Дидактические игры в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста. «Сенсорная книга»

гульназ мартын
Дидактические игры в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста. «Сенсорная книга»

Авторское дидактическое пособие

«Сенсорная книга»

(дидактические игры в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста)

Актуальность

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от уровня сформированности сенсорных процессов, то есть того, насколько верно ребенок воспринимает окружающий мир. Важнейшими процессами при этом являются: достаточная точность и тонкость восприятия сенсорной информации, хорошая сенсорная координация и двигательная ловкость, способность устанавливать связи между основными признаками и явлениями внешних событий, достаточное развитие мелкой моторики руки, достаточно развитого фонематического слуха и т. д. В результате недостаточно точного и гибкого восприятия возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях физической культурой. Но дело даже не в том, что низкий уровень сенсорного развития резко снижает возможность успешного обучения ребенка. Не менее важно иметь в виду значение высокого уровня такого развития для человеческой деятельности в целом, особенно для творческой деятельности. Важнейшее место в ряду способностей, обеспечивающих успехи музыканта, художника, архитектора, писателя, конструктора, занимают сенсорные способности, позволяющие с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и передавать тончайшие нюансы формы, цвета, звучания и других внешних свойств предметов и явлений. Жизнь современного человека, его деятельность требует хорошо развитой способности восприятия, во многих случаях быстрой реакции на впечатления, ответа действием на получаемую информацию. Хорошо развитая способность восприятия необходима современному человеку, и ее нужно развивать у ребенка с малых лет.

Данное методическое пособие позволяет ребенку-дошкольнику познавать окружающий мир, формировать сенсорную культуру, так как успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира - важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального развития.

Цель. Осуществление целенаправленного, последовательного и планомерного педагогического воздействия, обеспечивающего формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него процессов ощущения, восприятия, наглядных представлений через ознакомление с сенсорной культурой человека.

Задачи:

- формировать целостную картину мира, в том числе первичных ценностных представлений;

-развивать у детей познавательный интерес через сенсорное развитие;

-расширять кругозор детей и осмысленное восприятие

В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагалась задача формирования сенсорики ребенка.

Дидактические игры на страничках авторского пособия «Сенсорная книга»:

- создают условия для ориентировочно-исследовательской деятельности;

- развивают различные стороны психической деятельности;

- способствует систематизации и углублению знаний об окружающем мире;

- формируют умение понимать образовательную задачу и разрешить ее самостоятельно или с помощью взрослого.

Дидактические задачи на каждой «сенсорной страничке», решаются в ходе обучающих игр, что придает играм целенаправленный, дидактический характер. Идея актуальна и помогает расширять кругозор ребенка, создает условия для развития самостоятельной познавательной активности, которая направлена не только на сенсомоторное развитие ребенка, но и на формирование предпосылок образовательной деятельности, поскольку задания нацеливают ребенка на усвоение способов ориентировки в окружающем мире. На основе использования игр по сенсо-моторике и упражнений на развитие тактильного и зрительного восприятия, у дошкольников развиваются наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочиваются впечатления, которые они получили при взаимодействии с внешним миром, расширяется словарный запас, приобретаются навыки игровой, продуктивной, коммуникативной и экспериментально-поисковой деятельности. Сенсорное воспитание является базой для изучения математики и овладения письмом.

Инновационная идея

- Учение без принуждения, основанное на достижении успеха, на переживании радости познания мира, на подлинном интересе.

- Обеспечение мыслительной и речевой активности детей.

- Обеспечение детской самостоятельности.

Методология пособия:

- Первые игры дидактического пособия легкие для восприятия;

- На каждом этапе обучения детям предлагается только один новый цвет, одна форма или признак;

- Предлагаются разные варианты одной игры;

- Время проведения игры не превышает 5-10 минут.

Дидактическое пособие «Путешествие по сенсорным страничкам» целенаправленно, последовательно и планомерно воздействует на формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него процессов ощущения, восприятия, наглядных представлений через ознакомление с сенсорной культурой человека;

Способствует усвоению сенсорных эталонов во всех видах детской деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной и т. д.);

В качестве основных форм формирования сенсорного воспитания с помощью данного пособия выступают дидактические игры;

Созданы условия обеспечивающие эффективность проведения дидактических игр по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста: последовательность и систематичность использования дидактических игр; повторность их проведения с постепенным переходом от простого к сложному; индивидуальный подход с учетом возрастных особенности детей, развивающая среда.

Теоретико-методологическое обоснование:

1. Утверждение Л. А. Венгера, что способности понимаются как

универсальные действия ориентировки в окружающем мире с помощью

специфических для дошкольников средств (образная форма).

2. Теория деятельности (А. И. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, в

которой особое значение придается игре - ведущей деятельности в

дошкольный период.

3. Положение А. В. Запорожца о самоценности дошкольного возраста, подчеркивающее, что целью дошкольного образования должна быть амплификация детского развития.

4. Выдающиеся зарубежные и отечественные педагоги Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина и др. считают, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Публикации по теме:

Дидактический материал «Логические блоки» Э. Дьенеша как средство развития математических представлений Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка - развивать познавательный интерес, творческое, логическое мышление; познавательные.

Значение формирования элементарных математических представлений для развития сенсорных способностей в дошкольном возрасте Введение. Большое значение в развитии сенсорных способностей имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах - общепринятых.

Библиотека изображений:
  • Иллюстрации
  • Обучение грамоте
  • Иллюстрации
Автор публикации:
Дидактические игры в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста. «Сенсорная книга»
Опубликовано: 9 ноября 2013 в 21:59
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе на тему «Спит в берлоге Мишка...
Цель: Учить детей рисовать красками несложный зимний сюжет. Задачи: 1. Упражнять в рисовании красками и кистью, 2. Закрепить умение правильно...
Проект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет.
В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту "Безопасность в современном мире". Но каждой группе нужно было взять более узкую...
День матери в детском саду.
День Матери в детском саду. В конце ноября, мы в своём детском саду чествовали мамочек! Так совпало, что праздник « День Матери» совпал с Неделей...
Мастер-класс для родителей и воспитанников младшей группы по тестопластике
Мастер-класс"Развитие творческих способностей воспитанников младшего дошкольного возраста с использованием приемов тестопластики" Автор воспитатель...
Проект нравственно — патриотический на основе взаимодействия с семьёй воспитанницы....
Берегите, люди, ветеранов! Их осталось мало среди нас. Защитите, залечите раны. В. Кайль Автор проекта: Жиляева Даша, её мама Жиляева Оксана...