Лучший педагог года

Научно-практическая конференция «Современное состояние и перспективы развития экологического образования» (5 фото)

Алла Бояринова
Научно-практическая конференция «Современное состояние и перспективы развития экологического образования»

Научно-практическая конференция «Современное состояние и перспективы развития экологического образования»

Экологическое воспитание дошкольников (доклад).

2-ой слайд

«Зеленая волна» дошла и до России: в последнее время в нашей стране образовываются многочисленные компании и инициативы, направленные на улучшение экологической ситуации. Исключением не стали и дошкольные образовательные учреждения: педагоги и воспитатели всерьез озаботились защитой окружающей среды, и даже в детских садах начали появляться отдельные проекты по экологическому воспитанию.

Публикация «Научно-практическая конференция „Современное состояние и перспективы развития экологического образования“» размещена в разделах

3-ий слайд

Задачи экологического воспитания:

1. Понимание человеком самоценности природы.

2. Осознание себя как части природы.

3. Воспитание уважительного отношения ко всем без исключения объектам природы вне зависимости от наших симпатий и антипатий.

4. Понимание взаимосвязей и взаимозависимости в природе.

5. Воспитание активной жизненной позиции.

6. Обучение азам экологической безопасности.

7. Формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру.

8. Подведение к пониманию неповторимости и красоты окружающего мира.

Экология стала наукой, которая должна помочь людям выжить. Обострение глобальных проблем современной цивилизации, ухудшение экологической ситуации обусловило сегодня всевозрастающее внимание к вопросам экологического воспитания детей. Становится все более ясной необходимость усиления воздействия на духовную сферу личности, формирование нравственного компонента экологической культуры, что являются основой процесса экологического воспитания.

Экологическая воспитанность дошкольника выражается в гуманно-ценностном отношении к природе, основными проявлениями которого служат: доброжелательность к живым существам; эмоциональная отзывчивость на их состояние; интерес к природным объективам; стремление осуществлять с ними позитивное взаимодействие, учитывая их особенности как живых существ; желание и умение заботиться о живом, создавать необходимые для жизни условия.

4-ый слайд

Сущность экологии хорошо отражают «законы», сформулированные американским ученым Б. Коммонером:

-все связано со всем;

-все куда-нибудь девается;

-все что-нибудь да стоит;

-природа знает лучше.

Реализация программы детского сада и образовательной деятельности с детьми, как предусмотрено в стандарте, осуществляется через особые структурные единицы-образовательные области, которые представляют собой «определенные направления развития и образования детей». Рассмотрим, каким образом система экологического воспитания детей может быть реализована на практике через обозначенные в ФГОС ДО образовательные области.

По развитию речи (цикл занятий):

1). «Описание картины»- а).составить рассказ,на котором изображены различные сезоны;

б). описание дерева и др.

2). По серии картинок составить рассказ:

например а). «Из жизни птиц»;

б). “Закончи предложение”.

(Листья на деревьях пожелтели, потому что…;

Люди на улице раскрыли зонты, так как)и др.

в). «Как животные готовятся к зиме» и др.

Дети интенсивно расширяют словарный запас через рассматривание объектов и явлений природы, различных их признаков и качеств.

Рассматривание картин на которых изображены животные, дети развивают монологическую речь, учатся понимать вопросы и точно отвечать на них. Выстраивается логическая последовательность природных явлений и их соблюдений (пример: зачем подкармливать птиц? и др.).

Социально-коммуникативное развитие – детей осуществляется путём формирования у детей моральных и нравственных ценностей.

Лично я делаю упор на воспитание ответственности в отношении животных, растений, оказание помощи слабым. С этой целью, ежегодно организуются акции:

1). «Покорми птиц»- в которой участвуют дети и родители 2).Экологические праздники: «День земли»; «Братья наши меньшие» и др.

5-ый слайд

Позновательное развитие.

В области экологического воспитания осуществляется не только в форме:-бесед,

- рассказов,

- чтения литературы, т. е. на базе теоретических знаний, но и в процессе практической деятельности детей:

-опыты;

-исследования;

-проекты;

-изготовление тематических альбомов (летбуков);

-папок;

-календарей;

-уход в экологической комнате;

-огород;

-в цветнике;

-экскурсии по экологической тропе.

6-ый слайд

Художественно –эстетическое развитие детей в экологии.

Это развитие художественно-эстетических эталонов в процессе продуктивной деятельности, т. е. :

- рисование различных сезонов;

-рассматривание картин русских художников;

- организация выставок (знакомство с пейзажной живописью);

- сопровождение занятий классической музыкой: «Времена года- А. Вивальди, П. И. Чайковского; «Вальс цветов» П. И. Чайковского; «Ночная серенада»В. А. Моцарт и др.

Физическое развитие.

На занятиях по физической культуре, дети узнают о повадках животных:

-пошли как мишки;

-побежали как мышки;

-идём как пингвины;

-полетели как бабочки и т. д.

Регулярно используются сюжетные занятия, в процессе которых дети знакомятся с особенностями поведения животных, решают элементарные экологические задачи "Очистим "озеро" от мусора", "Уберем камни из русла реки, ручейка", знакомятся с состоянием природы в различные сезоны, узнают о животных Красной книги:

-«Прогулка в зимний лес»;

-«Путешествие в Антарктиду»; и т. д.

7-ый слайд

Для эффективности организации экологического воспитания детей, организована необходимая предметно-пространственная среда. Имеется:

-отдельная комната- экологический центр,который включает в себя:

- комнатные растения, их паспорта с графическим изображением способов ухода, частотой полива, способом размножения, светолюбивостью;

- перечень растений для каждого возраста детей определен учебной программой;

-здесь находятся инструменты для рыхления почвы, пересадки, черенкования, опрыскивания и полива растений;

- для работы дошкольников приобретаются фартуки.

В процессе работы в комнатном цветнике дети ведут наблюдение за ростом цветов, делают простейшие выводы и заключения по поводу процесса формирования растения, определяют решающие факторы в изменении высоты, формы, цвета листьев, образовании бутонов.

Рядом расположены мини-огород с посадками лука, петрушки, укропа. Наблюдая за развитием иростом посадок дошкольники знакомятся с их полезными свойствами, способом употребления и набором витаминов.

В экологическом центре располагается живой уголок с представителями фауны: хомячок, морская свинка, попугай, рыбки. В задачи малышей входит каждодневный уход за своими питомцами. Ребята понимают, что без их заботы обитатели уголка могут погибнуть. Между тем, вместе с ними в группе весело и уютно. Занятие-игра с домашними животными учит дошкольников и школьников сопереживанию, трепетному отношению к ним, наблюдательности за тем, как питомцы растут и ухаживают за собой.

Познавательно-практический центр в экологической комнате предполагает элементы исследовательской деятельности в понятии «экологическое воспитание», это:

- мини-лаборатория для игр и работы с детьми по разработке собственных проектов, гипотез, открытий.

Оснащён такой центр:

-микроскопом,

- зеркалами,

- колбами,

-жидкостями для смешения,

- линзами.

Изучая под увеличительным стеклом листочек, зернышко, пушинку, ребята знакомятся со структурой объекта, его плотностью, цветовой гаммой.

Это хороший способ, используя возможности игры, воспитывать усидчивость, наблюдательность, развивать аналитические способности дошкольников и школьников. Кроме того, дети имеют возможность рассмотреть загрязненный снег, воду и т. п. Понять, что этого не должно быть и все зависит только от нас, людей.

8-ый слайд

На участке д\с разбит цветник с растениями имеющие разные стадиицветения-это :

_Петуния;

- Флоксы;

-Бархатцы;

-Астры;

-Гвоздика Турецкая;

-Космея и др.

Здесь дети получают первые навыки ухода за растениями (полив,рыхление,прополка). Узнают что бываю растения светолюбивые, тенелюбивые, которые надо чаще поливать, или наоборот реже, с цветами и без.

Кроме того работа в цветнике позволяет наблюдать сезонные изменения в жизни растений (увядание, опыление, цветение, появление семян).

У нас имеется на территории д/с- огород. На котором каждая группа имеет свою грядку, где посажены растении в соответствии с возрастными особенностями детей. Для более младших- растения с крупными семенами (бобы,фасоль,свёкла, репа и др., а для более старших- мелкие семена (морковь, укроп, капуста, перец, и т. д.).

Используются дидактические и подвижные игры :

- «Узнай по описанию (овощи и фрукты)» ;

- «Что за чудо, эта грядка!»;

-«Подбери к деревьям листочки»;

-«Очисти водоём и землю от мусора»;

-«Кому нужна вода» и т. д.

9-ый слайд

Прогулки по экологической тропе д/с дают возможность сезонных наблюдений в природе, воспитание основ экологической культуры, правил поведения в природе, понимание взаимодействий, выстраивание экологических цепочек (например : дерево-гусеница-синичка-ястреб;

земля-черви-жуки-ёжик и т. д.).

10-ый слайд

Полноценное экологическое воспитание детей не возможно без участия родителей. Поэтому с родителями проводится множество мероприятий;

-собрания;

-семинары;

-трудовые десанты в природе;

-участие в акциях;

-экологических проектах;

-конкурсах;

-выставках;

-экологических праздниках, викторинах,развлечениях.

У нас были проведены такие мероприятия:

-выставка-акция "Превратим мусор в нужное и полезное";

-выставка-конкурс кормушек;

-эколого-трудовой десант;

-зеленый патруль «В гостях у малышей».

11-ый слайд

Особо удались такое мероприятие как :

- акция «Аллея выпускника», суть которой заключалась в том, чтобы каждый выпускник со своими родителями помогли озеленению территории вокруг детского сада (надо отметить, что наш детский сад достаточно молод и находится в одном из новых районов, где крайне мало зелени);

- акция «Домик для младших питомцев»(изготовление скворечников»;

-сбор макулатуры. Детям объяснялось, что они не просто собирают бумагу, а сохраняют жизнь деревьям;

- Проект «Охрана природы: «Растение не может без света!".

12-ый слайд

Цель экологического образования - формирование человека способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Таким образом, я рассматриваю экологическое воспитание детей как возможность познакомить детей с родной природой, узнать полюбить ее, понять, что человек - тоже часть природы. И от взаимодействия человека с природой зависит его собственная дальнейшая жизнь. Экологическое воспитание тесно связано с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как братьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира. И если это удается, я вижу, что кто-то сам, без напоминаний полил цветы, рассказал, что с папой вместе посадили дерево около подъезда, взяли домой бездомного котенка, я понимаю, что постепенно иду к своей цели воспитания экологически грамотного человека.

Фото «Современное состояние и перспективы развития экологического образования»
Научно-практическая конференция - фото
Фото №1 Экология экологическое воспитание природа Экологическое воспитание дошкольников доклад Фото №2 ой слайд Зеленая волна дошла и до России в последнее время в нашей стране образовываются многочисленные компании и инициативы направленные на улучшение экологической ситуации

.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Особенности экологического образования детей раннего и младшего дошкольного возраста 2 слайд Свое выступление хочется начать со слов Швейцарского педагога-гуманиста Иоганна Генриха Песталоцци: «Единственно подлинный фундамент.

Чтение произведений детской литературы как способ экологического образования дошкольников Параняк Лилия Степановна Чтение произведений детской литературы, как способ экологического образования дошкольников Ключевые слова: экологическое.

Перспективы развития системы дошкольного образования в рамках ФГОС Дошкольное образование является самой первой общественно-государственной формой, в которой осуществляется профессионально педагогическая.

Мастер-класс «Технология «Портфолио» в практике дошкольного образования». Практическая частьМастер-класс «Технология «Портфолио» в практике дошкольного образования». Практическая часть Хочу поделиться с вами практической частью моего мастер - класса на тему:«Оформление портфолио ребенка». Мы будем создавать электронное.

Методическая разработка «Практическая работа по ознакомлению детей в процессе экологического воспитания» В своей работе по «Ознакомлению с окружающим в процессе экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» я ставила следующие.

Научно-практическая работа Окружная научно- практическая конференция младших школьников «Я познаю мир» Секция «Здоровый образ жизни» Мои секреты здоровья Выполнил:.

Семинар-конференция «Приобщение детей к традициям народной культуры в контексте современного образования» (фотоотчет)Семинар-конференция «Приобщение детей к традициям народной культуры в контексте современного образования» (фотоотчет) Приветствую вас, дорогие мои друзья! Все мы так или иначе стараемся повышать свое самообразование. Иногда такое желание идет от сердца,.

Теория и методика экологического образования дошкольников Экономическое воспитание дошкольников» Возрастная группа: подготовительная. Цель: организация сотруднической деятельности семьи и ДОО по.

В Новосибирске состоялась региональная научно-практическая конференцияВ Новосибирске состоялась региональная научно-практическая конференция С 26 по 27 ноября 2015 года в Новосибирске состоялась региональная научно-практическая конференция «Стандартизация образования обучающихся.

Эссе «Дошкольное образование: будущее и перспективы развития» "Воспитывает всё - люди, вещи, но прежде всего и дольше всего - люди. Из них на первом месте родители и педагоги". А. Макаренко Педагог.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Научно-практическая конференция «Современное состояние и перспективы развития экологического образования»
Опубликовано: 24 мая 2016 в 22:09
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД