МААМ-картинки

Психолого-педагогическая характеристика группы дошкольников смешанного этнического состава

Елена Осипова
Психолого-педагогическая характеристика группы дошкольников смешанного этнического состава

Психолого-педагогическая характеристика группы дошкольников смешанного этнического состава

В настоящее время миграция народов на территории Российской Федерации усилилась. Особенно это заметно в мегаполисах. Однако и на переферии появляются диаспоры переселенцев. Наша страна в первое десятилетие после распада СССР выполняла функцию общего дома для вынужденных мигрантов. Причины и факторы их появления самые разные- экономические, политические, стрессовые-потеря работы, бедность, вооруженные конфликты[4]. Россия очень быстро отреагировала на сoздавщуюся критическую ситуацию.

Публикация «Психолого-педагогическая характеристика группы дошкольников смешанного этнического состава» размещена в разделах

Перемены, происходящие в нашем государстве, обществе не могли пройти незаметно для современного образования. Перед российским образованием особенно остро встает проблема развития, обучения, воспитания детей из разных этнических групп. Различие в воспитании, традициях, культуре, языке, нормах и правилах, ценностных ориентациях, которые характерны для определенной этнической группы-все это оказывает влияние на эффективность общения как внутри группы, так и с педагогами, с рoдителями. В первую очередь прoблема смешанных этнических групп коснулась современного дошкольного образoвания. Образование,начиная с дошкольного, должно способствовать тому, чтобы ребенок с oдной стoрoны осознал свои корни, с другой-привить ему уважение к другим культурам. Этническая группа, наибoлее распрoстраненнoе в науке oбoзначение этнической общности (народа, этноса, под которой понимается группа людей, обладающая общим самосознанием этническим, разделяющая общее название и элементы культуры и находящаяся в фундаментальных связях с другими общностями, в том числе государственными. Историческими условиями возникновения этнической группы (этногенеза) считаются наличие общности территории, хозяйства и языка[6].

Сегодня трудно найти детские сады, в которых не было бы групп со смешанным этническим составом детей. Oдной из главных задач развития образования на современном этапе является освоение ребенком общечеловеческих ценностей-культурных, мoральных, социальных, которые лежат в основе развитых цивилизаций. Приoбщая ребенка к истории, традициям, обычаям родители, взрoслые и педагоги вводят его в мир бoгатой нарoднoй культуры. В работе педагогов возникают дополнительные трудности,так как дети не знают русского языка. В то же время наличие в группах таких детей создает возможности для формирования чувств патриотизма, сотрудничества, готовности принять других людей, их обычаи, традиции, интересы. Можно выделить следующие психолого-педагогические характеристики группы дошкольников смешанного этнического состава :

-выраженность культурной дистанции, проявляющаяся в общении со сверстниками, с педагогами.

-низкая социальная, языковая и психологическая адаптация, связанная с тем,что ребенок пребывает в состоянии растерянности, страха.

-индивидуальные и возрастные особенности личностных качеств ребенка (основные черты поведения-контактность, активность, пассивность, потребность в общении); отношение к самому себе (своему здоровью, личным вещам);

-поведение по отношению к родителям, близким, сверстникам, способ установления контакта.

-действие в психологически значимых ситуациях (спокойствие, сопротивление)

-навыки самообслуживания.

-развитие ребенка в образовательных областях (физическое развитие, особенности познавательной сферы-восприятие, память, мышление, развитие речи, элементарные математические представления, представления ребенка о себе и об окружающем мире.

Исходя из того,что игра является основным видом деятельности ребенка, дидактические игры могут являться средством патриотического воспитания, коммуникативные игры способствуют развитию навыков общения, учат детей сопереживанию, сочувствию[5]. В игре ребенoк погружается в социокультурную среду, где происходит коммуникативное взаимодействие друг с другом, взаимодействие с русскоязычном окружением. Вследствие чего ребенок переходит в социокультурную среду русскоязычного окружения, и также может использовать при взаимодействии с детьми и свою сoциокультурную среду. Также в работу с детьми смешанного этнического состава должен быть включен логопед. Особенности логопедической работы по развитию речи у детей имеют свою специфику.

Очень важное значение имеет семья. Семья является мощным транслятором ценностей от поколения к поколению. Идея взаимодействия общественного и семейного воспитания нашла свое отражение в ряде нормативно-правовых документов, а именно в «Концепции дошкольного воспитания», «Положение о дошкольном образовательном учреждении», «Законе об образовании». В «Законе об образовании» говорится о том, что «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». Педагог в дошкольном учреждении-не только воспитатель, но и партнер родителей по их воспитанию. Поэтому воспитатели и родители должны объединить свои усилия и обеспечить малышу защиту. Сегодня все специалисты говорят о важности привлечения родителей, чтобы создать эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду.

Но в реальных взаимоотношениях между родителями и педагогами существуют определенные трудности. Это и нехватка времени в связи с сегодняшним ритмом жизни, этнические стереотипы, личные факторы, ощущение несостоятельности. Поэтому, мы воспитатели должны проявлять инициативу и стараться понять каким образом воздействовать на каждую семью, на благо ребенка. Чтобы способствовать более интенсивной интеграции детей смешанного этнического состава и их родителей в коллектив группы можно организовать совместные детские домашние праздники (празднование Нового года, дни рождения, Курбан-байрама).Особое внимание следует обратить на особенности быта, обычаев, традиций народов[3]. Так как именно несовпадение ценностей, обычаев приводит к межнациональным конфликтам. Можно провести совместные кулинарные вечера, где бы мамочки поделились друг с другом рецептами национальной кухни. Положительную роль сыграет разучивание национальных детских игр, танцев. Более старшим деткам, начиная с 4лет можно предложить освоение русского фольклора и подобрать аналогичные образцы своей нации. Если дети затрудняются выполнить такое задание, то можно сделать это дома, совместно с родителями[2]. Это послужит дополнительным стимулом изучения русского языка для детей, а для русских такой диалог культур поможет пробудить уважение к фольклору другой нации. Можно проводить совместные семинары, дискуссии, круглые столы, где обсуждаются вопросы, волнующие родителей, создается атмосфера доверия. А педагоги в свою очередь сообщают родителям о первых шагах и успехах в коллективе. Также разработать для родителей памятки-рекомендации:

-разговаривать дома как можно чаще на русском языке.

-вместе с детьми читать русские народные сказки, а также доступные по содержанию произведения других русских писателей, способствовать расширению словарного запаса.

-посещать различные дополнительные занятия (кружки, секции для более старших деток, вовлекать ребенка в занятие спортом, творчеством, где малыш может проявить свои способности.

-обязательно посещать родительские собрания, родительские вечера, быть неравнодушными к успехам ребенка, к жизни в коллективе.

-не делать резких замечаний по поводу каких-либо ошибок ребенка.

-искать живого общения с носителями русского языка, ходить в гости, путешествовать вместе.

-создать эмоционально благоприятную атмосферу, ребенку трудно опираться на собственные силы, и в этой ситуации роль помощника должны играть родители.

Специфика таких мероприятий позволяет не только быстро адаптировать детей смешанных этнических групп к социуму, но и развивать способности, интересы с учетом национальных особенностей.

Литература:

[1] Асмолов А. Г. Толерантность различные парадигмы анализа[Текст] /Толерантность в общественном сознании России. М. :1998.

[2] Белянкова Н. О работе в группах смешанного этнического состава по поддержанию межнационального согласия [Текст]/Дошкольное воспитание. М. :2014.№4.

[3] Евдокимова Е. С. Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям народной культуры[Текст]/Волгоград. :1999.

[4] Кондратьев М. Ю. Социальная психология в образовании. М. :2008

[5] Леонтьев. А. Н. Запорожец. А. В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. : Сб. ст. /под ред. Леонтьева. А. Н. и Запорожца. А. В.

[6] Тишков. В. А. Народы и религии мира. [Текст]/ Энциклопедия. М. :2000.

[7] Эльконин Д. Б. Детская психология. [Текст]/М. :педагогика. :2006.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Педагогическая характеристика готовности ребенка к началу школьного обучения» Готовность к школьному обучению можно определить как целостное психофизическое и личностное развитие ребенка, которое обеспечивает ему успешность.

Научная конференция дошкольников.Научная конференция дошкольников. Сегодня мне хочется рассказать вам о такой форме работы - как научная конференция дошкольников. Уже много лет в нашем районе проводятся.

Педагогическая характеристика дошкольника для прохождения медосмотра перед поступлением в школу Педагогическая характеристика дошкольника для прохождение медосмотра перед поступлением в школу (ФИО) с *** года рождения, проживающего.

Консультация «Психолого-педагогическая работа в ДОУ в соответствии с ФГОС» В советский период наше государство всячески подчеркивало социальную функцию дошкольного учреждения - освобождение женщины-матери для участия.

Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Общее недоразвитие речи – сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечаются.

Психолого-педагогическая характеристика дошкольника с ТНР Имя ребенка дата рождения ХХ. ХХ. ХХХХ Заключение ОПМПК от ХХ. ХХ. ХХХХ ТНР Речевая среда. Благоприятная, умеренный контроль за процессом.

Психолого-педагогическая характеристика дошкольника с ТНР Имя ребенка и дата рождения___ Заключение ОПМПК от ХХ. ХХ. ХХХХ ТНР Группа здоровья 2 В детский сад Сережа.

Психолого-педагогическая характеристика на ребенка старшего дошкольного возраста, направляемого на ПМПК. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Очень часто в обязанности воспитателя МБДОУ входит написание психолого - педагогической характеристики.

Психолого-педагогическая программа Мдоудс №10 «По дороге в детский сад» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В настоящее время невостребованные в 90-х гг. группы для детей раннего возраста переживают настоящий “бэби-бум”.

Развитие коммуникативных умений у дошкольников в группах смешанного состава. Развитие коммуникативных умений у дошкольников в группах смешанного состава. Изучение процесса формирования коммуникативных умений у дошкольников.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Психолого-педагогическая характеристика группы дошкольников смешанного этнического состава
Опубликовано: 19 декабря 2015 в 21:22
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД