Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Не попить ли нам чайку?»

Евгения Кочулина
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Не попить ли нам чайку?»

Тема: «Не попить ли нам чайку

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о чае, его происхождении, истории его распространения по всему миру,о традициях употребления чая в России. Активизировать познавательный интерес, внимание, память детей. Развивать логическое мышление и воображение. Развивать связную речь. Воспитывать правила и нормы этикета.

Активизация словаря: Чайный куст, легенда, Китайский император, сорт, чайная пара.

Материал: Самовар, блюдца, чашки, угощения, чайный сервис.

Ход занятия.

С древних времён люди считали что нет ничего и целебнее и вкуснее природных даров лугов,полей,лесов. Главное –уметь собрать эти дары и правильно использовать это сочетание. На Руси издавна существовали свои традиционные напитки ; из ягод, фруктов,из молока и сливок ; сбитень - горячий напиток из мёда и пряностей ;квас ;травяные и цветочные настои. Но с напитком по имени «Чай» не может сравниться ни какой другой.

Если вы замёрзли –чай согреет вас,

Если вам жарко –он вас осветит,

Если вы расстроены –он вас подбодрит,

Если вы возбуждены -он успокоит вас.

Ребята,а вы знаете как появился чай на Руси,как его пьют в разных странах мира.

Родина чая –китайская провинция Юньнань (Южное облако).Культуре чая более пяти тысяч лет. Считалось,что в природе имеется только один вид

чая –чай китайский.

На 200 лет назад в горных джунглях Индии были обнаружены рощи дикорастущих чайных деревьев,высота которых достигала 15 метров. Чайное растение в Китае имеет форму куста высотой от 1 до 3 метров.

Демонстрация портретов императоров Китая.

В Китае есть легенда о императоре

ЛЕГЕНДА.

В Китае существует такая легенда. Китайский император Шен Наг был знатоком природы, любил путешествовать. Он очень следил за своим здоровьем, поэтому пил только кипячёную воду. Однажды в походе император отдыхал под тенистым деревом и ждал,пока закипит вода в котле над костром. Подувший ветер занёс в котёл несколько листьев с дерева,которое оказалось чайным. Эти листья придали воде необычный вкус,понравившийся императору. Утолив жажду, он почувствовал такой прилив бодрости,что отправился в путь,раньше намеченного срока.

Несколько тысячелетий назад возник иероглиф для обозначения чая.

Произносится он: «тха» или «цха».

Позже стали говорить «ча».

Ребята,на разных языках слово «чай»звучит по разному.

По –португальски- чаа

По –японски-тья - тья

По –английски-ти

По –немецки - тээ

По –французски- тэ

По –турецки – чай

По –арабски- ша.

Сначала чай в Китае употребляли как лекарственное средство. Позднее стали подавать императору в качестве напитка с нежным ароматом и приятным вкусом.

Китайские правители оберегали чай и под страхом смерти запрещяли вывозить из страны семена и саженцы чайного дерева. Шли века. О китайском напитке рассказывали путешественники и мореплаватели, но толком никто не знал, что это такое,как выглядит чай,как его использовать. И всё же чай проник в Европу,а затем в Россию. Сначала никто не умел им пользоваться,поэтому случались смешные истории.

1 ИСТОРИЯ:(Ребята Толя и Максим)

Английский моряк привёз в подарок своей матери фунт чая. Она решила угостить соседей заморским блюдом,сварила горькую тёмно-коричневую воду в ведро. Разложила по тарелкам варёные листья и приправила их растительным маслом.

2 ИСТОРИЯ:

Барин поручил своему слуге приготовить чай. По незнанию тот сварил чай, заправил его перцем, луком,петрушкой.

А знаете ли вы,что:

1. Чайные деревья достигают в высоту 15 метров.

2. Существует легенда об «обезьяньем чае».Чайные деревья были очень высокими,что люди не могли добраться до верхних листьев,поэтому для их сбора дрессировали обезьян.

3. Мужчина,торговавшего на Руси чаем,называли «чайником»,а женщину-«чайницей».

4. Чай в пакетиках изобрели в Америке один торговец,рассылал в качестве рекламы в рестораны маленькие мешочки из тонкой ткани с чаем. А некоторые посетители стали опускать в заварочный чайник. Так появилоась новая мода.

Китайцы заваривают чай в специальных фарфоровых чашках- чайванях, обязательно с крышкой и глубоким блюдцем.

Японцы пьют чай в специальном чайном домике. Угощает приглашенных чаем мужчина.

В Англии ежедневно выпивается 165 млн. чашек чая. Чай полагается пить с молоком. В 5 вечера англичане рассаживаются в кресла, перед гостями ставят маленький столик. На нем чайник с заваркой,чайник с кипятком, молочник,сахарница и нарезанный ломтиками кекс. За обеденным столом пить чай не полагается.

Американцы любят пить чай со льдом. Более 100 лет назад в Америке проходила важная выставка. Собралось много гостей. Один из них был владелец чайных плантаций в Индии. Его служащие должны были бесплатно раздавать гостям свежезаваренный чай. Стояла жара. И чай никто не брал. Хозяин очень расстроился и приказал бросить в чашку с чаем кусочки льда.

В горах Тибета монахи кладут в чай сливочное масло и соль. Смесь взбивают. Такой напиток восстанавливает силы во время пути по горным тропам.

В Монголии заваривают зелёный кирпичный чай,добавляют в него молоко, масло,муку,соль,чёрный перец.

В Иране, Турции, Азербайджане пьют чай из маленьких чашечек –ормуд.

Как же чай попал в Россию?

Впервые в Россию чай был завезён в ХVII веке(17).Русский посол боярин Василий Старков привёз монгольскому хану богатые дары от царя Михаила Фёдоровича. Хан принял дары и в свою очередь передал дары русскому царю. Среди дорогих подарков были аккуратные свертки с непонятной травой.

-А что это такое?-с обидой спросил посол.

-Мой самый дорогой подарок русскому царю. -ответил монгольский правитель.

Василий Старков пробовал чай у хана,и он ему не понравился. Старков хотел его выбросить,но вспомнил слова о «дорогом подарке».Царь,отведав неведомое питьё ,вытер рукавом густую бороду и молвил «Ещё».

На Руси чай подавался со сладостями,сухарями,кренделями.

Ну вот ребята мы и узнали как появился у нас на Руси напиток.

Сейчас у нас 2 команды капитаны команд накроют на стол,а мы посмотрим как они это делают.

А пока накрывают на стол,у нас есть загадки.

1. На голове пуговка,

В носу решето,

Одна рука

Да и та на спине (Чайник)

2. Носит воду

Хозяину в угоду:

При нём живёт,

Пока не упадёт (Чашка)

3 Сел на жар

Из носа пар (Чайник)

4 Неприступная на вид

Подбоченившись стоит,

А внутри-то,посмотри

Угощение внутри. (Сахарница)

5. Купили новенькое,

Такое кругленькое,

Качают в руках,

А оно всё в дырах (Сито)

6. Никогда не ест,

А только пьёт,

А как зашумит –

Всех приманит (самовар)

7. У носатого Фоки

Постоянно руки в боки

Фома воду кипятит

И как зеркало блестит (Самовар)

8. На шпагате кольца к чаю

В магазине покупаю. (Баранки)

9. Маленькое сдобное

Колесо съедобное

Я одна тебя не съем.

Разделю ребятам всем (баранки)

10. Чистое,как небо,да не вода,

Клейкое,да не смола

Белое,да не снег,

Сладкое,да не мёд,

От рогатого берут,

Малым детям дают. (Молоко)

Ну вот ребята и закончилось наше познавательное занятие а сейчас чай ждёт вас.

Все садимся за стол.

Приглашайте гостей.

Публикации по теме:

У самовара я и моя Маша…У самовара я и моя Маша… Ну вот, теперь всё готово к чаепитию. И самовар, и чайный сервиз, и торт. Кропотливая работа позади. Можно в дружной компании и чайку.

Выставка «Русское чаепитие» с 4 марта по 25 апреля в Великом Новгороде пройдет выставка посвященная чаю и традициям русского чаепития. [cut=Читать далее. ]На выставке.

Библиотека изображений:
  • Фразеология
  • Фразеология
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Не попить ли нам чайку?»
Опубликовано: 14 августа 2013 в 12:31
+7
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект НОД по рисованию тычком жесткой полусухой кистью в младшей группе...
Возраст детей: 2 и 3 года. Цель: обобщить и систематизировать представление детей о зиме как о времени года. Задачи: -совершенствовать навыки рисования...
Зимнее украшение группы раннего возраста.
Вот и наступила зима , на мой взгляд самое интересное время года с весёлыми праздниками. Все воспитатели взялись за дело, украшают окошки и группы ,...
Фотоотчёт о проведённой экологической викторине «Мы — друзья природы!»
Викторина проведена в рамках экологического конкурса "Эколята - дошколята". Раздел 1. Разминка. Команды по очереди отвечают на вопросы викторины, заданные...
Открытка с сюрпризом «Петушок» Мастер-класс.
Добрый день, уважаемые коллеги! Не за горами самый веселый и любимый всеми праздник – Новый Год, а значит, пришла пора приготовить подарки! Как известно,...
Игровое математическое пособие «Трудолюбивый ежик».
Пособие «Трудолюбивый ежик» я сделала из картонной основы, обшила шерстяной тканью и обвязала спицами. На спинке ежика пришила 2 ряда по 10 пуговиц. У...