Научная организация труда педагога ДОУ

Оксана Волошина
Научная организация труда педагога ДОУ

Научная организация труда педагога ДОУ

Работу выполнила

Волошина О. В.

Гордость педагога – самая высокая, самая бескорыстная гордость на земле. Это гордость тех, кто отдает, кто счастлив, отдавая, и отдавая, обогащается. Не обладая этим прекрасным бескорыстием, нельзя быть настоящим педагогом.

Педагогом не может быть тот, кто не помнит собственного детства и неспособен легко и свободно переносится в сложный и своеобразный мир ребячьих мечтаний, чувств и переживаний. Такой педагог будет оторван от своих воспитанников. Педагог по призванию навечно прописан в Стране Детства, он - ее желанный и почетный гражданин. Но это вовсе не значит, что он как то должен приспосабливаться к детям, плестись в хвосте их интересов, стремлений и потребностей. Искусство педагога состоит в том, чтобы с высот своей образованности и жизненной мудрости, опираясь на выводы психологии и педагогики, творчески используя их в своей повседневной жизни, проникать в самые далекие галактики детского мира, глубоко и четко понимать этот мир, побуждать, а не принуждать своих питомцев на овладение знаниями, на добрые дела и поступки.

Профессия педагога в самом высшем смысле гуманистична. Человек своим трудом преобразует природу. Но труд его тем ценен и велик, что он формирует природу самого человека.

Главное – это вера в свои силы, возможности. Чтобы стать педагогом, надо окончить педагогическое заведение. Чтобы стать педагогом - организатором, необходимо освоить основы научной организации педагогического труда.

Научная организация педагогического труда призвана освободить педагога от рутинной операций, от шаблона, научить работать творчески. А творческий стиль чужд субъективизму, опирается на научный подход ко всем общественным процессам. Он предполагает высокую требовательность к себе и другим, исключает самодовольство, противостоит любым проявлениям бюрократизма и формализма.

1 Основы научной организации педагогического труда

Сущность научной организации труда педагога.

Приобщение педагога ДОУ КНОТ требует, прежде всего, введения его в курс основных понятий и категорий этой отрасли научных знаний.

Труд в широком понимании представляет собой целесообразную деятельность человека.

Труд в его более узком смысле – это лишь одна из форм человеческой деятельности, связанная с производством материальных или духовных ценностей. По различным признакам человеческую деятельность подразделяют на физическую и умственную, материальную и духовную, на игру, учение, труд, общение и т. д.

Особое значение имеет организованность и умение педагога, самостоятельно добывать знания, что в свою очередь является результатом обучения и воспитания.

Организация. В самом общем смысле ее следует понимать, с одной стороны, как внутреннюю упорядоченность, согласованность взаимодействия частей целого, а с другой - как совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого.

Высокая организованность педагога - это такой уровень развития организаторских способностей, который отвечает современным требованиям.

Общий пример модели системы педагогического труда педагога, которая в качестве основных параметров включает в себя:

- цели и задачи, определяющие деятельность системы;

- содержание деятельности;

- организацию и управление;

- педагога, призванного практически осуществить поставленные цели и задачи деятельности, определить её содержание и организацию;

- детей, воспитание которых является целью данной системы;

- материально-техническое обеспечение;

- условия труда.

В практике отдельных педагогов, увлеченных использованием НОПТ в своей практической деятельности, нередко можно обнаружить набор случайных, органически не связанных элементов. Лишенная целесообразной и прочной внутренней организации, такая «система» не только малоэффективна, но и не в состоянии взаимодействовать с другими системами. Случайный набор элементов – это в лучшем случае лишь исходный материал для формирования системы. Образовывать её могут не только элементы, которые имеют соответствующую целенаправленность.

Научно организованным труд может называться лишь при условии, когда он основан на современных достижениях науки и практики, на всестороннем методологическом анализе процессов труда, комплексном использовании факторов, позволяющих достичь максимального результата.

Обеспечить максимальную эффективность обучения и воспитания при наилучшем использовании времени, сил и средств всех участников трудового процесса – вот главная задача НОПТ.

В понятие НОТ входит не вся наука, а та лишь её часть, которая необходима для организации процесса труда. Сюда входит не организация вообще, а только организация конкретной деятельности, не труд вообще, а лишь его организация. Специфику НОПТ, которая изучает структуры и системы организации педагогического труда, методы их формирования и функционирования, определяет педагогика. НОТ педагога является отраслью педагогики.

1.2 Законы и принципы научной организации труда педагога

ВНОТ выявлено три фундаментальных закона, которые проявляются в любой деятельности, в том числе и педагогической.

Первый из них гласит: Максимальная экономия и эффективное использование времени.

Время - как основная мера процесса труда – категория не только философская, социальная экономическая, но и педагогическая.

Создание и эффективное использование благоприятных условий труда и отдыха – второй закон НОТ.

Условия труда – это внешняя среда, комплекс факторов – социальных, психофизиологических, материально-технических, санитарно-гигиенических, без которых труд человека немыслим.

Временная забота о здоровье и всестороннем развитии всех участников трудового процесса – третий фундаментальный закон НОТ. Именно он характеризует природу организации труда. То есть возможность использовать весь свой творческий потенциал на благо людей, общества.

Принципы НОПТ – это исходные положения теории организации педагогического труда. К принципам НОПТ относятся:

- принцип организации действия

- принцип организации измерения

- принцип общеорганизационного назначения.

2 Принципы и методы внедрения научной организации педагогического труда в практику

Цель педагогического труда – это знание о предполагаемом результате, идеальное его представление, предвосхищение.

Задача в педагогической деятельности – это частная цель, поставленная с учетом конкретных условий, это задание на выход к какой либо части общей цели.

Составить план – скорректировать работу, сделать ее организационный чертеж, модель, программу – помогает метод планирования педагогического труда педагога. Планирование – тонкий процесс разработки последовательных действий, сущность которого состоит в построении системы воспитательной работы с учетом всех определяющих факторов.

Задача НОТП – рассмотреть то общее, что характерно для планирования любой педагогической деятельности и может быть использовано, как основа для разработки любого плана с учетом специфики предстоящей деятельности. Метод планирования включает в себя операции по оценке педагогической обстановки с точки зрения перспективных целей, предвидению хода и результатов работы.

3 Опыт научной организации деятельности педагога ДОУ

Вопросы общей организации труда педагога ДОУ

Педагог работает в коллективе, следовательно, усовершенствование его деятельности в первую очередь связано с обшей организацией труда в ДОУ. Успех в решении этого вопроса приходит тогда, когда руководители, весь педагогический коллектив глубоко осознают, что ведущим направлением научной организации их труда является стимулирование и организация творческих поисков педагогов, постоянное совершенствование содержания и организации педагогической деятельности.

Успех педагогического творчества зависит от разделения педагогического труда. Рекомендуется вначале разделить соответствующие виды педагогической деятельности между членами коллектива, предоставив каждому возможность выступить с инициативой, дельным предложением. Достичь такого взаимопонимания и взаимодействия, при котором и воспитатель и весь коллектив работали над общей программой слаженно, с наименьшими затратами времени, сил и средств. Такое разделение труда требует от администрации включиться в работу по продуманному и целенаправленном подбору и расстановке кадров, четкому распределению служебных обязанностей, системы взаимодействия в коллективе.

Высокий уровень коллективного творчества, рационализация форм и методов педагогического труда возможен в коллективе, где труд обоснованно нормирован, тщательно спланирован, где на основе норм и плана предусмотрен контроль и учет.

Заниматься любимым делом лучше всего на хорошо организованном рабочем месте. Рабочее место педагога ДОУ - неотъемлемая часть воспитательного процесса. Если оно хорошо продуманно, по-современному обустроено, работать на нем становится легче и приятнее. Совершенствование условий труда и отдыха педагога рассматривается в НОПТ, как органическая часть учебно-воспитательного процесса.

Совершенствование системы повышения квалификации педагогов ДОУ имеет первостепенное значение, так как обеспечивает успех всех других направлений, вооружая воспитателя современными достижениями науки и техники (практики, содействуя развитию педагогического творчества и мастерства.

Все рассмотренные направления НОТ в творческой жизни педагогических коллективов одинаково важны. Отсутствие любого из них снижает эффективность труда коллектива. Высокий общий уровень организации труда в ДОУ – залог и надежная основа совершенствования труда педагога.

Заключение

О Научной организации труда педагога ДОУ говорят довольно много и вспоминают достаточно часто, но редко по настоящему прибегают к ее помощи. Любая инициатива педагога будет поддержана, встречена с одобрением, если она начнется с дела, с выполнения определенной работы. Единство слова и дела - важная предпосылка успеха.

Внедряя НОПТ, отдельные педагоги стремятся сразу же охватить чуть ли не все, выполнить как можно больший объем работы, забывая, что именно НОПТ требует начинать с малого, поэтапно. В решении задач НОПТ есть опасность увлечения не только большим объемом работы, но и стремлением сделать все как можно быстрее. Надо помнить: «лучше меньше, да лучше».

Публикации по теме:

Праздник «День Победы». Нравственно-патриотическое воспитание. Старшая, подготовительная группа.Праздник «День Победы». Нравственно-патриотическое воспитание. Старшая, подготовительная группа. Основой воспитания нравственно-патриотических чувств дошкольников служат такие компоненты, как ценностный, нравственный, исторический.

Вот так оформлен наш участок!Вот так оформлен наш участок! Наша гордость пальма из бутылок! Вот так я росписала веранду! Наша группа "Сказка". Три домика для трех поросят! Наши клумбы.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Научная организация труда педагога ДОУ
Опубликовано: 13 февраля 2014 в 23:31
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Звезда алатырь». Оберег из ткани. Мастер класс.
Славянский оберег "АЛАТЫРЬ" – это сияющая звезда с восьмью лучами, один из самых узнаваемых солнечных символов в мире. Как и любой другой оберег, это...
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...
Тематическое планирование в подготовительной группе по программе «Истоки» (январь-май)
Январь – 1 неделя Новый год Рождество «Театр» Непосредственно образовательная деятельность Коммуникация: «Кто поёт, того беда не берёт» «Школа актёрского...
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне!»
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне! » ( наблюдение за деревьями, кустарниками, цветами) Много есть примет у весны. Каждая из них веселит взгляд и радует...
Мастер-класс: «Обьёмная снежинка»
«Час работы научит большему , чем день объяснений , ибо, если я занимаю ребёнка в мастерской , его руки работают на пользу его ума». Жан-Жак Руссо....