Непосредственная образовательная деятельность с элементами экспериментирования «Почему не тонут айсберги»

Оксана Будко
Непосредственная образовательная деятельность с элементами экспериментирования «Почему не тонут айсберги»

Цель: Способствовать уточнению и расширению знаний о свойствах льда; расширять словарный запас (айсберг, таяние, международный ледниковый патруль, ледник); поощрять и развивать умение выдвигать гипотезы и договариваться друг с другом.

Предварительная работа. Чтение сказки Г. Х. Андерсена «Снежная королева»; развивающая экологическая игра «Угадай, где я живу!»; игры со льдом на прогулке; свободное экспериментирование с водой и закрепление правил работы с ней.

Материал. Раздаточный: клеенчатые фартуки, кораблики, разные по размеру емкости, фуражка для ледникового патруля, красная повязка, рация, деревянные палочки. Демонстрационный: таз с водой, игрушка (золотая рыбка, глобус, картинки с изображением айсберга, куски льда различного размера, ванна с водой.

Ход экспериментирования:

Воспитатель. К нам приплыла золотая рыбка. Давайте посмотрим, что она нам принесла? (К игрушке прикреплен конверт. Воспитатель вскрывает его). В конверте загадка: «Рыбам зимой тепло, крыша – толстое стекло». Что это? (Лед). Правильно, «крыша – толстое стекло» - это лед на реке. Сегодня мы с вами поговорим о свойствах льда. Возьмите лед, постучите им об стол. Какой лед?

Дети. Твердый.

Воспитатель. А теперь посмотрите сквозь лед на золотую рыбку. Видите ее?

Почему?

Дети. Видим. Лед прозрачный.

Воспитатель. Итак, лед прозрачный и твердый. Почему лед сравнивают со стеклом? (Ответы детей). А почему его нельзя вставить в окно?

Дети. Лед растает.

Воспитатель. Вспомните сказку «Лиса и заяц». Чем хорошо была избушка лисы зимой? (Ответы детей). Чем она оказалась плоха, когда пришла весна?

Дети. Она растаяла.

Воспитатель. Как мы можем убедиться, что лед тает? (Ответы детей). Как мы можем ускорить этот процесс? (Ответы).

Если дети затрудняются с ответом, то при помощи наводящих вопросов можно подвести их к правильному ответу.

Воспитатель. (ставит блюдце со льдом на батарею, он превращается в жидкость, тает). Имеет ли вода форму? (Ответы детей). Имеет ли лед форму? Как вы думаете? (Ответы детей). Давайте проведем опыт со льдом и проверим, меняет ли он свою форму. У каждого разные по форме, и по размеру кусочки льда. Давайте разложим их в разные емкости (дети раскладывают кусочки льда в емкости). Меняет ли форму лед? (Ответы). Правильно, лед не меняет своей формы, куда бы мы его не положили; причем лед можно брать рукой и переносить с места на место. Что такое лед? (Ответы детей). Верно, это та же вода, только в твердом состоянии. Как вы думаете, где на Земле больше всего льда? (Ответы детей). Правильно, на Северном полюсе, в Арктике. Даже когда мы произносим слово «Арктика», от него как будто веет холодом. А в Антарктике находится самый большой ледник в мире – ледник Ламберта. (Показывает на глобусе Арктику и Антарктику). Под лучами солнца ледники медленно тают, но растаять полностью не могут, потому что арктическое лето короткое и не совсем жаркое. Лучи солнца лишь скользят по поверхности Земли, давай ей очень мало тепла. Вот почему Арктика и Антарктика – это царство льда и снега.

Слышали вы об айсбергах? (Ответы детей). Да, это огромные горы льда, которые откололись от ледников. Их течением унесло в море. Что же происходит с этими кусками льда? Они плавают или тонут? Как вы думаете? (Ответы детей). Давайте проведем опыт.

Дети опускают в таз с водой кусочки льда.

Воспитатель. Что происходит?

Дети. Лед не тонет!

Воспитатель. Лед не тонет, потому что он легче воды, а воды в океане больше, чем айсбергов. (Показывает картинку, на которой изображен айсберг). Большая часть айсбергов скрыта под водой. Они плавают в море по шесть – двенадцать лет, постепенно тая и дробясь на мелкие части.

Физминутка «Синяя вода»

Синяя вода, (Волнообразные движения рук на уровне груди в стороны.)

Поле без следа,

Без конца и края. (Кружимся на месте.)

Синяя вода,

Ты спешишь куда?

Ты спешишь куда? (Присели, обхватили плечи руками.)

К морю синему,

Там, где волны сильные, (Встали, руки вытянули вверх.)

Там, где волны сильные

Плещутся всегда. (Волнообразные движения рук на уровне груди в стороны)

К морю синему

Поскорей неси меня, (Кружимся на месте.)

Поскорей неси меня,

Синяя вода.

(Присели, обхватили плечи руками).

Воспитатель. Как вы думаете, опасны ли айсберги?

Дети. Очень опасны!

Воспитатель. Большую опасность айсберги представляют для кораблей. Так, в 1912 году, столкнувшись с айсбергом, затонул пассажирский теплоход «Титаник». С тех пор Международный ледниковый патруль следит за движением айсбергов и предупреждает корабли об опасности. Дети, а вы хотите отправиться в морское арктическое путешествие?

Дети. Хотим!

Воспитатель. Все вы будете капитанами своих кораблей. Мы выберем ледниковый патруль.

С помощью считалки выбирается ледниковый патруль, затем в ванну с водой дети опускают большие и маленькие куски льда. Проводится игра «Арктическое морское путешествие». Дети при помощи деревянных палочек управляют своими кораблями.

Воспитатель (подводит итог игры). Были ли столкновения с айсбергом? Для чего был необходим ледниковый патруль? (Ответы детей). А теперь давайте порадуем золотую рыбку и расскажем ей все, что сегодня узнали о свойствах льда. (Рассказывают.)

Золотая рыбка. Скажите, пожалуйста, как получаются айсберги и почему они не тонут?

Дети. Айсберги – это куски льда, которые откалываются от больших ледников. Вода сильнее льда и выталкивает его на поверхность.

Воспитатель. Вот и закончилось наше путешествие. Вы хорошо экспериментировали и замечательно отвечали на вопросы.

Публикации по теме:

«Твёрдая вода. Почему не тонут айсберги?» Задачи: дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства;  познакомить с понятием «таяние»; уточнить представления.

Районная научно-практическая конференция. Итоговая работа проекта «Почему айсберги не тонут в воде?» Районная научно-практическая конференция МБДОУ «Саргатский детский сад №4» Название работы Почему айсберги не тонут в воде? Научный руководитель:.

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
Автор публикации:
Непосредственная образовательная деятельность с элементами экспериментирования «Почему не тонут айсберги»
Опубликовано: 12 сентября 2013 в 17:16
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по познавательному развитию «Семья Матушки Недели» (с авторским...
Программное содержание: Развитие ориентации во времени, как жизненно необходимого процесса, способности определять, измерять время ( правильно...
Мастер-класс «Веселые снежинки»
С приходом зимы, мы, с нетерпением ждем наступления Нового года. Предновогодние хлопоты связаны с покупками новогодних атрибутов, подарков, сувениров....
Детский мастер-класс «Солнышко в ладошке» (аппликация из ткани и соломки)
В конце ноября 2016 года- начале декабря 2017 года у нас проходит районный конкурс «Духовное наследие России». Для обучающихся дошкольных...
Мастер-класс «Заснеженная ветка»
Мастер - класс "Заснеженная ветка". Цель: создание зимнего интерьера в групповой комнате детского сада. Материал: - ветка ( с любого дерева) ; -...
Конспект открытой НОД в старшей группе «Расскажем Лунтику как беречь свое здоровье».
Конспект открытой НОД в старшей группе «Расскажем Лунтику как беречь свое здоровье». Цели: формировать у детей представления о зависимости здоровья от...