Непосредственно образовательная деятельность по ОО «Познание» в старшей группе «В гончарной мастерской»

Людмила Васильевна Дерышева
Непосредственно образовательная деятельность по ОО «Познание» в старшей группе «В гончарной мастерской»

Цель: Формировать чувство причастности к наследию прошлого нашей Родины, нашего края на основе активного и творческого использования его элементов в речевой, игровой, музыкально-театрализованной деятельности.

Задачи:

1. Продолжать формировать познавательную активность детей, приобщая их к истокам народной культуры родного края.

2. Систематизировать знания детей о глине, о профессии гончара через знакомство с изделиями и мастерством гончара-земляка А. П. Левашова

3. Совершенствовать навыки работы с глиной способом кольцевого налепа, используя его при лепке посуды, уточнить представления детей о структуре конкретного трудового процесса.

4. Активизировать словарный запас детей: горшеня, гончар, щеник, рыльник, молочник, гусачок.

5. Воспитывать бережное отношение и любовь к родному краю.

6. Привлечь внимание детей к разнообразию и богатству мира звуков (гусачок, деревянные ложки)

7. Создать атмосферу положительных эмоций через использование музыкального фольклора.

Предварительная работа:

• Чтение и разучивание произведений малого фольклора.

• Знакомство с глиняными изделиями Кирилловского гончара А. П. Левашова и его ремеслом.

• Чтение книги «Сказы о самородках», А. Вахрючев.

• Дидактические игры: «Дорисуй» (глиняная посуда, «Какие предметы сделал гончар, какие кузнец, какие столяр?»

• Посещение мини-музея «Краевед», оформление выставки детских работ по рисованию и лепке из глины, аппликации.

• Внесение глиняных изделий в группу.

• Прослушивание записи мелодий и наигрышей Вологодского края.

• Подвижные игры Вологодского края: «Золотые ворота», «Перетягивания», «Прянична доска», «Краски» и т. д.

Методические приемы:

Воспитатель входит в русском народном костюме. Обращается к детям:

- В какой одежде я пришла сегодня на занятие? (в русском народном костюме)

- А точнее, в русском народном костюме Вологодского края.

- Из чего состоит наряд? (Наряд состоит из платья-рубахи с шерстяным поясом, поверх которой надевается фартук. Одет головной убор, который называется кокошник).

- Чем украшено платье-рубаха и фартук? (тканевым узором из яркой тесьмы)

- Как можно назвать платье-рубаху из-за ворота, разрез которого находится не посередине? (косоворотка)

- Чем еще украшали русский народный костюм? (нитями, лентами, жемчугом, самоцветными камешками)

Воспитатель дополняет ответы детей.

- Часто для украшения использовали золото. Золотой цвет-цвет добра, честности, трудолюбия. Недаром говорят: «золотые руки», «золотая душа», «золотое сердце», «золотых дел мастер».

- Любили в нашем Вологодском крае пословицы о труде, да о мастерах. Мы с вами эти пословицы складываем в этот волшебный туесок, их становится все больше и больше.

Послушайте, я начну, а вы продолжите:

• Кто любит трудиться – тому без дела не сидится.

• Не будет скуки – когда заняты руки.

• Труд человека кормит – а лень портит.

• Ленивому – не быть счастливому.

• Без труда – не вытащишь и рыбку из пруда

• Ныне гулянки, да завтра гулянки – находишься без рубашки.

• Не то дорого, что красно золото, - а то дорого, что мастера доброго.

- А сейчас мы с вами поиграем «Из чего сделаны?»

Три стола.

На I – изделия из дерева (посуда);

На II – изделия из железа;

На III - изделия из глины (горшки гончара Левашова);

Дети отгадывают, называют, из чего сделаны предметы.

- Как называют мастера, который делает посуду и игрушки, из глины? (Гончар)

- В народе ребята о глиняных мастерах, о веселых глиняных поделках, складывали песни, песенки, частушки и …музыкальные складушки. Причем, вологодские складушки! (с визгом разбегаются за 4 заборчика по 3 человека).

1-ая подгруппа – Как пошла о глине слава

(запевает) Заслужив на это право!

2-ая подгруппа - Говорят о ней повсюду:

«Удивительное чудо!»

(перебежками меняются местами)

3-я подгруппа – Через тропы и дороги

Через крыши деревень

4-ая подгруппа – Краснорогий, желторогий

Мчится глиняный олень!

(перебежками меняются местами)

Воспитатель поет: Вечера в деревне длинны

И лепили там из глины.

Дети: Все горшочки не простые.

Все игрушки расписные.

Приплясывают.

- Устали? Усаживайтесь-ка на лавки поудобнее. Да послушайте мой сказ.

Воспитатель:

- Было это давным-давно. Когда речки не мелели, когда рыбы в озерах было видимо-невидимо. Старый гончар из Кирилловского района, из села Ситское, недалеко от Череповца, Александр Павлович Левашов добывал глину из земли, очищал ее от травинок, босиком мял эту глину. А потом мастер садился за гончарный круг (воспитатель садится за гончарный круг и крутит его, на нем глиняный горшок) и творил чудеса. Глина оживала под широкими ладонями. Вот уже готов кувшин под молоко-молочник. Потом мучник.

Давайте рассмотрим глиняную посуду, которую очень давно сделал А. П. Левашов, известный Вологодский гончар.

- Это молочник. Для чего его используют? (В печь молоко ставить и топить его. Молоко будет теплое, с пенкой, вкусное очень)

- Это мучник. Для чего его используют? (Для хранения муки)

- Щеник – для щей, для супа.

- Рыльник – для умывания.

- А это гусачок. (На нем играют. Слышится музыка. Музыкальный работник играет на гусачке.)

Воспитатель: Глиняные мастера делали посуду, игрушки, свистульки. И все это везли на ярмарку и продавали. Ярмарка – это большая торговля с увеселениями и развлечениями. Там ходили шуты и клоуны, смешили народ своими потешками и загадками.

- Мы сейчас с вами тоже окажемся на ярмарке. Чин-чары, чин-чары, собирайтесь гончары!

Народная игра «Гончары».

Дети возвращаются в мастерскую. Садятся за столы.

- А знаете, как ласково называли мастера, который делал горшки из глины? (Горшеня)

- Мы с вами как настоящие мастера будем делать горшки из глины.

Раздает глину из берестяного кузова.

- Какого цвета эта глина? (коричневая)

- А какого цвета еще бывает глина? (белая, голубая, желтая, красная)

- На ощупь какая глина? (мягкая, податливая, меняет форму)

- Сейчас я покажу и объясню, как вылепить горшок из глины.

Сначала мастер в руке делал «донышко» - дно изделия. Оно было похоже на лепешку. Затем наращивал на него стенки посуды, похожие на кольца. Стенки тщательно разглаживались и «замасливались» смоченной в воде тряпкой, губкой. Готовый сосуд просушивали. Очень важно было правильно обжечь посуду. Для этого ставили в печь, обкладывали дровами и нагревали до тех пор, пока посуда не «закраснеет». После обжига ее опускали в ведро с разведенным на молоке мелом.

Схема трудового процесса: Цель – материал – инструменты – набор трудовых действий – результат.

Воспитатель: И так, что мы решили слепить? (горшок)

- Из чего будем лепить горшок? (из глины)

- Какие орудия труда потребуются в работе? (губка, вода, тряпочки, лепить будем руками)

- Как будем лепить? (действия)

- Каков будет результат? (красивый горшок)

Самостоятельная работа детей.

Итог. Воспитатель хвалит детей за старанье, а также их готовые работы. (Горшки получились глиняные, красивые, блестящие, как будто настоящие).

Воспитатель предлагает расставить посуду на поднос и сообщает, что сегодня расписывать поделки не будут, так как ее нужно высушить, обжечь. И только потом украшать.

Часть горшков мы оставим в группе, а остальные подарим детям младшей группы.

Воспитатель: Занятие кончаем –

Вологодчину любим,

О традициях вспоминаем.

Дети: Я думаю о Родине,

О милой стороне,

Она так щедро родинки

Рассыпала по мне

Мне лет еще вот столечко,

Мой рост не на виду,

А я люблю сторонушку

Родимую свою.

Публикации по теме:

Фотоматериалы по экологическому проекту «Берегите первоцветы — защитим беззащитных».Фотоматериалы по экологическому проекту «Берегите первоцветы — защитим беззащитных». Непосредственно образовательная деятельность в первой младшей группе - "Первые весенние цветы". Непосредственно образовательная деятельность.

Перспективное планирование по лексическим темам в старшей группе компенсирующей направленности на ноябрь НОЯБРЬ Тема «Перелетные птицы» Тема «Обувь. Сезонная одежда, головные уборы» С 01 по 09 ноября С 19 по 24 ноября «Тема «Одежда» Тема «Ателье».

Автор публикации:
Непосредственно образовательная деятельность по ОО «Познание» в старшей группе «В гончарной мастерской»
Опубликовано: 9 октября 2013 в 20:06
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Физкультурный досуг «Ярмарка народных игр»
Ход : Под русскую народную мелодию дети заходят в зал, на мальчиках картузы на девочках платочки их встречает инструктор по физкультуре в образе...
Зонтики
Пришла пора лета! Для детей лето это самое любимое время года. Летом можно гулять, кататься на велосипеде, на роликах, на каруселях. Рисовать на асфальте....
Проект Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по самообразованию в...
Самообразование является одной из наиболее важных форм повышения профессионального мастерства педагога. Одним из показателей профессиональной компетентности...
Проект «Игрушки», или «Предметный мир детей раннего возраста». Часть 4
Методическая разработка для воспитателей групп "Семейный детский сад" по организации предметно-игровой развивающей среды для детей раннего возраста. Часть 4...
Коллективная работа «Лету красному привет!»
Лето – прекрасная пора! Я думаю одно из самых любимых и долгожданных времён года. Его ждут и люди, и растения, и животные. И, конечно же, лето ждут наши...