НОД по формированию целостной картины мира «По лесу гуляем — здоровье укрепляем!»

Маргарита Слободскова
НОД по формированию целостной картины мира «По лесу гуляем — здоровье укрепляем!»

Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «ФЦКМ»

«По лесу гуляем – здоровье укрепляем

Цель: Развивать и поддерживать интерес детей к развитию познавательной активности через эколого – валеологическое воспитание дошкольников.

Задачи к НОД:

1. Образовательные:

• Познакомить детей с лекарственными растениями, и лечебными свойствами, использования их в целях оздоровления.

• Систематизировать знания детей о понятии «воздух», «ветер» его свойствах и значения в природе и в жизни человека.

2. Развивающие:

• развивать познавательный интерес к экспериментальной деятельности, умение самостоятельно делать выводы на основа практического опыта;

• умение работать в микро группах

• развивать умение детей решать проблемные ситуации;

• развивать логическое мышление, память и внимание;

• развивать связную речь;

• использовать здоровьесберегающие технологии;

3. Воспитательные:

• Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и природе;

• воспитывать дружеские взаимоотношения.

Интеграция образовательных областей:

«Коммуникация» Активизировать речь детей посредством участия в диалоге с воспитателем. Обогатить словарь детей словами «отвар», «лекарственные травы», «опыты». Формировать навыки использования сложных предложений.

«Здоровье» побуждать детей выполнять элементы дыхательной гимнастики, формировать начальные представления.

- «Физическая культура» - формирование точных координированных движений в сочетании с речью, потребность в двигательной активности.

«Социализация» - Приобщить детей к элементарным правилам взаимодействия со сверстниками в процессе проведения опытов. Формирование познавательной активности и интерес к процессу экспериментальной деятельности. Развивать память, наблюдательность, интерес к окружающему миру. Создать атмосферу творческого поиска.

- «Безопасность» - соблюдать правила организованного поведения при проведении НОД.

- «Музыка» - Вызвать эмоциональный отклик на музыкальное произведение.

«Чтение Художественной литературы» продолжать приучать внимательно слушать загадки и отгадывать отгадки провокационные вопросы, проблемные ситуации.

Материалы к НОД: Дощечка, камни, ткань для ручья, ширма, пустая бутылка, плоскостная игрушка Тётушка сова, коробка с сухой ромашкой, отвар, жёлтые листья, рюкзак, знаки природопользования, название лаборатории, стаканчики, знак «Берегите воду» отвар из ромашки, мусор, мешок, надпись «Лесная аптека», 2 таза с водой, листы картона, иллюстрации лекарственных трав, макеты деревьев для оформления, карандаши, кораблик бумажный, полиэтиленовый пакет, чеснок, лимон, салфетки, книжки с рецептами, аудиозаписи «Звуки природы», «шум воды»,

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, эксперементальная.

Формы организации совместной деятельности: чтение стихотворения с показом иллюстраций; рассматривание альбомов; коммуникативная игра (инсценированные стихотворения); игра-пантомима; раскрашивание эскизов, дидактическая игра, подвижная игра, прослушивание аудиозаписи.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций и беседы по темам: «Лекарственные травы», «Правила поведения в лесу», «Воздух и его польза», «Обитатели тайги», «Природа и мы», экскурсии на станцию Юных натуралистов, в парк «Кедровый лог», наблюдения в природе, просмотр презентации «Правила безопасного поведения в природе, физ. минутки. «Проказник ветер», дид. игры, «Угадай по описанию», «Загадки и отгадки», «Игры-путешествия».

Ход занятия

Воспитатель приглашает детей на прогулку в лес.

- Вспомним, правила поведения в лесу!

- Ребята, перед нами каменистая дорога.

- Как вы думаете, как нам перейти на другую сторону леса? Почему?

Мы по камням не пойдём,

а мы камни обойдем

(проходим между камушками)

- Что- то видно впереди? (ручей)

- Посмотрите, какой он, широкий или узкий? (рассуждения детей) Правельно.

- Как же нам через него перейти? -Мы можем через него перепрыгнуть, перешагнуть, переплыть?

- А я думаю, можно что-нибудь перекинуть через ручей и перейти! (дети ищут подходящую предмет для моста) Вы молодцы, что нашли выход из сложной ситуации!

