Нейропсихологический подход в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми, испытывающими трудности в обучении

анастасия зубарева
Нейропсихологический подход в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми, испытывающими трудности в обучении

В последние десятилетия врачи констатируют нарастание в детской популяции целого ряда патофеноменов: обилие сосудистых и костно-мышечных проблем; снижение иммунитета и десинхроноз различных систем организма ребенка. Педагоги и психологи, в свою очередь, наблюдают рост проявлений агрессивности, аддиктивного поведения, иных форм делинквентного поведения, резкое снижение их возрастного порога. Много детей демонстрирует задержки и искажения психоречевого развития, несформированность произвольной саморегуляции, дисграфии и т. д., а также различные психопатологические феномены. В совокупности это приводит к эмоционально-личностной и когнитивной неготовности к обучению и адекватной адаптации к социуму.

В наш психологический центр, часто обращаются родители, дети которых в возрасте 6-10 лет имеют разного рода проблемы: гиперактивность, повышенная агрессивность, тревожность, ЗПР, трудности, связанные с адаптацией и другие. В процессе консультирования родителей выяснилось, что все вышеперечисленные проблемы негативным образом влияют на обучение. У детей появляются трудности в планировании и организации сложных видов деятельности, слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах, упрямство, лживость, вспыльчивость, агрессивность, неуверенность в себе и проблемы в коммуникациях.

Мы исходим из того, что любой человек является иерархически организованной, саморегулирующейся «нейропсихосоматической» системой, включающей три пересекающихся и не существующих друг без друга плоскости. «Нейро-» – связанная с деятельностью его нервной системы, главным организатором которой является его мозг. «Психо-» – отражающая его психическую деятельность. «Соматическая» – телесная, включающая само его существование и реализацию через совокупность внутренних и внешних органов и процессов. Одно без другого не существует в природе. Сбой, задержки, искажения или опережение в развитии каждой из перечисленных граней влекут за собой дезинтеграцию и/или перестройку всей системы [4, с. 7].

Поэтому педагогу-психологу в коррекционно-развивающей работе с детьми, испытывающими трудности в обучении, целесообразно использовать нейропсихологический подход, изучением которого занимались такие известные психологи как Л. С. Цветкова, А. Р. Лурия, Л. С. Выготский, Э. Г. Симерницкая. В настоящее время данный подход используют в практической деятельности А. Л. Сиротюк, Е. К. Лютова, Г. Б. Монина.

Нейропсихологический подход имеет свои особенности. Структура каждого коррекционно-развивающего занятия включает в себя:

- растяжки (нормализуют гипертонус и гипотонус мышц);

-дыхательные упражнения (улучшают ритмирование организма, развивают самоконтроль и произвольность);

-глазодвигательные упражнения (развивают межполушарное взаимодействие, повышают энергитизацию организма);

-перекрестные (реципрокные) телесные упражнения (активизируют вестибулярный аппарат);

- упражнения для развития мелкой моторики рук;

- упражнения для развития коммуникативной и когнитивной сферы.

Структура данных занятий позволяет педагогу-психологу применять весь имеющийся профессиональный опыт для вариативности используемых упражнений (работа с водой, глиной, пластилином, карандашами, красками, игрушками и т. д., а также дает возможность ребенку научиться контролировать свое психоэмоциональное состояние, рефлексировать соматические ощущения, планировать и организовывать время и пространство вокруг себя.

Важнейшим условием успешной работы с детьми является работа с родителями. Педагог-психолог знакомит родителей с особенностями выполнения упражнений и рекомендует их дальнейшее закрепление дома.

Использование нейропсихологического подхода в индивидуальной коррекционно-развивающей работе с детьми, испытывающими трудности в обучении, позволило достичь улучшения показателей концентрации и распределения внимания, коммуникативных навыков и стабилизации психоэмоциоанального состояния.

Отслеживание результативности коррекционно-развивающей работы осуществлялось с помощью диагностических методов: наблюдение, тестирование, беседа с родителями. Результаты промежуточной диагностики показали, что 78% родителей отметили улучшение психоэмоционального состояния ребенка (снижение агрессивности, вспыльчивости, уровня тревожности); у 32% детей наблюдается положительная динамика в развитии коммуникативной сферы; у 18% детей повысились показатели концентрации и распределения внимания.

Таким образом, нейропсихологическая коррекция – одна из наиболее эффективных технологий работы, позволяющая получить результат и в познавательном развитии, и в развитии регулятивных функций, а также способствует эмоциональному, личностному и коммуникативному развитию детей.

Литература:

1. Ахутина, Т. В. Нейропсихологический подход к профилактике трудностей обучения Методы развития навыков программирования и контроля [Текст] / Т. В. Ахутина, Н. М. Пылаева, Л. В. Яблокова // Школа здоровья. - 1995. – № 4. – С. 66–84.

2. Выготский, Л. С. Психология и учение о локализации психических функций [Текст]: Собр. соч. / Л. С. Выготский. – М.: 1982. – С. 168–174.

3. Лурия, А. Р. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе [Текст] / А. Р. Лурия, Цветкова Л. С. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 64 с.

4. Семенович, А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза [Текст] / А. В. Семенович. – М.: Генезис, 2008. – 474 с.

5. Сиротюк, А. Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью [Текст]: диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам / А. Л. Сиротюк. – М.: ТЦ Сфера, 2002–128 с.

Педагоги-психологи:

А. И. Зубарева

О. В. Скобелева

Публикации по теме:

Консультация «Организация коррекционно-логопедической работы в детском саду с учетом рекомендаций педагога-психолога» «Организация коррекционно-логопедической работы в детском саду с учетом рекомендаций педагога-психолога».На занятиях, для успешного запоминания.

Графические диктанты с детьми в работе педагога-психолога ДОУГрафические диктанты с детьми в работе педагога-психолога ДОУ .

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с ребенком 6–7 лет с задержкой психического развития .

Использование игр с крупами в коррекционно-развивающей работе с детьми с общим недоразвитием речи У детей с общим недоразвитием речи (ОНР) нередко наряду с речевыми нарушениями проявляются вторичные отклонения в развитии. Для детей с.

Использование различных игр в работе педагога-психологаИспользование различных игр в работе педагога-психолога В своей работе с детьми я использую различные игры, так как игра является основным видом деятельности в дошкольный период развития детей,.

Конспект коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога для детей старшей группы Цель: предупреждение и профилактика агрессивного поведения у воспитанников группы. Задачи: 1. Обучение детей социально приемлемым способам.

Коррекционно-развивающая программа «Королевство эмоций». Описание опыта работы педагога-психолога ДОУ Приложение к презентации (СЛАЙД 1) Заставка Ко мне как психологу идут частые обращения родителей об эмоциональном благополучии своего ребенка.

Проект «Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога-психолога с детьми» Актуальность: XXI век называют веком информации. Современные информационно коммуникационные технологии все больше внедряются в различные.

Рекомендации по коррекционно-развивающей работе с ребенком с аутизмом и детьми с нарушением интеллекта Рекомендации по коррекционно-развивающей работе с ребенком с аутизмом: 1. Сенсорная интеграция, направленная на адаптацию ребенка к окружающему.

Су-джок массаж в работе педагога-психолога Cу – джок массаж в работе педагога- психолога. Преимуществами данной методики являются её эффективность, доступность и безопасность. Су.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • ПДД
Автор публикации:
Нейропсихологический подход в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми, испытывающими трудности в обучении
Опубликовано: 16 марта 2016 в 07:43
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Экологический мастер-класс «Веселый попугай» из бросового материала
Предлагаю изготовить веселого, забавного попугая из использованных разноцветных стаканчиков и проволоки. Назначение: для оформления летнего...
Конспект занятия по окружающему миру «День рождение города Санкт-Петербург» в старшей...
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа «Кудровская ЦО №1» Всеволожского района Ленинградской области...
Праздник «Святая Троица». История, обычаи и традиции
Роща юная, белоствольная На заре росою умоется, Звоны слышатся колокольные – Воскресенье святое - Троица! Звоны чистые, колокольные Разливаются в...
Паспорт центра детского творчества
Художественное творчество в дошкольной образовательной организации является частью воспитательно-образовательной работы с детьми и несет на себе...
Фотоотчёт «Поход в библиотеку»
Поход в библиотеку – важное мероприятие в плане воспитания, решает сразу несколько воспитательных задач. Поэтому мы с коллегой давно хотели осуществить его....