Датдеева Ирина
Народный танец «Симд»
Божественный танец Симд
В самом центре Кавказского хребта живут ираноязычные осетины-прямые потомки некогда могущественных и легендарных скифов, сармат и алан. По мнению учёных, предки осетин создали самую богатую духовную и материальную культуру в мире. Именно богатая история и неповторимая своеобразная культура осетин и их предков привлекают и привлекали внимание ученых всего мира. Это народ, который дал человечеству:
-великого античного философа-мудреца Анахарсиса
-гениального поэта Коста Хетагурова
-выдающегося ученого современности Васо Абаева
-непревзойденного Отелло-Владимира Тхапсаева
Публикация «Народный танец „Симд“» размещена в разделах
-первую в мире женщину-дирижёра Веронику Дударову
-неповторимую балерину Большого Театра Светлану Адырхаеву
-легендарного Хаджи-Умара Мамсурова
-арктического джигита Юрия Кучиева
-легендарного силача-великана Бола Канукова и двукратного Олимпийского чемпиона Сослана Андиева
-великого маэстро Валерия Гергиева
-это народ, который является создателем Нартовского эпоса и Божественного танца «СИМД».
У махн Симд н адмы истори
У махн Симд цыкурайы фрдыг.
рхастой й гуыппырсарт-ндонриу,-
Н аивады нклг мсыг.
У скифт 'м аланты кадг,
Н ххбсты суадтты сыр-сыр,
Нхи Къостайы уддзырвй фыст зарг,
Н чызджыты сдмырон фндыр.
Услышав историю возникновения этого танца на уроках музыки меня очень заинтересовала эта тема. Я решила узнать как можно больше об этом величественном танце.
Наши предки, занимаясь строительством домов, месили глину. Становились босыми ногами и начинали топтать эту смесь. Чтобы это занятие не казалось однообразным и скучным, придумали движения, которые легли в основу Симда. Так появился этот танец.
Танец, корнями уходящий в глубокую древность. Танец-история. Симд уже перестал быть просто танцем. Он- символ нашего народа.
В старину юноши и девушки не могли открыто заявлять о своих чувствах. Но встречаясь в танце, влюбленные могли незаметно шепнуть о своих чувствах. Молодёжь загодя готовилась к танцам, которые устраивались на специально отведенном для этого месте, где-нибудь на краю села. Даже в горных аулах, где каждый акр земли- на вес золота, были такие места. И каждый парень стремился попасть в пару с той, которая ему нравилась. Поэтому Симд считают танцем влюбленных и во время танцев молодёжь всегда старалась танцевать в массе и обязательно с теми, к кому особенно лежит сердце. Можно было выделить влюбленные пары среди танцующих.
Основу любого Симда составляли два элемента-прямая линия и круг, символизирующие солнце и бесконечность.
Симд интересен и по своему рисунку и по композиционному построению. Начинается он в умеренном темпе, но постепенно темп танца ускоряется. Исполняется он плавно, на высоких полупальцах, корпус все время подтянут. Число исполнителей должно быть четным.
Костюм для симда был особенный : рукава были длинны и полностью закрывали все обнажённые места, чтобы во время танца тела партнёров не соприкасались. В женском варианте эти рукава назывались «улртт». Они служили также украшением костюма.
В старину существовало несколько разновидностей «Симда», большинство которых в настоящее время забыто. Нртон Симд, тымбыл Симд, Нагъуайы Симд. Подробно я остановлюсь на Нартон Симде.
Интересно, что упоминание о симде часто встречается в осетинском нартовском эпосе:
«Нарты на равнине Зилахар предовались своему любимому развлечению: пляске (Симд). На этот раз особенно старались блеснуть своей ловкостью и удальством, ибо как раз в это время красавица двух морей Агунда объезжала на своей волшебной колеснице небесный свод. Каждый из Нартов надеялся втайне пленить сердце неприступной красавицы. Но последняя не обращала на них никакого внимания. Тогда старый Урузмаг взялся привести её самою на Симд «.
Симд, упоминаемый в осетинских сказаниях о Нартах, - особый его вид, бытовавший в прошлом под названием: «Нртон симд» (Нартовский симд) или «дтг ул кафт» (пляска один поверх другого).Второе название характеризует «двухэтажное» построение пляшущих.
Нртон Симд ис н дард хтны нем,
Нртон Симд у хъазуат куысты уынр.
Н айвады минвар дунем,
Н зрдты нртхутг Цхр.
«Нартовский симд» плясали мужчины в возрасте от 30-ти до 45-ти лет, наиболее ловкие и наиболее сильные: «Нижний ряд брался вплотную друг с другом за пояса, образуя собой как бы сплошную круговую стену, скрепленную переплетенными руками. В шеренгу входило до двухсот и более человек… Верхний ряд взбирался на плечи ногами по выдвинутым вперед правым коленам нижнего ряда. Став на плечи нижних ногами, верхние, держась за пояса друг друга, образовывали такую же стену с переплетенными у поясов друг друга руками.
Верхний ряд, стоя на плечах нижних, мог делать любое движение, но нижние должны были выносить до смены всю тяготу…»
Когда все плясуны верхнего ряда, стоя на плечах плясунов нижнего ряда, переплетались руками, «запевалась песня, и живая стена в два этажа начинала медленно двигаться, причем верхние, обращаясь к нижним, припев свой завершали словами: «Поклонитесь нам!» («Бакувут!»). На что нижние отвечали: «Длм рхаут!»
Иногда, чтобы на плечи нижних взвалить больше тяжести, верхние поднимали на плечи бычков или жеребят. Потом ряды менялись, и нижние платили верхним тем же самым. Делалось это, понятно, не из жестокости. Просто во время танца проверялись выдержка и выносливость мужчин. Симд был своего рода испытанием.
Немного другим был Тымбыл симд.
Мужчины брали женщин под руку. Становились вкруг через один. И женщин, и мужчин должно было быть одинаковое количество. Танцевали медленно, движения были поступательны. Сначала круг двигался влево, потом вправо. Обязательно был запевала. Слова песни подхватывали все танцоры, а после они получали угощение и вновь пускались в весёлый пляс.
По композиционному строению симд остается на сегодня таким же. Женщины участвуют в нем наравне с мужчинами: сохранились основные элементы «тымбыл симда». По-прежнему основа танца - круг.
Такая жизнеспособность хореографического фольклора осетин объясняется органической слаженностью, композиционной завершенностью, строго регламентированной последовательностью танцевальных элементов и высокой зрелищностью, формировавшихся на протяжении длительного времени.
Но в современном симде основной акцент делается на новые формы композиции, новые ракурсы. Теперь мы все чаще видим народные танцы в основном на сцене, в постановках балетмейстеров.
Симд называют «танцем для Богов», так как на него лучше смотреть сверху.
СИМД, в любом случае, был и остается символом нашей истории и культуры.
Мне захотелось узнать, насколько мои сверстники. Друзья приобщены к нашей культуре, и я провела небольшой социологический опрос среди учащихся 5-6-х классов.
Вопросы были такие:
1. Умеешь ли ты танцевать осетинские танцы, в частности симд?
2. Знаешь ли ты историю этого танца?
Результаты я обработала и получила следующие диаграммы:
Всего учащихся 134 -100. Из них детей, занимающиеся народными танцами -58 человек
(в диаграмме обозначено зелёным цветом) - 43. Соответственно не умеют танцевать -76 человек (в диаграмме обозначено голубым цветом) – 76 .
На второй мой вопрос ответы даны следующим образом:
35 человек ответили положительно на мой вопрос – это всего 26, остальная часть учащихся, к сожалению, затруднялись ответить или отказывались сразу.
В Кодексе чести осетина говорится:
-Если считаешь себя осетином (аланом, изучай язык, обычаи, культуру своего народа.
Надеюсь, мои сверстники будут достойными потомками алан, заинтересуются, узнают историю этого божественного танца – символа нашего народа и захотят научиться танцевать его. Ведь
ТАНЕЦ – ЭТО ИСКУССТВО.
ТАНЕЦ – ЭТО ПОСТИЖЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА.
ТАНЕЦ – ЭТО КРАСИВАЯ ОСАНКА.
ТАНЕЦ – ЭТО КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ.
И я от всей души хочу, чтобы нас считали самой культурной нацией в мире! Нам есть на кого равняться! Есть к чему стремиться!
Лично для меня Симд стал любимым танцем и я с большим удовольствием танцую его.
И сегодня мы с одноклассниками покажем фрагмент этого величественного танца.
М Ирыстон, м уды цин, м риссаг,
Ды сфлдыстай д уды цырвй Симд,
Цмй ысуа уый гас дунейн диссаг,
Цмй ысуа уый денджызтыл н хид!
Благодарю за внимание!