- Посмотрите дети, какой красивый осенний лес, какая прекрасная природа! Слышится пенье птиц. (звучит фонограмма пенье птиц) Посмотрите, что это на поляне (мусор). Откуда он здесь? Разве можно, чтобы лес был загрязнён? Как нам помочь природе? (убрать мусор в мешок) Молодцы.

(Педагог начинает кашлять и жаловаться на боли в горле.)

- Дети идут до полянки.

- Ребята посмотрите, какой это знак, интересно!

- Дети здесь, «Лесная аптека». Давайте постучимся. (открывает Тётушка сова)

- Здравствуйте, дети! Здравствуйте, тётушка сова!

- Зачем пожаловали в мою лесную аптеку? У Маргариты Романовны заболело горло и появился кашель, помогите нам, пожалуйста! Хорошо я помогу, но сначала вы отгадаете мою загадку:

Стоят в поле сестрички:

Жёлтый глазок, белые реснички.

(Ромашка)

- Вот она вам и поможет! (Даёт педагогу и детям отвар ромашки в стаканчике)

- Для чего? – А вы знаете для чего ещё может пригодиться отвар ромашки? (протереть ранки, пить как витаминный чай, мыть волосы) Правильно, Молодцы ребята! В моей лесной аптеке существуют и другие лекарственные травы от разных болезней,я вас с ними познакомлю.

Крапива - помогает от кашля, можно протирать кожу, варить супы и т. д

Подорожник- от кашля, при головной боли, заживляет раны.

Клевер- при заболеваниях печени, крови, простуде.

Одуванчик- заболевание внутренних органов, протирать козу, укрепляет кости. Лекарственные чай можно только пить под наблюдение взрослых.

- И горло болеть у меня перестало. Какими полезными свойствами обладает аптечная ромашка!

- Ребята, какие вы воспитанные и заботливые и вы мне очень понравились, мало мне в моей длинной жизни встречались такие прекрасные дети.

Я подумала и решила пригласить вас в свою «Лесную лабораторию», она находится в этом лесу, приглашаю её посетить..

- Спасибо, Тётушка Сова!

- Давайте отправимся в лабораторию.

- Обратите внимание, сколько листьев сорвал проказник ветер, давайте немного поиграем:

«Проказник ветер»

Проказник ветер прилетел,

(махи руками по направлению к себе)

Густой листвой зашелестел.

(Лёгкие покачивания кистями рук в сопровождении с легким выдуванием воздуха)

Подул немного посильней и

ветки закачал скорей.

(руки вверх и махи руками вправо-влево)

Совсем плутишка разошелся

И по стволам уже прошелся.

(легкий бег по кругу)

Тут закачался целый лес.

Не видно стало и небес.

Скрипят, качаются деревья и

ветру действуют на нервы.

(сильные покачивания всего тела с отрыванием ног от пола)

Тогда шалить он перестал,

и лес спокойным снова стал.

(присесть на колени)

- Посмотрите, ребята, сколько много здесь разного оборудования, а вы хотите узнать о чём мы сегодня будем говорить? Угадайте прежде загадку:

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь

Он невидимый, и всё же

Без него мы жить не можем! (Воздух)

-Правильно!- Я предлагаю поймать воздух руками! Почему это не возможно? – Как вы думаете, мы можем его увидеть? Как можно это сделать?

(Работа детей в микро группа)

Опыт с мешочками.

Предложены полиэтиленовые мешочки для того, чтобы самим поймать воздух, и увидеть изменения в форме мешочка.

(воспитатель предлагает взять в руку пакет и набрать в него воздух)

– Что находиться внутри? (ответы детей)

- Я предлагаю вам сделать вдох, выдох, 2 раза. – Что мы делаем? Правильно дышим! А чем мы дышим, как вы думаете? Кто из вас надувал воздушный шар? Ребята, а чем вы его надували? (воздухом)

Опыт с воздушными шарами.

Дети используют воздушные шары для того чтобы их надуть, используя правильное дыхание, и для обнаружения воздуха.

- Что внутри воздушного шара? Откуда он там появился?

- У нас через нос воздух проходит в лёгкие и обратно. А теперь отпустите шар, что с ним происходит? Из него выходит воздух. А вы слышите воздух? Воздух из шара выходит быстро, он как бы толкает шарик, и тот движется вперед.

(воспитатель предлагает детям пронаблюдать, как ещё можно увидеть воздух)

Опыт с картоном.

Ребята при помощи взмахов картона перед лицом пытаются создать и почувствовать искусственный ветер.

Скажите пожалуйста, а как можно почувствовать воздух? (воспитатель предлагает детям взять в руки листы картона и помашем перед лицом)

- Что вы чувствуете, дети? Ветер. Что происходит с воздухом? – Он движется! Движется со скоростью, поэтому образуется ветер.

Опыт с корабликом.

Ребёнок использует силу своего дуновения воздуха для передвижения бумажного кораблика по воде.

- Посмотрите, возле нашей лаборатории находится ручей. Пройдём по ближе. - И посмотрим, что там. - Кораблик.

- Что нужно сделать, чтобы он поплыли быстрее? Подуть. Дуем.

Ребёнок использует силу своего дуновения воздуха для передвижения бумажного кораблика по воде.

Опыт: с прозрачным стаканчиком

Стаканчик находится в вертикальном положении и под давление вниз не набирает воду, так как внутри находится воздух.

Отпускаем пустой стакан в таз с водой дном вверх.

-Почему вода не наполняет стакан? (ответы детей)

Опыт с бутылочкой

Таз с водой и бутылка с узким горлышком погружается в воду.

- Что происходит? Из бутылки выходят пузырьки. Что это за пузырьки? –

Это воздух. Вода вытесняет воздух из бутылки. Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом.

Опыт с карандашами.

- Как вы думаете, а может воздух передвигать предметы? Почему вы так думаете?

- Сила ветра может двигать карандаш и мы проверили.

Используем разнообразные способы

Выдувания воздуха.

(трубочкой, с высунутым язычком, резким дуновением, тоненькой струйкой)

Подвожу итоги:

- Как вы думаете?

- Какую пользу приносит ветер? (Сушит бельё, раздувает семена растений, помогает плыть паруснику, сушить лужи, разгонять облака, охлаждает воздух и т. д.)

- Вы молодцы! Вот мы и увидели воздух!

Проходят дальше в лабораторию.

- Давайте принюхаемся, вы чувствуете запах?

- Есть ли у воздуха запах? Посмотрите, что тут такое интересное?

(на столе стоят три мисочки с разными запахами)

Я предлагаю вам угадать и поиграть в игру: «Угадай по запаху»

Цель: Угадать, к какому предмету принадлежит запах.

(запахи: лимона, чеснока и сухой аптечной ромашки).

Молодцы вы справились с заданием!

- Какие запахи мы встречаем в нашей жизни? (Цветов, костра, лекарств, духов, еды и т. д.)

Запах наполняет воздух при помощи движения воздуха!

-Наша интересная и познавательная прогулка заканчивается и нам пора возвращаться в детский сад, но в завершении послушайте стихотворение

По полю рыщет

Поёт да свищет,

Деревья ломает,

К земле пригибает!

-Это о чём загадка? (о ветре)

- Что интересного вы узнали из нашей прогулки? Я предлагаю вам, сегодня рассказать о нашей прогулке своим родителям, о том, что вы узнали нового и интересного. Я думаю, вы их удивите!

Тётушка Сова приготовила вам на память о нашей прогулке вот такие книжечки с волшебными рецептами. Будьте здоровы!

Дети уходят.

Публикации по теме:

Календарно-тематическое планирование на неделю (старшая группа) Старшая группа. Организованная непосредственно образовательная деятельность, совместная образовательная деятельность воспитателя и детей.

Организация совместной деятельности с детьми через технологию проектирования игротек. .

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Экология
  • Экология
Автор публикации:
НОД по формированию целостной картины мира «По лесу гуляем — здоровье укрепляем!»
Опубликовано: 2 марта 2014 в 16:17
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...
Тематическое планирование в подготовительной группе (сентябрь — декабрь)
Месяц События, праздники, традиции Тема недели Формы организации образовательной деятельности Сентябрь – 1 неделя «День знаний» «Встречи друзей после...
Сценарий осеннего утренника для средней группы
Дети входят в зал с осенними листьями, обходят один круг и становятся полукругом. Ведущий: Птички улетели, Листья пожелтели, Дни теперь короче,...
Проект на тему «Формирование познавательного интереса к исследовательской...
Уважаемые коллеги! В период активизации простудных заболеваний, я провожу с детьми весь комплекс закаливающих мероприятий. Также дети с большим удовольствием...
Итоговое комплексное занятие в старшей группе «Путешествие на необитаемый остров»
«Путешествие на необитаемый остров». Конспект итогового занятия за первый квартал в старшей группе. Цель: Формировать познавательный интерес к природе....