Лучший педагог года

Непосредственно-образовательная деятельность «Кукла Акань ищет друзей».

Марченко Лариса
Непосредственно-образовательная деятельность «Кукла Акань ищет друзей».

Непосредственно-образовательная область «Познание»

тема «Кукла Акань ищет друзей».

(НОД для детей группы старшего дошкольного возраста 5-6 лет).

Цель: - формировать у детей уважительное отношение к культуре разных

народов;

- приобщать детей к традиционной культуре коренного населения

Югры – народа ханты-манси;

- продолжать знакомить с устным народным творчеством Югры;

- познакомить детей с хантыйскими словами: названия животных

Публикация «Непосредственно-образовательная деятельность „Кукла Акань ищет друзей“,» размещена в разделах

(заяц – Шовр, птиц (коршун – Курык, кукла – Акань;

- развивать мелкую моторику пальцев рук в процессе изготовления

хантыйского украшения (браслет).

Словарная работа: чум, берестяной короб, малица, Шовр, Курык, Акань,

нагрудное украшение, лобное украшение.

Оборудование: игрушки сова, заяц, коршун, кукла Акань, берестяной короб,

изделия из бисера народа ханты-манси, шишки, бусинки 2-х

цветов (по 12 бусинок на каждого ребенка, нить для

нанизывания бусинок, розетки, салфетки на каждого ребенка

Ход занятия.

- Ребята, вы узнали, кто к нам в гости пришел?

- Мудрая Сова.

- Здравствуй, Мудрая Сова! Что необычного и интересного ты нам в своем

волшебном мешочке принесла?

Воспитатель достает из мешка куклу Акань.

- Ребята, кто это?

- Кукла.

- Да, ребята. Это кукла. А похожа она на тех кукол, с которыми мы обычно

играем? Что в ней необычного?

Ответы детей.

- Эта кукла народа ханты. А кто такие ханты и манси, вы знаете? Где они живут?

Чем занимаются? Что такое тайга?

Ответы детей.

- Правильно. Для своих детей ханты и манси шили таких кукол. А кто из вас

Знает, как ее зовут? Давайте спросим ее. Кукла, как тебя зовут?

- Акань.

- Акань, а как ты попала в волшебный мешочек Мудрой Совы?

Кукла Акань «шепчет» воспитателю на ухо.

- Ах, вот оно что! Рассаживайтесь ребята поудобнее, я вам сейчас расскажу,

Что с ней случилось.

Дети садятся на стульчики; рядом – Сова и кукла. Кукла «шепчет» воспитателю на ухо свой рассказ.

- В тайге жила кукла Акань одна, в чуме. Сама зверя добывала. Сама шкурки

мягкими делала. Из них одежду и обувь шила. Сама рыбачила и рыбу впрок

сушила.

Показ стойбища ханты-манси: чум, рыбу, одежду, обувь.

- А какие узоры вышивала! Какие украшения делала!

Показ украшений народа ханты-манси.

- Одним словом – мастерица на все руки! Только все время одна она была.

Надоело ей самой о себе заботиться, с собой разговаривать. «Пойду,- решила Акань, - друга искать». Надела она малицу, на спину – расписной кузов. В кузове у нее – рукодельная сумочка с нитками, бисером и бисерной игольницей. (Показать). Шла кукла Акань лесной тропой. Вдруг выскочил ей на встречу Заяц-Шовр. Увидел куклу, удивился, ушами захлопал.

- Кто ты, красавица? Куда тропу ведешь? Не друга ли ищешь в наших местах?

- Понравился кукле приветливый Заяц-Шовр. «Я – Акань, - друга ищу. Хочу о нем заботиться и песни его слушать, - ответила кукла».

- А что далеко ходить? – говорит Заяц-Шовр, - я буду твоим другом. Я очень люблю играть.

- И научил куклу играть в очень интересную игру. Давайте вместе с куклой Акань тоже в нее поиграем.

Игра - физминутка «Зайка».

Из сугроба на опушке

Чьи-то выглянули ушки, Дети сидят на корточках. Кисти рук прижаты к голове, «шевелят ушами».

И помчался скок, скок, скок

Белый маленький зверек. Легкий бег на мессе, «лапки» сложены перед грудью.

Вот запрыгал он проворно

По тропинкам по зеленым. Легкие прыжки с продвижением вперед и вокруг себя.

Ветер у березок кружит,

Шевелит зайчишке уши. Маховые движения руками- «ветками» перед собой, поднимая их вверх.

Ветер-ветер, поиграй-ка, Хлопки в ладоши.

Не догнать лихого зайку! Бег на места.

- Понравилась игра? А теперь слушайте, что было дальше. «Заяц-Шовр, спой мне песенку свою, а я тебе зимнюю малицу узором вышью», - сказала кукла.

- Я песен не пою, я их – пугаю. Вот так, - ответил Заяц-Шовр. Скакнул он под куст – там птичка щебетала. Испугалась птичка, упорхнула и унесла свою песенку на восход солнца. А Шовр, не простившись, туда же запрыгал.

- Обиделась кукла Акань, сложила рукодельный мешок в кузовок и пошла в другую сторону. Перешла лужок и оказалась она в кедровом бору. Возле одного дерева села отдохнуть, кто-то сверху ее спрашивает: «Чья будешь, красавица? Куда тропу ведешь? Не друга ли ищешь в наших местах?

- Поглядела кукла Акань, а это Коршун-Курык ее окликнул. Сказала кукла, кто она и зачем здесь. Коршун-Курык слетел вниз и давай ее сговаривать: «Что далеко ходить? Я могу быть верным другом».

- Кукла Акань согласилась. Посадил ее Коршун-Курык в гнездо, сам на охоту улетел. Прибралась кукла Акань. Собралась вечернюю еду готовить. А у Курыка амбаров нет, припасов нет, - надо самой добывать. Спустилась кукла Акань с дерева искать молодые кедровые шишки.

- Ребята, а давайте поиграем с шишками в игру.

Игра «Найди шишку».

(Шишки заранее разложены в групповой комнате. Дети зрительно находят их и приносят воспитателю).

- Молодцы, ребята, все шишки собрали. А теперь слушайте дальше.

- Сварила кукла Акань шишку, стала Коршуна-Курыка ждать. Поужинал Курык. «А теперь,- говорит кукла Акань, - я сяду рукодельничать, а ты песню мне спой».

- Я песни не пою, я их – съедаю, - ответил Коршун-Курык и улетел.

- Осталась кукла Акань опять одна. Пошла дальше друга искать. Тут издалека послышалась чья-то песенка. (Звучит хантыйская песня). Это пела девочка.

- Вот кто может стать мне настоящим другом! – воскликнула кукла Акань. И пока стояла, слушала песенку, девочка ушла и унесла песенку с собой.

- Как быть? Как девочку найти? – заплакала кукла Акань. Но мимо пролетала Мудрая Сова. Увидела она, что Акань плачет и говорит ей : 2Садись в мой волшебный мешочек, отнесу я тебя в детский сад, к детям. Там много мальчиков и девочек. Может, там ты себе друга найдешь. Так и попала к нам кукла Акань. Ребята, как вы думаете,чнужно делать? Можем мы помочь ей?

Ответы детей.

- Кукла Акань, слышишь, ребята предлагают тебе остаться у нас в детском саду. Ты согласна? Они научат тебя играть, петь, танцевать, рисовать.

- Я согласна. А я вас рукоделию буду учить. Проходите за столы –я научу вас плести браслеты из бусинок.

Работа детей под музыку народа ханты-манси. Воспитатель вместе с куклой Акань помогают.

Итог: дети рассматривают браслеты друг друга, Мудрая Сова и кукла Акань хвалят их.

- А сейчас, ребята, давайте познакомим Мудрую Сову и куклу Акань с нашей группой (экскурсия, беседа).

Публикации по теме:

Акань — куклаАкань — кукла Акань – это название куклы мансийского и хантыйского народа, который живёт в Ханты-Мансийском округе. Акань делается просто из лоскутков.

Проект по патриотическому воспитанию: «В гостях у ханты в тайге», для детей 5–7 лет Пояснительная записка В проекте представлены материалы по организации совместной деятельности педагога, детей и родителей по воспитанию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Непосредственно-образовательная деятельность «Кукла Акань ищет друзей».
Опубликовано: 13 октября 2012 в 16:38
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД