Статья «Некоторые особенности самооценки школьников с умственной отсталостью»

Степанова Юлия
Статья «Некоторые особенности самооценки школьников с умственной отсталостью»

Самооценка в дошкольном возрасте у умственно отсталых детей не развита. Если дети и отвечают на вопросы, задаваемые с целью выяснения уровня развития этих качеств, то делают это чаще всего бездумно, легко изменяя свой ответ в зависимости от ситуации.

У младших школьников умственно отсталых самооценка чаще неадекватна. Правильные понятия о своих возможностях не сформированы. Они не могут критично оценить свои действия и поступки. Эти дети или чрезмерно завышают или наоборот занижают свои способности и нравственные качества. Исключительно значимым в этот возрастной период является мнение взрослого. Если оценка взрослым способностей, черт личности, поступков ребенка без достаточных на то оснований бывает положительной, то у ребенка формируется завышенная самооценка. В том случае, когда действия ребенка вызывают раздражение, недовольство окружающих, критику с их стороны, и он только и слышит порицания в свой адрес и упреки, то формируется неадекватно заниженная самооценка.

С возрастом самооценка становится более адекватной и говорит о развитии личности школьников. В результате коррекционных мероприятий у них проявляется умение правильно оценивать себя и результаты своей деятельности.

У умственно отсталых детей с возрастом оценка своих интеллектуальных возможностей становится более реалистичной. По мере взросления и расширения социального опыта у многих умственно отсталых старшеклассников возрастает осознание собственного дефекта.

Доброжелательность, гуманность, учителя, воспитателя - одно из условий формирования позитивной самооценки умственно отсталых детей. Знание психологических особенностей школьников с отклонениями в развитии, особенно таких важных личностных образований как самооценка и уровень притязаний, позволит понять педагогам, воспитателям и психологам как сильные, так и слабые стороны школьников разного возраста и обеспечить на этой основе их более эффективную социальную адаптацию и реабилитацию.

Для коррекции и компетентной помощи школьникам в развитии адекватной позитивной самооценки и уровня притязаний необходимо следующее:

- проведение различных психологических тренингов и ролевых игр, разнообразных занятий, направленных на коррекцию самооценки и уровня притязаний в разном возрасте ;

- важен учет в педагогическом процессе педагогами и воспитателями уровня самооценки и уровня притязаний детей;

- специалистам (психологам, социальным педагогам) следует проводить специальные лекции, семинары для родителей, на которых обсуждались бы вопросы психолого-педагогического характера в доступной форме, раскрывалась бы роль родителей, семьи в целом в формировании и развитии личности детей и подростков;

- нужно как можно чаще организовывать выставки работ учащихся и другие мероприятия, на которых каждый отдельный ребёнок мог бы оценить свою работу и себя;

- необходимо вовлекать в общешкольную и классную деятельность, тех, кто обычно не принимает в ней активного участия;

- Использовать различные варианты поощрений деятельности детей в любом возрасте.

Очень важно учитывать все особенности детей с умственной отсталостью и использовать различные методы, приёмы для коррекции и развития самооценки, что, в первую очередь будет во благо самому ребёнку.

Публикации по теме:

Личностное развитие ребенка с умственной отсталостью Содержание: Проблема личности в современной психологии Развитие личности ребенка от 0 до 18 лет Специфика развития личности при У. О. Заключение.

Программа «Азбука здоровья» Пояснительная записка. Программа направлена на формирование у детей с нарушением интеллекта представлений о здоровом образе жизни, мотивации.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Осень
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Статья «Некоторые особенности самооценки школьников с умственной отсталостью»
Опубликовано: 9 февраля 2014 в 17:16
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Отчет в подготовительной группе
В подготовительной группе №8 на начало года 20 детей( 6 девочек и 14 мальчиков) Воспитательно - образовательная работа в группе строится на основе создания...
Анималистический жанр в изобразительном искусстве.
Изобразительное искусство занимает важное место в эстетическом развитии детей дошкольного возраста. Ребенка надо учить видеть прекрасное вокруг себя – в...
Рассказывание сказки «Колобок» при помощи «Математического планшета»
Цель:Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками при помощи математического планшета. Задачи: 1. Познакомить родителей с...
НОД по развитию речи в старшей группе «Рябинка» по теме «Осень».
НОД по развитию речи в старшей группе «Рябинка» по теме «Осень». Разработала:Аминева. Н. К. Сургут 2017 Программное содержание:...
Детский мастер класс по аппликации «Бабочка»
Уважаемые коллеги, предлагаю вашемк вниманию детский мастер класс по аппликации, сегодня мои воспитанницы Настя и Люба покажут вам, как они выполняли...