МААМ-картинки

Необходимые предпосылки для обучения дошкольника грамоте

Галина Грачёва
Необходимые предпосылки для обучения дошкольника грамоте

Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребёнком буквы и он сможет грамотно читать и писать. Однако, как показывает практика, знание букв не исключает серьёзных затруднений у дошкольников при обучении грамоте. В чём же их причины?

А они таковы: микросоциальная и педагогическая запущенность ребёнка, отсутствие желания или привычки заниматься, недостаточная усидчивость, сниженное внимание или память, трудности в поведении.

Публикация «Необходимые предпосылки для обучения дошкольника грамоте» размещена в разделах

Но основные причины подобного явления – нарушение фонематического восприятия, дефекты произношения, а также несформированность навыков звукового анализа и синтеза.

Остановимся на сущности этих причин и уточним некоторые термины.

Для того, чтобы грамотно писать, ребёнку необходимо представлять, что предложения состоят из слов, слова из слогов и звуков, а звуки в слове расположены в определённой последовательности.

Навык чтения формируется у ребёнка только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова. По мнению известного психолога Д. Б. Эльконина, «Чтение – есть воссоздание звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели».

То есть, если мы хотим, чтобы ребёнок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро, легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу.

В вою очередь звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка. Что же это за понятие?

Фонематическим восприятием или фонематическим слухом принято называть способность воспринимать и различать звуки речи.

Эта способность формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития. Ребёнок начинает реагировать на любые звуки со 2-4 недели от момента рождения, в 7-11 месяцев откликается на слово. К концу первого года жизни слово впервые начинает служить орудием общения, приобретает характер языкового средства, и ребёнок начинает реагировать на его интонационную сторону.

Далее фонематическое развитие происходит бурно, постоянно опережая артикуляционные возможности ребёнка. Уже к концу второго года жизни (при понимании речи) ребёнок пользуется фонематическим восприятием всех звуков родного языка.

В практике встречались случаи, когда в 2 года малыши имели абсолютно чистую в фонематическом плане речь, устойчиво различали на слух и произносили все звуки родного языка.

Однако такое явление можно принять только как частный случай. В большинстве своём дети в 2 и даже в 3 года заменяют акустически или артикуляционно сходные звуки (ш на с, р на л, ч на ть, щ на сь и наоборот, не замечая своего неправильного произношения, путают близкие по звучанию слова, искажают слоговую структуру смогосложных слов, с трудом воспроизводят скороговорки и т. д.

Приведённые факторы несомненно свидетельствуют о незаконченности процесса формирования фонематического восприятия, которое продолжает совершенствоваться параллельно с нормализацией произношения.

Но, с другой стороны, правильное произношение в самостоятельной речи не всегда является показателем сформированности фонематического восприятия. И это также подтверждено практикой.

Так 5-летняя девочка на обследовании рассказывает о своих игрушках, чисто произнося все звуки речи. Но некоторые задания по проверке фонематического восприятия, например, повтор трёх близких по звучанию слов (бак – бык - бок, слоговых рядов (на – ба – на, слов со сложной слоговой структурой (велосипедисты, фотографироваться и др., девочка выполняет с ошибками. Возникает вопрос, сможет ли ребёнок в данном случае без специальной подготовки грамотно читать и писать? Конечно, нет.

Итак, фонематическое восприятие (ф. в.) не требует специального обучения, а звуковой анализ (зв. а.) требует. Далее, ф. в. – первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой, звуковой анализ – вторая. Ещё один фактор: ф. в. формируется от года до 4-х лет, зв. а. – в более позднем возрасте. И наконец, ф. в. – способность различать особенности и порядок звуков, чтобы воспроизвести их устно, звуковой анализ – способность различить то же самое, чтобы воспроизвести звуки в письменной форме.

Теперь рассмотрим, какова роль правильного произношения при обучении ребёнка грамоте.

Только при чётком, правильном произношении возможно обеспечить однозначную связь между звуком и соответствующей буквой. Заучивание букв, когда их названия воспроизводятся неправильно (вместо ш – с, вместо л – в и т. д., способствует закреплению у малыша соответствующих дефектов речи, а также тормозит усвоение им письменной речи.

