно образовательная деятельность.

Тема: Жаворонушки! Полетовушки!

Программное содержание: Обогащать знания детей о народных традициях зазывать весну жаворонками. Учить детей лепить жаворонка, свернув жгутик теста пополам, перекинув один конец жгутика через другой и надрезав пёрышки кончиком стеки, украшать изюмом. Развивать умение отвечать на вопросы воспитателя полным ответом. Активизировать словарь детей: жаворонки, сороки. Совершенствовать навыки нетрадиционной лепки из сдобного теста. Формировать навыки самостоятельного выполнения полного трудового процесса (от постановки цели, до результата).

Прививать интерес к русскому народному творчеству – весенним закличкам, хороводам, играм.

Предварительная работа: Разучивание народных игр, хоровода. Рассматривание иллюстраций по теме: «Птицы». Украшение полотенца русским народным орнаментом. Беседа на тему: «От, куда хлеб пришёл».

Ход занятия:

1Воспитатель: Ребята, с приходом весны мы поздравляем наших мам и бабушек с первым весенним праздником. Но в марте мы будем отмечать ещё один праздник «Сороки». Об этом празднике хочет рассказать вам бабушка Варварушка. Она ждёт вас у себя дома. Пойдём в гости?

Дети: Пойдём.

Воспитатель: Ребята как лучше идти в гости – с пустыми руками или с подарком?

Дети: С подарком.

Воспитатель: Может, подарим бабушке полотенце, которое вы украсили узором?

Дети: Да.

Воспитатель: Чтобы дойти до дома бабушки Варварушки, вам надо пройти по тропинке.

Дети самостоятельно идут по тропинке к избе. Там их встречает воспитатель в костюме бабушки.

2.1 Воспитатель: Здравствуйте, дорогие мои гости. Присаживайтесь, отдохните с дороги, а я вам расскажу о празднике «Сороки». Слушайте внимательно.

С давних времён в каждой деревне, селе были свои обычаи посиделок, праздников посвящённых народному календарю. Собиралась молодёжь, чтобы себя показать и других посмотреть. Первый месяц весны богат праздниками. 22 марта будут праздновать праздник, который называется «Сороки». В этот день прилетают из тёплых стран сорок птиц, и первые из них – жаворонки. С вечера хозяюшки месят тесто и пекут 40 шариков и «жаворонки». Шарики по одному выбрасывают каждый день в окошко. Верили, что мороз, наевшись хлебных шариков, уйдёт до следующего года. «Жаворонки» раздавали детям, те бежали на улицу на самое высокое место и выкрикивали зазывалочки:

Жаворонушки!

Полетовушки!

Прилетите к нам,

Весну ясную,

Весну красную

Принесите нам!

Дети играли в игры, водили хороводы. В одну из таких игр я предлагаю поиграть. Игра называется «Пирог».

2.2 Подвижная игра «Пирог».

Дети стоят в 2 шеренги друг к другу лицом. Между шеренгами садится участник, изображающий пирог. Все говорят:

Да экий он высоконький, да экий он широконький,

Да экий он да мягонький, режь его да ешь.

После слов «режь его да ешь» к пирогу бегут по одному участнику от каждой шеренги. Кто первым коснётся «пирога», уводит в свою команду, а неудачник остаётся изображать пирог. Выигрывает группа, забравшая больше пирогов.

2.3 Воспитатель: Сегодня я вас научу печь жаворонков. Пекут жаворонков из сдобного теста. А кто знает, какие продукты нужны, чтобы сделать сдобное тесто? (ответы детей)

2.4 Показ выполнения работы воспитателем.

2.5 Пальчиковая гимнастика: Тесто замесили мы,

Сахар не забыли мы,

Пироги пшеничные

В печку посадили мы.

Печка весело горит,

Наша мама говорит:

- Крошки, что останутся

Воробью достанутся.

2.6. Уточнить последовательность лепки жаворонка.

2.7 Работа детей. Индивидуальная помощь воспитателя.

По окончании работы поставить жаворонков в печь выпекаться.

2.8 Хоровод: Вокруг печки я хожу, да похаживаю,

Я на печку гляжу, да поглядываю.

Вот поднялся пирог, пирожок медовый,

Зарумянился пирог из муки из новой.

Отворяла я заслон, отворяла,

Доставала я пирог, доставала

Угощайтесь, детушки, угощайтесь!

Наедайтесь, милые, наедайтесь!

3. Анализ: Подойти с ребятами к печке, вынуть готовых жаворонков.

Воспитатель: Ребята, кого мы с вами сегодня пекли? Для какого праздника пекут жаворонков? Какие жаворонки получились?

Славно потрудились, время провели не зря,

Печь и жарить научились, а сейчас поесть пора.

Литература

1. Бердниковой Н. В. «Веселая ярмарка». Народные календарные праздники для детей с 3 до 10 лет.

2. Г. Дайн «Детский народный календарь»;

3. Журнал «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки», 2008.

4. Журнал «Старший воспитатель» №1, №7, №8, 2011.

5. «Праздник Осени» Кононова М. Н., Иванова М. Л. (Интернет-ресурсы)

6. Сборник загадок. Составитель М. Т. Карпенко. М, «Просвещение», 1998.

7. «Чудесный короб» (Русские народные песни, сказки. игры, загадки) Москва. «Детская литература» 1989.

Публикации по теме:

«Календарь»«Календарь» На занятиях дети учились выкладывать календарь. Узнавали почему в календаре числа бывают красного и черного цвета. Задавала вопросы:.

Оформление детских садовОформление детских садов Недавно в нашем детском саду прошел конкурс на лучшее оформление календаря природы. Хочу поделиться радостью-мой календарь был признан лучшим,.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Зима
  • Осень
Автор публикации:
Народный календарь в работе педагога ДОУ
Опубликовано: 16 ноября 2012 в 14:26
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Ратная палата» — музей I Мировой войны. (Фоторепортаж)
В прошлое воскресенье мы с внучками пошли в Ратную палату, взяв с собой ледянки, вдруг пруды замерзли и можно с берега покататься. День был на редкость...
Занятие по не традиционной техники рисования с детьми старшей группы.
Занятие по нетрадиционной техники рисования для детей старшей группы тема: Новогоднее волшебство Цель: Научить детей использовать различные способы...
Новогоднее оформление групповых комнат в детском саду «Волшебная сказка».
Зима - зимовей! Снег в сугробы навей! Зимним посохом стучи студёным, Одевай поля в ковры белёные! В ковры чистые, скрипучие, Морозные, колючие! Зайке...
Театализованное новогоднее представление для детей
Сценарий новогоднего театрализованного представления с участием детей. «Снежная сказка» Звучит голос на фоне мелодии с эффектом падающего снега: Сказка по...
Дидактическая игра «Цифры». Мастер-класс.
Дидактическая игра «Цифры». Мастер - класс. Цель: Совершенствовать навыки счета до 10. Задачи: Формировать навыки в последовательном счете до 10....