Нарушение взаимоотношений между педагогами и детьми в ДОУ

Ольга Черникова
Нарушение взаимоотношений между педагогами и детьми в ДОУ

Причины нарушений взаимоотношений педагогов и детей в ДОУ.

Предупреждение проблем во взаимоотношениях педагогов и детей.

Различного рода нарушения во взаимоотношениях педагогов и детей подавляют творческий саморазвивающийся потенциал ребёнка, стимулируют негативные чувства, асоциальные формы поведения детей, напряженные состояния педагогов, сопровождаемые в наиболее острых случаях невротическими реакциями, соматическими и психическими заболеваниями.

Из собственного опыта работы и опыта работы коллег, мы можем выделить следующие причины нарушений взаимоотношений педагогов и детей:

1. Позиция педагога по отношению к детям, стиль взаимодействия с ребенком. Авторитарная позиция, проявляющаяся в строгих требованиях, прямых указаниях, «дрессировке» детей, наказаниях, подавлении естественной активности детей, ведет к выработке у детей двойной позиции, манипулятивных способностей (ложь, лесть, пассивности, невротизации отдельных детей. Воспитатель не интересуется личными переживаниями детей, не пользуется у них доверием. При освобождении от давления такого воспитателя активность детей направляется на выплеск накопившейся энергии, дети не обращают внимания на слова взрослых, быстро привыкая к сильным стимулам (окрикам, перестают реагировать на спокойный голос. Это может вызвать трудности при взаимодействии с такими детьми других педагогов и специалистов. Позиция безразличия, формальное общение, не регулирование деятельности детей, попустительство ведут к тому, что дети становятся безразличны к окружающему миру либо к расторможенности, стремлению баловаться, утрате авторитета воспитателя, привязанности к нему. Неустойчивая позиция, проявляется в том, что отношении к ребенку, его успехам и неудачам, выбор стиля взаимодействия зависит от эмоционального состояния и конкретной ситуации, что ведет к дезориентации детей, появлению ситуаций несправедливости по отношению к детям.

Оптимальным стилем взаимоотношений педагога с детьми многими специалистами признается демократический. Причины его отсутствия:

- объективные неблагоприятные обстоятельства (переполненность групп, отсутствие необходимых материальных условий и др.);

- в силу стереотипности и косности традиций дидактики обучения и воспитания прежней модели образования;

- из-за недостаточной подготовки специалистов дошкольного образования, не включающего в профессиональную подготовку студентов развитие коммуникативных навыков и умений, профессиональных способностей к диалогическому общению;

- отсутствие или слабое развитие «педагогического слуха»;

- неразвитость способности понимать и принимать состояния, чувства ребенка;

- отсутствие стремления осознавать свою эмоциональную реакцию на его поведение;

- отсутствие потребности быть открытым для общения с ребенком, исходя из его желаний, а не собственных;

- отсутствие убежденности в необходимости принимать ответственность за свои чувства и позволять ребенку нести ответственность за его чувства и действия.

2. Стаж работы сильно влияет на характер взаимоотношений педагога и детей. В первые годы работы, когда не хватает опыта общения с детьми, знания преобладают над умениями, идет концентрация на своих способностях, педагог эмоционально перенапряжен, испытывает неуверенность в своих силах, не всегда может найти адекватные формы взаимодействия, в работе преобладают дисциплинарные меры воздействия на детей, неустойчивость в оценках, не выработан свой стиль взаимоотношений с детьми. После 25 лет работы возникает синдром «эмоционального выгорания», педагог становится не восприимчив к новому, позиция по отношению к детям строго фиксирована.

3. Несовпадение индивидуально-типологических особенностей (темперамента) педагога и ребенка. Несоответствие или противоречие воспитания, его средств и методов особенностям темперамента ребенка ведет к серьезным расстройствам поведения, нервным срывам, психическим заболеваниям, снижению познавательных интересов, негативизму и упрямству.

4. У педагогов, имеющих личностные проблемы и проблемы в семейных отношениях, создаётся деформированная модель отношений с детьми в детском саду.

5. Наличие невротических и личностных отклонений у педагогов.

6. Проблемы в отношениях педагога с родителями некоторых детей ведут к нарушению взаимоотношений с этими детьми.

7. Отрицательное отношение к воспитателю взаимосвязано у ребёнка с его конфликтными взаимоотношениями с матерью. Если ребёнок боится наказания родителей, то он боится и наказания со стороны воспитателя.

8. Нарушения в воспитании детей в семье, личностные особенности детей, различные эмоциональные нарушения, затрудняющие общение с ними. К ним относятся агрессивность, демонстративность, импульсивность, пассивность, замкнутость, тревожность и др., а так же психические отклонения у детей.

Мы предлагаем следующие варианты предупреждения проблем во взаимоотношениях педагогов и детей.

1. Диагностика взаимоотношений педагогов и детей и выявление их нарушений или предпосылок возможных нарушений. Ранняя диагностика этих проблем являются необходимым условием разработки эффективных психолого-педагогических методов предотвращения эмоциональных конфликтов между педагогами и детьми.

2. Проведение семинаров и индивидуальных консультаций с педагогами и родителями по ознакомлению с особенностями детей разных темпераментов, разного пола, детей «группы риска» и др.

3. Выработка рекомендаций по взаимодействию с такими детьми.

4. Оказание психологической помощи детям, родителям и педагогам в конкретных ситуациях, когда у них возникают проблемы во взаимоотношениях.

5. Так как внутреннее состояние педагогов и детей отражается во взаимоотношениях, именно на него необходимо направлять психологическую коррекцию. Проведение с педагогами тренингов для снятия психоэмоционального перенапряжения. Эмоциональная поддержка, развитие уверенности в себе у молодых специалистов, помощь в анализе достижений.

6. Выработка программы занятий игровой коррекции трудностей у детей и их проведение.

7. Организация игрового взаимодействия педагогов, детей и их родителей. Проведение ролевых игр.

Воспитатель ГДОУ №128 О. А. Черникова

Публикации по теме:

Консультативная работа с педагогами Консультативная работа с педагогами на 2012-2013 учебный год преподавателя рисования и эстетики. Сентябрь Цель: расширение представлений.

Выставка «Наш театр»Выставка «Наш театр» В период проведения в детском саду "Недели дошкольного театра" для детей и родителей была организована выставка «Наш театр», где были.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Деревья и листья
Автор публикации:
Нарушение взаимоотношений между педагогами и детьми в ДОУ
Опубликовано: 4 ноября 2013 в 16:33
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Рубашка для сказочной книге о мастерах и мастерицах
Приветствую всех гостей моей странички. Вчера Танюша Кирюшатова Предложила нам обзор готовых страниц по текстильной книге по своим сказкам. Страниц уже...
Фото отчёт «Весенние работы детей второй младшей группы «Алёнушка».
Добрый день уважаемые коллеги, друзья! Предлагаю вашему вниманию небольшой фото отчёт детских работ. Очень...
Фотоотчет. Как мы провели День весеннего дождя в младшей группе.
Что такое вода — интересно ребятам, Это то, без чего нам, друзья, не прожить. Человечеству послана она во благо, И водой мы, конечно, должны дорожить....
Фотоотчёт по лепке — дымковская игрушка «Барыня»
Уже на протяжении многих лет знакомлю детей с дымковской игрушкой. Дымковская игрушка – русская игрушка, которая прочно вошла в быт нашего детского сада....
Экологический проект «Книга своими руками»
Экологический проект. Тема: "Книга своими руками" Автор: Четверикова Светлана Николаевна, воспитатель, г. Москва, гимназия № 2072, д/о № 4. Вид проекта:...