Папки-передвижки

Насилие в семье — социальное явление

Евгения Баринова
Насилие в семье — социальное явление

Семейное воспитание имеет исключительное, определяющее

значение для развития ребенка. (Ю. П. Азаров. Л. Ю. Гордин. И. В.

Гребенников. Т. А. Куликова, В. Н. Липник. А. С. Спиваковская. В. Я.

Титаренко и др.). Именно семья должна заложить те основы, которые обеспечат становление человека как личности. В то же время

семья далеко не всегда справляется с этой ответственной задачей в

силу разных причин объективного и субъективного характера (Л. И.

Анцыферова, Д. В. Берко. И. Ф. Дементьева. ОМ. Дьяченко. И. С.

Кон, Т. В. Лаврентьева. П. Лич. Е. Михайлова, А. И. Захаров, Е. В.

Публикация «Насилие в семье — социальное явление» размещена в разделах

Коган. М. Максимов. Е. И. Николаева. Т. В. Сенько, Е. Т. Соколова,

П. Экман и др.). Одной из серьезных проблем семейного воспитания сегодня признается применение физических наказаний ребенка

[4, с. 65].

Известно, что физическое наказание в семье применялось на

протяжении долгого времени. Однако ретроспективное исследование данной проблемы сопряжено с определенными трудностями,

поскольку специальные педагогические и социальнопедагогические работы по этой проблеме практически отсутствуют. Поэтому в исследовании анализу подвергались различные литературные, исторические произведения, труды психологов и педагогов разных эпох, которые хотя бы косвенно отражают существование проблемы наказаний детей, в том числе физических.

В результате ретроспективного исследования было установлено, что физические наказания детей как метод семейного воспитания появились с развитием классового общества и на протяжении

нескольких тысячелетий одобрялись и даже санкционировались

общественным сознанием [2, с. 12].

В то же время ведущие педагоги разных эпох (Д. Локк. 18

Я. А. Коменский, Н. И. Пирогов. К. Д. Ушинский. П. Ф. Лесгафт. В. А.

Сухомлинский, А. С. Белкин и др) указывали на неэффективность и

социальную опасность этого метода воспитания [8, с. 27].

Анализ признаков исследуемого явления позволил дать его

определение: физические наказания детей в семье - это преднамеренное оказание воздействия, с помощью вспомогательных предметов или без них. на организм ребенка, совершившего проступок,

осуществляемое родителями или другими старшими членами семьи (либо лицами, их заменяющими) с целью недопущения повторения этого проступка [1, с. 23].

Однако, как отмечено во многих исследованиях (J. Bowlby

A.H. Green Д. В. Берко, М. Максимов, Т. Я. Сафоновой, С. Соловейчик, Д. И. Фельдштейн и др). немаловажную роль в распространенности данного явления также играют факторы педагогического характера. Это позволяет, на наш взгляд, выделять их в особую группу факторов, к числу которых необходимо отнести:

- собственные проблемы социализации родителей (лиц. их заменяющих, препятствующие установлению гармоничных внутрисемейных отношений и успешному социальному функционированию семьи в целом :

- незнание родителями особенностей воспитания детей на

определенном этапе развития, или педагогическая неграмотность

родителей:

- незнание детьми своих прав и возможностей их защиты:

- недостаток в помощи специалистов по вопросам семейного

воспитания детей [5].

Решение проблемы применения физических наказаний как метода семейного воспитания во всем мире ведется по нескольким

основным направлениям:

- разработка законодательства, обеспечивающего эффективные

механизмы правовой защиты детей от насилия в семье;

- практическая реабилитационная работа с семьями, где имеют

место физические наказания детей, которая осуществляется в виде19

комплексной помощи разных специалистов: врачей, психологов,

социальных работников, социальных педагогов, работников правоохранительных органов и др. :

- профилактическая работа по предупреждению применения

физических наказаний как метода воспитания детей в семье [7].

Принимая во внимание тот факт, что жестокому физическому

обращению в семье дети подвергаются чаще всего в первые годы

жизни, а также учитывая значимость семейного воспитания для

развития ребенка в этот период, начинать социальнопедагогическую профилактику физических наказаний и их негативных последствий наиболее целесообразно и эффективно с семьями планирующими иметь детей, и с детьми раннего возраста [8, с.

11].

В современном мире предотвращение насилия – одна из самых

актуальных задач. Несмотря на широкую распространнность семейного насилия, оно часто скрыто от «посторонних». Комплексность подхода к проблеме насилия в семье имеет определяющее

значение. Очень важна профилактическая работа, как с семьями,

так и с подростками, готовящимися к самостоятельной жизни, а в

особенности – с детьми как наименее защищнными членами

нашего общества [2, с. 23].

Одной из целей является формирование единого подхода к

проблеме семейного насилия в профессиональной среде. Крайне

важна также задача информирования как общества в целом, так и

всей системы дошкольного и школьного образования по этому вопросу в различных его категориях. Конкретным шагом к решению

проблемы насилия в семье было бы создание системы постоянно и

целенаправленно действующих комплексных мер профилактики [6,

с. 82].

Проблема эмпирического диссертационного исследования заключается в выявлении связи между стилем семейного воспитания

и содержанием представлений о физическом насилии. В ходе исследования мы ставили целью изучить особенности восприятия20

физического насилия в семьях с различным стилем семейного воспитания.

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

1) Рассмотреть теоретико-методологические основания изучения возрастно-половых особенностей представлений о семейном

насилии в эпоху отрочества.

2) Рассмотреть основные взгляды отечественных и зарубежных исследователей на проблему жестокого отношения к детям в

семье.

3) Определить и апробировать программу эмпирического исследования возрастно – половых особенностей представлений о

семейном насилии в эпоху отрочества.

4) Проанализировать и объяснить результаты исследования;

5) Разработать рекомендации по направлению психологической коррекции в семьях.

В ходе исследования был сделан вывод о том, что насилие, в

том или другом виде присутствует в каждой семье. Виды, частота и

распространенность варьируются в зависимости от стиля воспитания в семье. Наименьшая степень выраженности насилия выявлена

при выраженном стиле родительского поведения по типу «Кооперация». Вторым по выраженности насилия является авторитарный

стиль. Если рассмотреть этот стиль в чистом его виде, то при минимуме теплых отношении и при максимуме контроля, насилие

выражено в меньшей степени, чем при других стилях. Возможно,

происходит компенсация физического насилия и психологических

манипуляций повышенным контролем (просто и ясно выражаются

требования к ребенку, часто в грубой форме). Наиболее выраженно

физическое насилие применяется при стилях родительского отношения по типам «Отвержение» и «Инфантилизация».

Таким образом, пренебрежение родительским долгом и жестокое обращение с детьми – одни из наиболее пагубных проявлений

семейного насилия и жестокости. Профилактика и раннее выявле21

ние факторов пренебрежения родительским долгом и жестокого

обращения с детьми, а также всесторонняя помощь детям – жертвам насилия – обязанность всего общества. Система образования

должна иметь механизмы выявления, предотвращения и профилактики жестокого обращения с детьми, что является неотъемлемым

компонентом психологической безопасности образовательной среды.

Список литературных источников

1. Берковец Л. Агрессия: причины, последствия, контроль.

СПб. : Прайм -ЕВРОЗНАК, 2011. 512 с.

2. Вдовина М. В. Межпоколенные конфликты в современной

семье. М. : Академия, 2015. 284 с.

3. Елисеев Д. Жестокое обращение с детьми как проблема современного общества. М. : Свобода, 2001. - 165 с.

4. Ильина С. В. Влияние пережитого в детстве насилия на возникновение личностных расстройств // Вопросы психологии. 1998.

№ 6. С. 65-75.

5. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М. : Гардарики, 2016. 320 с.

6. Когаловская А. С. Вопросы профилактики семейного насилия и жестокого обращения с детьми // Вестник психосоциальной и

коррекционной работы. 2002. № 3. С. 82-86.

7. Крайнова А. М. Домашнее насилие. М. : Мир. 2006. 145 с.

8. Платонова Н. М. Насилие в семье : особенности психологической реабилитации. СПб. : Речь, 2014. - 276 с.

9. Титаренко В. Я. Семья и формирование личности. М. :

Мысль., 1987. 325 с.

Публикации по теме:

Фотозарисовка «Необычное явление природы»Фотозарисовка «Необычное явление природы» Фотозарисовка "Необычное явление природы"Ждем лета, и оно приходит как полагается - с дождями и грозами, теплыми ливнями. Не исключение.

Явление природы «Почему бывает радуга?»Явление природы «Почему бывает радуга?» Почему бывает радуга? Радуга в небе – это природное явление. Часто после маленького дождика на небе появляется семицветный полукруг. Красивую.

Необычное явление природы «Что мы увидели на прогулке». Стихи о этом явленииНеобычное явление природы «Что мы увидели на прогулке». Стихи о этом явлении Необычное явление природы «Что мы увидели на прогулке» Стихи о этом явлении. Сегодня 19 мая, весна и мы продолжаем наблюдения в природе.

Описание опыта работы «Социальное воспитание детей с ограниченными возможностями» Описание опыта работы по теме: «Социальное воспитание детей с ограниченными возможностями» Когда мы говорим, что знаем о проблемах родителей.

Консультация «Признаки толерантности и их социальное проявление»Консультация «Признаки толерантности и их социальное проявление» Воспитание толерантности сегодня является одной из важнейших проблем. В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире,.

Проект «Профессии в моей семье». Перспективный план реализации проекта «Профессии в моей семье»Проект «Профессии в моей семье». Перспективный план реализации проекта «Профессии в моей семье» Проект «Профессии в моей семье» Перспективный план реализации проекта «Профессии в моей семье» Цель проекта — создать условия для усвоения.

Социальное движение буккроссинг в детском образовательном учрежденииСоциальное движение буккроссинг в детском образовательном учреждении Буккроссинг в "Дюймовочке" «Буккроссинг шагает по планете, Участвуют и взрослые и дети!" Однажды утром, придя в детский сад «Дюймовочка»,.

Социальное партнерство с Центром детского и юношеского технического творчества «Патриот»Социальное партнерство с Центром детского и юношеского технического творчества «Патриот» В настоящее время (по ФГОС ДО) социальное партнёрство в образовании рассматривается как ресурс повышения качества образования, которые обеспечивают.

Фотоотчет «Социальное взаимодействие МДОУ с сотрудниками МЧС»Фотоотчет «Социальное взаимодействие МДОУ с сотрудниками МЧС» .

Консультация психолога «Причины школьных трудностей и социальное развитие ребенка» Страничка психолога Причины школьных трудностей и социальное развитие ребенка Начало систематического обучения в школе связано с изменениями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Насилие в семье — социальное явление
Опубликовано: 10 сентября 2020 в 08:04
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД