«Страна Слов». Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи в подготовительной группе

Людмила Шипилова
«Страна Слов». Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи в подготовительной группе

«Страна Слов»

НАПРАВЛЕНИЕ «ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»,

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «КОММУНИКАЦИЯ»,

Цель:

Сформировать качественную сторону речевой деятельности детей.

Задачи:Развивать различные виды речевой активности (диалогической, монологической)

Расширять словарный запас детей.

Воспитывать интерес к чтению

Формировать умение словестно оформлять результаты сравнений объектов.

Развивать метафорическое (художественное) мышление.

Развивать связную речь.

Упражнять фонематический слух.

Расширять лексический запас.

Упражнять в составлении описательных рассказов.

Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений

Развить интеллектуальную инициативу.

Учить выявлять закономерности, связи между объектами.

Материалы:

Колпачки с буквами на голову по количеству детей

Воздушные шары с корзинами (стилизация воздушного шара)

Мыльные пузыри

Карточки со словами: конфета, ракета, лимон, вагон, ежик, дождик, цель, ель, страница, синица, снег, смех.

Карта страны слов

Карточки с буквами (деньги).

Детские книги по количеству детей.

Человечки из бумаги (жители страны слов).

Опорные схемы для составления портретного описания человека.

Предварительная работа:

изготовление атрибутов к занятию, регулярное проведение аналогичных игр и упражнений, направленных на развитие речи,

Ход непосредственно – образовательной деятельности:

Всему название дано-

И зверю, и предмету,

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных- нету.

И все, что может видеть глаз-

Над нами и под нами,-

И все, что в памяти у нас, -

Означено словами…

Все дети стоят рядом с педагогом.

Педагог:

Посмотрите, ребята, сколько гостей у нас сегодня. Они пришли посмотреть на будущих первоклассников. Давайте встанем в один ряд и поздороваемся с ними.

Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие. Оно будет очень необычное, потому что сегодня нам предстоит попасть в волшебную «Страну Слов» .

Попасть туда можно только в результате колдовства. Для этого нам нужно вспомнить из чего состоит слово.

Дети: Из слогов.

Педагог: А слоги?

Д:из букв Педагог: правильно. На время путешествия нам придется превратиться в буквы. Я приготовила для вас волшебные колпачки, на которых написаны первые буквы ваших имен. Выбирайте свою букву. (после того как дети разобрали колпачки педагог произносит волшебные слова: Эни. Бэни. Раба. и запускает в воздух мыльные пузыри)

Теперь мы похожи на жителей Страны слов и можем отправляться в путешествие.

Покажите. как вы будете приветствовать жителей страны слов.

А как вы будете их благодарить? А как будете танцевать?

А как будете прощаться?

Мы разделимся на 2 команды, т. к. мы с вами не просто пойдем, а полетим на воздушных шарах. Занимайте места в воздушных шарах. У каждой команды свой воздушный шар.

(Дети рассаживаются за столы расставленные в форме квадратов, что символизирует корзину воздушного шара. К потолку прикреплены 2 воздушных шара с бумажными корзинами.)

Посмотрите какая карта «Страны Слов» висит у нас на доске. Первая улица, куда мы отправимся - улица Буквариков. Взгляните какие веселые человечки живут на этой улице. А вот и первое испытание для ваших команд.

1. Какие бывают слова.

Цель: Упражнять детей в умении складывать слоги в слова. Развивать воображение, слуховое восприятие.

Сейчас я начну читать стихотворение, а вы продолжите.

Есть сладкое слово-(конфета). Выслушиваются варианты детей, если дети не справляются педагог показывает карточку со словом и дети читают ответ

Есть быстрое слово- (ракета.)

Есть кислое слово-(лимон)

Есть слово с окошком- (вагон)

Есть слово колючее -(ежик)

Есть слово промокшее-(дождик)

Есть слово упрямое-(цель)

Есть слово зеленое -(ель)

Есть книжное слово -(страница)

Есть слово лесное -(синица)

Есть слово пушистое-(снег)

Есть слово веселое -(смех)

Педагог: какое умение вам помогло справиться с заданием?

Дети: умение читать.

Педагог: молодцы говорит человечек из страны слов. Вы ему очень понравились. Бумажный человечек машет ручкой детям. А нас ждет уже другое задание.

2 «Что общего»

Цель: способствовать обогащению словарного запаса, развивать наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие, формировать умение словесно оформлять результаты сравнения

Детям называются два объекта, между которыми нужно провести сравнение.

Например: что общего между муравьем и грузовиком? (Оба могут двигаться и переносить тяжелые предметы.)

Между карандашом и самолетом (Оба оставляют след, оба сделаны руками человека)

Между- Кофтой и мамой

Между- Пальто и Кошкой

Между- Деревом и Белкой

Между- Свечкой и Мороженым

Между- Пылесосом и Самолетом

Между- Книгой и Мамой

Между- Велосипедом и Лифтом

Между- Школой и Детским садом

Между- Папой и Мамой

Между- Мальчиками и Девочками

Между- Взрослыми и Детьми

Отлично справились. Но жители страны слов про нас ничего не знают. Давайте покажем,что мы умеем.

Физкультурная минутка

Как живешь? Вот так.

А плывешь? Вот так.

Как бежишь?Вот так.

Вдаль глядишь? Вот так.

Ждешь обед? Вот так.

Машешь в след? Вот так.

Ночью спишь? Вот так

А шалишь? Вот так.

Ну, вот теперь о нас знают гораздо больше жители «Страны Слов»

Садитесь в воздушные шары нас ждет новое испытание. Полетели на следующую улицу Азбукариков.

Очень хорошо. Обе команды справились с заданием. А впереди еще одно задание.

3. Замещение]

Цель: развивать способность выделять существенные признаки предметов. Развивать фантазию и словотворчество, способствовать развитию наблюдательности.

Детям называют предмет и спрашивают, что этот предмет делает и как его можно назвать по – другому? Например, собака-лает, кусает, охраняет значит она «кусалка», «лаялка», «охранялка» ,нож- резалка, корова – мычалка, рука –хваталка, нос – дышалка.

Иголка, чайник, йод, зонт, веник, стул, ручка, шуба, сережки, мяч, молоток, ремень, чайник, очки, папа, мама,

Замечательно. А теперь отправляемся в магазин.

4. Магазин.

Цель: Упражнять детей выделять заданный звук и (букву) в слове.

П: В стране слов магазины не похожи на наши. Здесь совсем другие деньги. Деньгами здесь стали буквы. Если вы хотите, что то купить необходимо расплатиться этими деньгами. Но есть одно очень важное условие в названии предмета, который вы покупаете, обязательно должна быть та буква, которая нарисована на ваших деньгах.

Например вам необходим «шар». Чтобы его купить вы должны продавцу отдать денежку на которой есть хотя бы одна буква из этого слова. Это может быть денежка с буквой Ш или А или Р. Я вам раздаю деньги. А продавцами будут наши гости.

Посмотрите на те предметы которые есть в руках гостей. Посмотрите на свои буквы-деньги. Подумайте есть ли эта буква в названии предмета. Подойдите к продавцу. Назовите предмет. А продавец решит, хватает вам денег или нет.

Молодцы задание выполнено. Идем на следующую улицу. Следующая улица Словариков. А теперь занимайте свои места. Ведь нас ждет новое задание.

5. Объяснялки.

Цель: развивать умение выделять главные признаки объекта, развитие лексической стороны речи, активизировать монологическую речь

Нам необходимо объяснить «словарикам» значение наших слов.

Например: музей-это место, куда ходят посмотреть картины, скульптуры, новую выставку.

Объясните значение слов:

Стул, Компьютер, Телефон, Дом, Детский сад, Школа, Милиционер, Море, Земля, Воспитатель, Друг, Мама, Папа.

Молодцы. Надеюсь «Словарики» все поняли. Следующее задание.

6. Портретное описание человека

Цель:упражнять в составлении описательного рассказа по опорной схеме.

Для выполнения следующего задания нам необходимо подойти к гостям. Жители страны слов хотят, чтобы мы рассказали о людях подробнее. Давайте попробуем описать кого- нибудь из наших гостей. Педагог просит выйти одного из гостей. Чтобы вам было легче составить рассказ. Посмотрите на эту опорную схему.

1. Имя

2. Внешность (глаза,волосы,)

3. Одежда

4. Настроение.

5. Профессия.

Педагог: Ребята, а кто еще сможет описать наших гостей? Подойдите к любому из наших гостей, пригласите их на словесный портрет.

Надеюсь теперь, жители Страны Слов узнали нас гораздо лучше. А нас ждет следующее задание, занимайте места в воздушном шаре.

7. Любопытный

Цель: упражнять в умении определять первый звук в слове.

Педагог: Любопытный «словарик» говорит, что в этой стране принято разговаривать предложениями, в которых все слова начинаются на 1 букву. (Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж).

Например на вопросы: «Кто? Что делал? Где? В чем? С кем?» нам надо ответить словами, начинающимися на звук «Ш». Шимпанзе. Шалила. В Шкафу. В Шортах С Шапокляк. И так «Словарик» просит вас отвечать на вопросы:Кто?Что делал?Где?В чем?С кем?» словами которые начинаются на букву: К (М,С,П,Р.)

Возможные варианты ответов:

Клоун. Кувыркался. В Корыте. В Комбинезоне. С Кроликом.

Мышь. Мурлыкала. В мешке. В Мармеладе. С Медведем.

Слон. Скакал. На Столе. В Сапогах. С Селедкой.

Папа. Прыгал. На Пальме. В панаме. С пеликаном.

Рыбак. Рисовал. В ракете. В Резиновых сапогах. С Русалкой.

Молодцы. Справились с заданием. Давайте попрощаемся с жителями этой улицы. Скажем спасибо. И идем на следующую улицу «Книголюбов».

Физкультурная разминка.

Если это улица книголюбов, то они должны знать буквы. А вы

все буквы знаете. Сейчас посмотрим. Покажите при помощи рук и своего туловища буквы: Х,О, Н, Р, Ф, Г, С.

И вот мы дошли до улицы «Книголюбов», где нас ждет новое задание.

8. Я хочу быть

Цель: Осмыслить присущие человеку качества, черты характера, их необходимость. Развивать способность формулировать свою мысль, составлять сложноподчиненные предложения.

Педагог:каждый должны выбрать, каким он хочет быть, например: сильным, красивым, быстрым, невидимым, высоким, легким, спокойным и объяснить почему, зачем это свойство может пригодиться.

Например: «Я хочу быть большим, чтобы дотянуться до тучи и посмотреть на дождик сверху». «Я хочу быть невидимым, чтобы в садик не ходить по утрам, мама меня будет долго искать, а потом я стану видимым.

Педагог:молодцы вы отлично справились с заданиями За ваши знания жители «Страны Слов» приготовили вам подарки- это маленькие книги. Педагог раздает книги и читает стихотворение Ю. Энтина.

Давайте представим, хотя бы на миг,

Что вдруг мы лишились журналов и книг,

Что люди не знают, что значит поэт,

Что нет Чебурашки, Хоттабыча нет.

Что будто никто никогда в этом мире,

И слыхом не слыхивал о Мойдодыре,

Что нету Незнайки, вруна-недотёпы,

Что нет Айболита, и нет дядя Стёпы.

Наверно нельзя и представить такого?

Так здравствуй же, умное, доброе слово!

Пусть книги, друзьями заходят в дома!

Читайте всю жизнь – набирайтесь ума! Ю. Энтин

***

Педагог:а теперь подарок для гостей. Педагог читает стихотворение. А дети улыбаются и разводят руки в стороны, показывая размер улыбки.

Если это рыбка – у нее улыбка.

Если это рыбочка – у нее улыбочка.

Если это рыба – у нее улыба.

Если это рыбина – у нее улыбина.

Если это рыбища – у нее улыбища.

До свидания, дороие гости, улыбайтесь почаще и дарите улыбки друг другу.

Используемая литература:

О. А. Белобрыкина «Речь и общение.»

Г. С. Швайко «Игры и игровые упражнения н а развитие речи»

Публикации по теме:

«Мы и лето». Фотоотчет о летней оздоровительной работе Задачи: 1. Задачи оздоровительной работы: Укреплять здоровье детей в летний период, осуществляя комплексный и дифференцированный.

Перспективный план работы во второй младшей группе по духовно-нравственному воспитанию (программа «Истоки») Перспективное планирование по духовно-нравственному воспитанию во второй младшей группе на 2012-2013 учебный год Октябрь 1неделя понедельник.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
«Страна Слов». Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи в подготовительной группе
Опубликовано: 2 декабря 2013 в 20:40
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект НОД по рисованию тычком жесткой полусухой кистью в младшей группе...
Возраст детей: 2 и 3 года. Цель: обобщить и систематизировать представление детей о зиме как о времени года. Задачи: -совершенствовать навыки рисования...
Зимнее украшение группы раннего возраста.
Вот и наступила зима , на мой взгляд самое интересное время года с весёлыми праздниками. Все воспитатели взялись за дело, украшают окошки и группы ,...
Фотоотчёт о проведённой экологической викторине «Мы — друзья природы!»
Викторина проведена в рамках экологического конкурса "Эколята - дошколята". Раздел 1. Разминка. Команды по очереди отвечают на вопросы викторины, заданные...
Открытка с сюрпризом «Петушок» Мастер-класс.
Добрый день, уважаемые коллеги! Не за горами самый веселый и любимый всеми праздник – Новый Год, а значит, пришла пора приготовить подарки! Как известно,...
Игровое математическое пособие «Трудолюбивый ежик».
Пособие «Трудолюбивый ежик» я сделала из картонной основы, обшила шерстяной тканью и обвязала спицами. На спинке ежика пришила 2 ряда по 10 пуговиц. У...