Дидактические игры в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста. «Сенсорная книга»

гульназ мартын
Дидактические игры в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста. «Сенсорная книга»

Авторское дидактическое пособие

«Сенсорная книга»

(дидактические игры в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста)

Актуальность

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от уровня сформированности сенсорных процессов, то есть того, насколько верно ребенок воспринимает окружающий мир. Важнейшими процессами при этом являются: достаточная точность и тонкость восприятия сенсорной информации, хорошая сенсорная координация и двигательная ловкость, способность устанавливать связи между основными признаками и явлениями внешних событий, достаточное развитие мелкой моторики руки, достаточно развитого фонематического слуха и т. д. В результате недостаточно точного и гибкого восприятия возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях физической культурой. Но дело даже не в том, что низкий уровень сенсорного развития резко снижает возможность успешного обучения ребенка. Не менее важно иметь в виду значение высокого уровня такого развития для человеческой деятельности в целом, особенно для творческой деятельности. Важнейшее место в ряду способностей, обеспечивающих успехи музыканта, художника, архитектора, писателя, конструктора, занимают сенсорные способности, позволяющие с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и передавать тончайшие нюансы формы, цвета, звучания и других внешних свойств предметов и явлений. Жизнь современного человека, его деятельность требует хорошо развитой способности восприятия, во многих случаях быстрой реакции на впечатления, ответа действием на получаемую информацию. Хорошо развитая способность восприятия необходима современному человеку, и ее нужно развивать у ребенка с малых лет.

Данное методическое пособие позволяет ребенку-дошкольнику познавать окружающий мир, формировать сенсорную культуру, так как успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира - важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального развития.

Цель. Осуществление целенаправленного, последовательного и планомерного педагогического воздействия, обеспечивающего формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него процессов ощущения, восприятия, наглядных представлений через ознакомление с сенсорной культурой человека.

Задачи:

- формировать целостную картину мира, в том числе первичных ценностных представлений;

-развивать у детей познавательный интерес через сенсорное развитие;

-расширять кругозор детей и осмысленное восприятие

В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагалась задача формирования сенсорики ребенка.

Дидактические игры на страничках авторского пособия «Сенсорная книга»:

- создают условия для ориентировочно-исследовательской деятельности;

- развивают различные стороны психической деятельности;

- способствует систематизации и углублению знаний об окружающем мире;

- формируют умение понимать образовательную задачу и разрешить ее самостоятельно или с помощью взрослого.

Дидактические задачи на каждой «сенсорной страничке», решаются в ходе обучающих игр, что придает играм целенаправленный, дидактический характер. Идея актуальна и помогает расширять кругозор ребенка, создает условия для развития самостоятельной познавательной активности, которая направлена не только на сенсомоторное развитие ребенка, но и на формирование предпосылок образовательной деятельности, поскольку задания нацеливают ребенка на усвоение способов ориентировки в окружающем мире. На основе использования игр по сенсо-моторике и упражнений на развитие тактильного и зрительного восприятия, у дошкольников развиваются наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочиваются впечатления, которые они получили при взаимодействии с внешним миром, расширяется словарный запас, приобретаются навыки игровой, продуктивной, коммуникативной и экспериментально-поисковой деятельности. Сенсорное воспитание является базой для изучения математики и овладения письмом.

Инновационная идея

- Учение без принуждения, основанное на достижении успеха, на переживании радости познания мира, на подлинном интересе.

- Обеспечение мыслительной и речевой активности детей.

- Обеспечение детской самостоятельности.

Методология пособия:

- Первые игры дидактического пособия легкие для восприятия;

- На каждом этапе обучения детям предлагается только один новый цвет, одна форма или признак;

- Предлагаются разные варианты одной игры;

- Время проведения игры не превышает 5-10 минут.

Дидактическое пособие «Путешествие по сенсорным страничкам» целенаправленно, последовательно и планомерно воздействует на формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него процессов ощущения, восприятия, наглядных представлений через ознакомление с сенсорной культурой человека;

Способствует усвоению сенсорных эталонов во всех видах детской деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной и т. д.);

В качестве основных форм формирования сенсорного воспитания с помощью данного пособия выступают дидактические игры;

Созданы условия обеспечивающие эффективность проведения дидактических игр по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста: последовательность и систематичность использования дидактических игр; повторность их проведения с постепенным переходом от простого к сложному; индивидуальный подход с учетом возрастных особенности детей, развивающая среда.

Теоретико-методологическое обоснование:

1. Утверждение Л. А. Венгера, что способности понимаются как

универсальные действия ориентировки в окружающем мире с помощью

специфических для дошкольников средств (образная форма).

2. Теория деятельности (А. И. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, в

которой особое значение придается игре - ведущей деятельности в

дошкольный период.

3. Положение А. В. Запорожца о самоценности дошкольного возраста, подчеркивающее, что целью дошкольного образования должна быть амплификация детского развития.

4. Выдающиеся зарубежные и отечественные педагоги Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина и др. считают, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Публикации по теме:

Дидактический материал «Логические блоки» Э. Дьенеша как средство развития математических представлений Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка - развивать познавательный интерес, творческое, логическое мышление; познавательные.

Значение формирования элементарных математических представлений для развития сенсорных способностей в дошкольном возрасте Введение. Большое значение в развитии сенсорных способностей имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах - общепринятых.

Библиотека изображений:
  • Птицы
  • Птицы
  • История
Автор публикации:
Дидактические игры в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста. «Сенсорная книга»
Опубликовано: 9 ноября 2013 в 21:59
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Итоговое интегрированное открытое занятие в старшей группе «Путешествие на...
Цель: Обобщить и систематизировать знания, полученные в течение года. Программное содержание: 1. закрепить знания о характерных признаках весны, о...
Эссе «Я педагог» к конкурсу «Лидер в дошкольном образовании»
Эссе «Я педагог». Воспитатель – это человек, профессионально принимающий на себя ответственность за развитие другого человека. Ш. Амонашвили Если бы 22...
Презентация «Методы экологического воспитания дошкольников»
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста должно предупредить дальнейшее разрушение планеты, на которой мы живем. Деятельность человека должна быть...
Презентация «Открытое мероприятие «Путешествие в зеленую страну»
Открытые занятия или мероприятия для детей до¬школьного возраста — одна из эффективных форм организации методической работы в ДОУ. Открытое занятие в...
Проект «Птицы» во второй младшей группе
Проект «Птицы» во второй младшей группе Воспитатель: Каримова Лариса Ивановна МАДОУ «Детский сад №21» Свердловская область, город Ирбит Одной из наиболее...