Итак, необходимыми предпосылками для обучения грамоте дошкольника являются : сформированное фонематическое восприятие, правильное произношение всех звуков родного языка, а также наличие элементарных навыков звукового анализа. Все эти процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены.

При чтении у детей, занятия с которыми велись без учёта указанных факторов, наиболее типичны следующие ошибки:

- трудности слияния звуков в слоги и слова;

- взаимные замены согласных звуков (свистящих – шипящих, твёрдых – мягких, звонких – глухих);

- побуквенное чтение;

- искажение слоговой структуры;

- слишком медленный темп чтения;

- нарушение понимания прочитанного.

Для того, чтобы подготовка к школе велась более квалифицированно, необходимо знать :

- для ребёнка, не умеющего читать, слово состоит только из звуков (а не из букв) с различным количеством и последовательностью. То, что мы произносим и слышим, это – звуки, а буквы мы видим и пишем. Поэтому говорить: «Петя не выговаривает букву «р» - неверно. Кроме того, занимаясь с дошкольником, взрослому важно понять, что малыш не умеет читать и воспринимает слово только на слух, поэтому следует отвлечься от графического изображения слова и настроиться только на его звуковую оболочку;

- при анализе и синтезе слов называть согласные звуки следует коротко, без добавления гласных, так, как они произносятся в конце слов самовар, шалаш, гном, пилот и др. Привычное взрослым эм, эр, ша, тэ – это названия букв в алфавите, а не звуков.

- в тренировочных упражнениях закрепляется сначала устный синтез гласных и согласных звуков в слоги («Живые звуки», чтобы ребёнок не испытывал в последствии «муки слияния» не раньше овладел послоговым чтением. В противном случае, читая побуквенно длинное слово, ребёнок не сможет синтезировать названные звуки и, следовательно, понять смысл прочитанного.

Публикации по теме:

Роль дидактических игр при обучении грамоте как условие повышения качества образования дошкольника Игра как основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В.

Как научить дошкольника понимать принцип составления схемы слов при обучении грамоте. При обучении детей анализу слов, учитель или учитель-логопед использует кружочки или квадратики нужного цвета. А в школе учат по разному:.

Конспект занятия по развитию звуковой и интонационной культуры речи как предпосылки обучения грамоте «Большая ферма»Конспект занятия по развитию звуковой и интонационной культуры речи как предпосылки обучения грамоте «Большая ферма» Сегодня мы с ребятами показывали открытое занятие для воспитателей из других детских садов нашего города. Мои ребята ходят в садик всего.

Конспект урока письма и чтения по изучению звуков и букв в букварный период обучения грамоте Тема: Буквы «Н», «н», обозначающие согласные звуки [ н ], [н ]. Цели: познакомить учащихся со звуками [ н ], [н ].,.

Конспект занятия по обучению грамоте 3 года обучения с детьми НОД ТЕМА: «Звук и буква А» ЦЕЛЬ: Образовательные: - упражнять в образовании множественного числа существительных; - закрепить навык четкого.

Консультация для педагогов «Необходимые предпосылки разрешения конфликтов» Уважение других и себя самого. В каждом человеке есть положительное начало, которое нужно выявить. Низкая, негативная самооценка часто приводит.

Мастер-класс «Игровые технологии как средство обучения грамоте» Мастер – класс «Игровые технологии как средство обучения грамоте». Своё выступление мне хочется начать с высказывания: «Без игры, нет,.

Развитие речи с элементами обучения грамоте. Среди многих важных задач воспитания и непосредственной образовательной деятельности детей дошкольного возраста в детском саду развития.

Создание условий для обучения грамоте дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с учетом требований ФГОС В современной дошкольной психологии определены условия успешного учения ребенка, которые включают в себя наличие соответствующих мотивов.

Урок обучения грамоте в первом классе «Закрепление. Буквы И, и-ы» Урок 44 Тема урока: Повторение. Буквы Ии-ы. Цель урока: формировать умение писать изученные буквы, отрабатывать начертание букв в целом;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Необходимые предпосылки для обучения дошкольника грамоте
Опубликовано: 22 февраля 2017 в 20:33
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД