Получи документы

Педсовет «Наши добрые традиции»

Жанна Коростелева
Педсовет «Наши добрые традиции»

Тема: «Наши добрые традиции»

Цель: повышение психолого-педагогической компетентности воспитателей групп раннего и младшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. активизировать знания воспитателей о традициях русского народа.

2. выявить и проанализировать эффективность использования групповых традиций в развитии детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Повестка педагогического совета:

1. Выполнение решений предыдущего педсовета

2. Традиции русского народа

3. Групповые нравы и добрые традиции

4. Анализ видеозарисовок «Традиции в группах»

Публикация «Педсовет „Наши добрые традиции“» размещена в разделах

5. Принятие решения

6. Приятные «мелочи»

Традиции русского народа

Нравы – обычаи, имеющие нравственное значение.

Обычай – традиционный способ поведения, предписываемый в обществе для определённой ситуации.

Всякий нрав – это традиция, но не всякая традиция нравственна.

Традиции есть у каждого народа. Есть традиции в рамках одного города. Например, «Белые ночи» - г. Санкт-Петербург, спортивная эстафета, посвящённая 9 мая - г. Лесной. Есть семейные традиции, традиции в трудовых коллективах, а так же в детских. Традиции – то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений: идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи.

Традиции русской кухни:

1. Без какого блюда невозможен обед на Руси? (хлеб).

2. Самое главное угощение во время древнерусского праздника Масленицы? (блины).

3. Как назывался распространённый на Руси тёплый напиток из трав с мёдом? (сбитень).

4. Что такое кулебяка? (пирог с рыбой).

5. Какое блюдо солят трижды? (пельмени: тесто, начинку, при варке).

Быт русского народа:

1. Самое распространённое на Руси осветительное устройство? (лучина).

2. Самая распространённая на Руси обувь? (лапти).

3. Русский сосуд для питья вкруговую? (братина).

4. Чем определялась длина полотенца в русских семьях? (количеством членов семьи и достатком).

5. Универсальный предмет мебели в русской избе? (скамья).

Русские праздники:

1. На какие праздники любили гадать девушки? (святки).

2. Самый короткий народный праздник? (ночь на Ивана Купалы).

3. Что за обряд «завивание бороды»? (украшение лентами последнего нежатого снопа).

4. Почему при катании с гор в Масленицу соревновались, кто прокатиться дальше? (кто прокатиться дальше, у того лён вырастет длиннее).

5. Вокруг какого священного дерева объезжал свадебный поезд наших предков? (дуба).

Групповые нравы

Понятие «групповые нравы» может показаться странным, поскольку речь идёт о 2-3 летних детях. В самом деле, какие нравы могут бытовать в обществе таких малышей.

Нам всем хорошо известно, что есть группе, в которых дети часто ссорятся, дерутся, отнимают друг у друга игрушки, а попытки воспитателя прекратить эти конфликты успех приносят не надолго. В самом деле, очень трудно установить, кто больше виноват, и ещё труднее найти такое решение, которое никого не обидит. Есть и другие группы. Те, в которых дети живут мирно и спокойно, и где царит дружелюбие и взаимная доброжелательность. При этом воспитатели не отдают себе отчёта, какие их действия (или отсутствие таковых) породили первую и какие условия обеспечили вторую.

Чтобы в группе обеспечить мир, покой и взаимное расположение авторы программы «Радуга» предлагают ввести групповые нравы. Убеждена, что уже в раннем возрасте это важно и необходимо. Ведь взаимоотношения детей в группе, это и есть групповые нравы, и определяются они не только привычками и наклонностями отдельных детей. Например, тем, что один боится сверстников, а другой готов с боем отстаивать свои права на понравившуюся ему игрушку. В большей степени нравы определяются нормами и традициями, бытующими в данной группе. Так, в одной группе не принято обращать внимание на плачущего ребёнка, тогда как в другой ему всегда готовы выразить сочувствие и оказать помощь. Групповые нравы включают в себя, как систему запретов, так и непременно добрые традиции. И, организовывая групповую жизнь, вам необходимо чётко продумать, чего вы не потерпите ни в коем случае и какие добрые традиции вы будете создавать.

Давайте, начнём с запретов:

«НЕЛЬЗЯ – ЗНАЧИТ НЕЛЬЗЯ».

«НЕ НАДО, ПОТОМУ ЧТО…»

Основная группа запретов должна быть немногочисленной (2-3) и касаться самых основных принципов совместной жизни. Вспомните, пожалуйста, какие запреты существуют у вас в группах (активизация воспитателей). Значит, основная группа запретов относится к:

Личной неприкосновенности детей.

• Уважение к деятельности детей и её результатам.

Так, ни при каких условиях нельзя:

Бить других детей.

• Нельзя портить их игру.

• Нельзя причинять другим живым существам.

Требуя неукоснительного соблюдения этих правил не пускайтесь в длинные объяснения. Конкретно и чётко: «Нельзя – значит нельзя!»

Наилучшим способом добиться соблюдения данных запретов будет ваша собственная убеждённость, что они правомерны и что нарушений вы не потерпите. И тогда без нотаций и наказаний вы найдёте тот взгляд и ту интонацию, проявите то искреннее возмущение, которые дадут ребёнку понять, что здесь проходит граница, которую переступать нельзя. Дети прекрасно понимают, что им действительно не разрешено делать. Ребёнок очень чувствителен к осуждению взрослых, если оно по- человечески искренне и серьёзно.

Однако такая категоричность уместна только в отношении данного узкого круга норм.

Множество других правил и ограничений, которые направлены на то, чтобы упорядочить жизнь детей в группе следует вводить по другой формуле: «Не надо, потому что…» (не надо разбрасывать вещи, ломать игрушки, рвать книги потому что). Какие правила уместно разъяснять детям. Давайте, назовём (активизация воспитателей).

Теперь поговорим о добрых традициях, которые «живут» в нашем детском саду, а поможет нам в этом кроссворд.

Вопросы к кроссворду:

1. С чего начинается день в группе?

2. Он бывает только раз в году?

3. Момент, дающий ребёнку почувствовать себя равноправным среди сверстников?

4. Его всегда так приятно получать?

5. Вы это делаете каждый день. Малышам очень нравится и они просят ещё?

6. Мысленное возвращение к прошедшему дню и рассказывание обо всём хорошем?

7. К сожалению, её поют только для самых маленьких?

8. И чтобы всё это состоялось оно должно быть неравнодушным?

Сейчас, давайте определим для чего нужна та или иная традиция.

Ежедневные традиции

«Утро радостных встреч»

Цель: выражение радости по поводу встречи с детьми; создание положительного микроклимата в группе.

«Колыбельная перед сном»

Цель: создание спокойной обстановки перед сном.

«Поговорим о хорошем»

Цель: мысленное возращение к прошедшему дню и рассказывание обо всем хорошем, что случилось за этот день, как положительно отличился каждый ребёнок; создание в группе взаимного уважения и формирование чувства самоуважения у каждого ребёнка.

«Ежедневное чтение»

Цель: формирование интереса к книге, воспитание активного слушателя.

Еженедельные традиции

«Сеанс»

Цель: создание в группе равных прав на доступном уровне для детей данного возраста.

«Подарки»

Цель: создание в группе атмосферы душевного тепла, доброжелательности, равных прав.

Ежемесячные традиции

"День рождения"

Цель: создание положительного микроклимата, праздничной атмосферы в группе; воспитание культурного человека.

Есть ещё одна традиция, которую необходимо ввести и соблюдать во второй младшей группе – это уважение к личной собственности. Ту щепетильность, которую вы проявляете относительно шапок, обуви и других детских вещей, необходимо перенести на игрушки и другие мелочи, которые ребёнок приносит из дома. Эти вещи не имеют права отбирать и использовать ни другие дети, ни взрослые. Если занятие с принесённой из дома игрушкой в данный момент неуместны, вы можете предложить малышу убрать её в шкафчик, где она будет в полной сохранности, как и его новые сапожки.

Анализ видеозарисовок «Традиции в группах»

Вашему вниманию будут представлены видеозарисовки «Традиции в группах». После просмотра воспитатель, который проводил ту или иную традицию сделает анализ по следующему плану:

1. Что за традиция.

2. Время (как часто провожу) и место в жизнедеятельности детей (утро, вечер).

3. Для чего провожу данную традицию.

4. Отношение детей к традиции.

Анализ традиции «Утро радостных встреч»

Воспитатель вторй младшей группы

Проводим традицию ежедневно в первой половине дня (до занятия).

Цель: создание эмоционального комфорта для каждого ребёнка; атмосферу душевного тепла и равных прав; дать понять детям, что их любят и ждут, всегда рады встрече.

Положительное отношение детей к данной традиции позволяет создать в группе атмосферу доброжелательных отношений со сверстниками и взрослыми.

Анализ традиции «Сеанс»

Воспитатель первой младшей группы

Проводим один раз в неделю в утренний отрезок времени.

Цель: создание в группе атмосферы равных прав на доступном уровне для детей данного возраста.

Традиция детям очень нравится. Особенно, когда мы делим фрукты, овощи, конфеты. Малыши эмоциональны, заинтересованы, учатся делиться со сверстниками и взрослыми.

Анализ традиции «Подарки»

Воспитатель первой младшей группы

Проводим традицию каждую пятницу во второй половине дня, после физкультурного игрового занятия.

Цель: создание в группе атмосферы душевного тепла, доверительности, равных прав.

Задачи: воспитывать бережное и разумное отношение к рукотворному миру; формировать отношение ребёнка к взрослому (взрослый – умелец); формировать групповую сплочённость, уважение к правам других; формировать положительный образ «себя»; развивать эмоциональную отзывчивость.

Главная стратегия: умение педагога артистично, демансративно показать процесс изготовления и умения преподнести подарок ребёнку.

Дети очень любят получать подарки, они дороги для них и малыши относятся к подаркам очень бережно.

Вот из кусочков пенопласта получился кораблик – это чудо для ребёнка, необыкновенное превращение. Ребёнку этого возраста очень важно получить свою, личную игрушку или поделку, причём желательно такую же, как у других детей. Особый интерес к подарку возникают у малыша только тогда, когда он видит его в действии. Поэтому очень важно показать, как с ним можно играть. Игровые действия должны быть простыми и понятными. Так, кораблик может плавать, перевозить различные лёгкие предметы.

Нам, взрослым, нравиться дарить детям подарки, сделанные своими руками. Подарки разные: матрёшка из картона, кораблик из бумаги, бабочка из фантика, снежные комочки, шарики – фонарики, валентинки – сердечки, яйца расписные и т. д.

Обсуждение, обмен мнениями

Решение педсовета

Приятные «мелочи» (дарение подарков всем участникам педсовета).

Публикации по теме:

Презентация «Кузьминки» Презентация "Кузьминки" была создана в рамках воспитательного занятия "Народные праздники и традиции нашего народа". Судьба народа сокрыта.

Роль воспитателя в организации игр детей раннего возраста Управление образования администрации Опаринского района Кировской области Районный методический кабинет УТВЕРЖДАЮ: ___Н. Б. Мартьянова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педсовет «Наши добрые традиции»
Опубликовано: 28 августа 2013 в 20:51
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД