Статья «Некоторые особенности самооценки школьников с умственной отсталостью»

Степанова Юлия
Статья «Некоторые особенности самооценки школьников с умственной отсталостью»

Самооценка в дошкольном возрасте у умственно отсталых детей не развита. Если дети и отвечают на вопросы, задаваемые с целью выяснения уровня развития этих качеств, то делают это чаще всего бездумно, легко изменяя свой ответ в зависимости от ситуации.

У младших школьников умственно отсталых самооценка чаще неадекватна. Правильные понятия о своих возможностях не сформированы. Они не могут критично оценить свои действия и поступки. Эти дети или чрезмерно завышают или наоборот занижают свои способности и нравственные качества. Исключительно значимым в этот возрастной период является мнение взрослого. Если оценка взрослым способностей, черт личности, поступков ребенка без достаточных на то оснований бывает положительной, то у ребенка формируется завышенная самооценка. В том случае, когда действия ребенка вызывают раздражение, недовольство окружающих, критику с их стороны, и он только и слышит порицания в свой адрес и упреки, то формируется неадекватно заниженная самооценка.

С возрастом самооценка становится более адекватной и говорит о развитии личности школьников. В результате коррекционных мероприятий у них проявляется умение правильно оценивать себя и результаты своей деятельности.

У умственно отсталых детей с возрастом оценка своих интеллектуальных возможностей становится более реалистичной. По мере взросления и расширения социального опыта у многих умственно отсталых старшеклассников возрастает осознание собственного дефекта.

Доброжелательность, гуманность, учителя, воспитателя - одно из условий формирования позитивной самооценки умственно отсталых детей. Знание психологических особенностей школьников с отклонениями в развитии, особенно таких важных личностных образований как самооценка и уровень притязаний, позволит понять педагогам, воспитателям и психологам как сильные, так и слабые стороны школьников разного возраста и обеспечить на этой основе их более эффективную социальную адаптацию и реабилитацию.

Для коррекции и компетентной помощи школьникам в развитии адекватной позитивной самооценки и уровня притязаний необходимо следующее:

- проведение различных психологических тренингов и ролевых игр, разнообразных занятий, направленных на коррекцию самооценки и уровня притязаний в разном возрасте ;

- важен учет в педагогическом процессе педагогами и воспитателями уровня самооценки и уровня притязаний детей;

- специалистам (психологам, социальным педагогам) следует проводить специальные лекции, семинары для родителей, на которых обсуждались бы вопросы психолого-педагогического характера в доступной форме, раскрывалась бы роль родителей, семьи в целом в формировании и развитии личности детей и подростков;

- нужно как можно чаще организовывать выставки работ учащихся и другие мероприятия, на которых каждый отдельный ребёнок мог бы оценить свою работу и себя;

- необходимо вовлекать в общешкольную и классную деятельность, тех, кто обычно не принимает в ней активного участия;

- Использовать различные варианты поощрений деятельности детей в любом возрасте.

Очень важно учитывать все особенности детей с умственной отсталостью и использовать различные методы, приёмы для коррекции и развития самооценки, что, в первую очередь будет во благо самому ребёнку.

Публикации по теме:

Личностное развитие ребенка с умственной отсталостью Содержание: Проблема личности в современной психологии Развитие личности ребенка от 0 до 18 лет Специфика развития личности при У. О. Заключение.

Программа «Азбука здоровья» Пояснительная записка. Программа направлена на формирование у детей с нарушением интеллекта представлений о здоровом образе жизни, мотивации.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Осень
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Статья «Некоторые особенности самооценки школьников с умственной отсталостью»
Опубликовано: 9 февраля 2014 в 17:16
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Творческие идеи для подарков ко Дню Матери или 8 марта из разных материалов. Фото отчёт.
Творческие идеи для подарков ко Дню Матери или 8 марта из разных материалов. Фото отчёт Доброго времени суток, дорогие коллеги! Предлагаю вашему вниманию...
Инсценировка стихотворения Спор грибов.
Инсценировка стихотворения СПОР ГРИБОВ. Дети входят под музыку из мультфильма «Веселые грибочки» танцуют на первые два куплета. На одной лесной...
Календарное планирование воспитательно — образовательного процесса на сентябрь 2017...
01. 09. 2017 пятница РЕЖИМНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ПЕРВУЮ ПОЛОВИНУ ДНЯ Прием детей 1. Формирование культуры поведения: приветствие, вежливые взаимоотношения со...
Фотоотчет «Мое хобби — вязание». Часть 1.
Фотоотчет «Мое хобби — вязание». Часть 1. Нет на свете человека, который чем - нибудь не увлекался. Какие только не существуют увлечения: творчество,...
Конспект совместной деятельности по аппликации из цветной бумаги в старшей группе...
Конспект совместной деятельности в старшей группе по художественно-эстетическому развитию. Тема: «Лебеди» Тема: Аппликация из цветной бумаги «Лебеди»...