НОД по основам электробезопасности с детьми подготовительной группы. Тема: «Необычная батарейка»

Ирина Гаврилуца
НОД по основам электробезопасности с детьми подготовительной группы. Тема: «Необычная батарейка»

Непосредственно образовательная деятельность по основам электробезопасности с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности.

ТЕМА: «НЕОБЫЧНАЯ БАТАРЕЙКА».

Подготовила:

старший воспитатель, учитель-логопед

МДОУ «Центр развития ребенка –

детский сад № 2» г. Валуйки

Белгородской области

Гаврилуца И. Р.

2013 г.

Непосредственно образовательная деятельность по основам электробезопасности с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности.

ТЕМА: «НЕОБЫЧНАЯ БАТАРЕЙКА».

Итеграция областей: коммуникация, социализация, художественное творчество, безопасность, музыка.)

Задача: создание условий для уточнения представлений детей о значении электричества для людей. Познакомить с батарейкой – хранителем электричества – и способом использования картофеля в качестве батарейки.

Цели: расширять знания детей об электричестве и его использовании в бытовой деятельности человека. Познакомить с новым словом: природный электролит. Развивать мыслительную активность, любознательность, стремление к поисково – познавательной деятельности. Способствовать стремлению к овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами. Закреплять знания о правилах безопасного поведения с электричеством. Познакомить с новым словом – природный электролит. Развивать наглядно – образное мышление, умение сравнивать, тренировать внимание, самоконтроль. Воспитывать целеустремленность, активность, умение работать в коллективе.

Предварительная работа: знакомство с видами знаков, правилами безопасности, правилами обращения с электрическими приборами, знакомство с тем, откуда человек берет электричество.

Материалы: карманный фонарик; лампочка для карманного фонарика; 6-8 шт. картофеля для игры-эксперимента; 8-10 отрезков по 30 см медной изолированной проволоки сечением 0,2-0,5 мм, стальной штырь, медная пластина; фломастеры, половинки альбомных листов; указательные, предупреждающие и запрещающие знаки по электробезопасности; персональный компьютер; мультимедийная установка; презентация; настольно-печатная развивающая игра для детей дошкольного возраста «Собери знак».

Ход непосредственно образовательной деятельности.

Беседа.

Воспитатель: Откуда человек получает электричество, вы уже знаете.

Ребенок: Электричество приходит к нам по толстым проводам – кабелям с больших электростанций, которые производят его очень много.

Воспитатель: Представьте, как бы мы жили, если бы не было электричества?

Дети: Вечером темно, телевизор не работает и т. д.

Воспитатель: Без электричества наша жизнь выглядела бы совсем иначе. Мы уже не представляем свою жизнь без электричества.

Воспитатель: Для чего нам необходимо электричество? Электричество может быть очень опасным. Какие правила обращения с электрическими приборами вы знаете?

Дети: Называют известные им правила (выходя из дома необходимо выключить все электроприборы; нельзя тянуть руками электрический провод; можно брать в руку только вилку; нельзя подходить к оголенным проводам, не дотрагиваться до них, а позвать взрослых; нельзя прикасаться мокрыми руками к электрическим приборам и проводам; нельзя вставлять в розетку предметы).

Используя презентацию на персональном компьютере, вспомнить на какие виды делятся знаки по электробезопасности (указательные, предупреждающие, запрещающие, чем они отличаются и что обозначают.

Ответы детей:

В и д ы: - указательные: круглой формы;

- предупреждающие: треугольной формы;

- запрещающие: круглой и прямоугольной формы.

О т л и ч и е: - указательные на голубом фоне;

- предупреждающие на желтом фоне;

- запрещающие на белом фоне в красной рамке.

Воспитатель: перед вами на компьютере бытовая техника, которая помогает сейчас папам, мамам и вам. Посмотрите на картинки и подумайте, какой предмет его заменял до появления электричества. (Стиральная машина – корыто, пылесос – веник, миксер – венчик, утюг – гладильная палка, холодильник - погреб, фонарик – свеча, электрическая плита – костер, компьютер – перо, фен – встряхивали волосы руками.)

Гимнастика для глаз.

Воспитатель: Мы с вами говорили, что в дом электричество поступает по проводам. Но я могу зажечь карманный фонарик и без проводов. Откуда в нем электричество?

Дети: В нем есть батарейки.

Воспитатель: Значит, в батарейках есть электричество?

• Надо это проверить. Берем игрушку (машинку) и включаем ее. Машинка не едет. Почему машинка не едет?

• Дети: в ней нет батареек.

• Воспитатель: значит без батареек, то есть без тока, который есть в батарейках машинка ехать не может. Но мы не можем увидеть его. Берем батарейку (крона) и приставляем к ней лампочку от карманного фонарика. Почему загорелась лампочка?

• Дети: батарейки хранят электроэнергию.

• Воспитатель: бывают такие случаи, что с собой нет батарейки, а необходимо зажечь свет. Мы можем получить электроэнергию другим способом?

• Дети: Нет.

• Воспитатель: А я вам докажу, что можно. Я сейчас изобрету необычную батарейку с помощью эксперимента. Хотите ее увидеть? Дети: Да.

Игра – эксперимент.

• Воспитатель: Я беру чистый сухой картофель. Вставляю в картофель провод на одном конце, которого, стальной штырь, а на другом медная пластина и втыкаю в картофель с одной и с другой стороны. Другой провод я втыкаю в картофель чуть подальше от предыдущего. Теперь два свободных конца провода прикладываю к контактам лампочки с помощью крокодильчиков. Что произошло? (загорелась лампочка). Почему лампочка загорелась?

• Вывод: Потому, что в картофеле есть соли и кислоты, которые создают природный электролит, а это и есть электричество. Значит в картофеле есть ток.

• Теперь попробуйте вместе сделать такую же, как у меня, батарейку. Дети выполняют.

• Молодцы, батарейка заработала. Чтобы не забыть этот опыт, зарисуйте его.

Физкультминутка (Хомячок).

Воспитатель: вы, наверное, устали? А теперь все дружно встали.

Хомка, хомка, хомячок,

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встает:

Щечки моет, шейку трет,

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку.

1,2,3,4,5

Хомка хочет сильным стать!

(выполняют 2-3- раза)

Художественное творчество.

Дети зарисовывают опыт.

Настольно-печатная развивающая игра для детей дошкольного возраста «Собери знак».

Настольно-печатная игра состоит из 6 картонных карточек, разрубленных на 5 элементов по технологии Puzzle (пазл). Всего 30 элементов.

Воспитатель отбирает карточки со знаками 3 видов: указательные (2, предупреждающие (2) и запрещающие (2).

Педагог раздает детям элементы карточек с изображением знаков и предлагает собрать их в целое.

В конце игры дети называют вид, к которому относится знак, что он обозначает.

Итог занятия: Предложить детям вспомнить какое новое слово они узнали, что делали и увидели интересного, чем занимались, о чем беседовали.

(Презентация прилагается).

Библиографический список:

1. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в подготовительной группе детского сада. Познавательное развитие. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. – 207 с.

2. Энциклопедия для детей. Личная безопасность. Меры предосторожности в повседневной жизни. Поведение в экстремальных ситуациях. – М.: Аванта, 2001.

3. Книжка – раскраска. МРСК ЦЕНТРА ЗА ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТЬ.

4. Нефедова К. П. Бытовые электроприборы. Какие они? / Пособие для воспитателей, гувернеров, родителей. – М.: Гном и Д, 2007. (Знакомство с окружающим миром и развитие речи).

5. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО ПРЕСС», 2011. – 240 с.

6. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. – 128 с.

7. Шалаева Г. П. Большая книга правил поведения для воспитанных детей / Г. П. Шалаева. – М.: Филол. о-во СЛОВО, Эксмо, 2007. – 495 [1]с.: ил.

8. Шалаева Г. П., Журавлева О. М. Новые правила поведения для воспитанных детей. М.: Эксмо, 2003.

Методические рекомендации: психолого – педагогические исследования позволяют предположить, что дошкольный возраст является сенситивным для освоения ОБЖ, поскольку в период дошкольного детства формируются психические новообразования, определяющие возможность осуществления целенаправленной работы в данном направлении. Целенаправленная педагогическая деятельность строится с учетом формирования у дошкольников целостного представления о мире, взаимозависимости различных процессов, в том числе в сфере безопасности человеческого существования. Результативность формирования знаний в области ОБЖ по данной теме у дошкольников связана не только с развитием мыслительных операций, но и с формированием жизненных позиций, развитием мировоззрения, волевых качеств. Разнообразная тематика непосредственно образовательной деятельности предполагает развитие у дошкольников представлений об опасных и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях, формирование навыков жизнесберегающего поведения. В непосредственно образовательной деятельности необходимо использование информационно коммуникационных технологий (ИКТ, а также после работы на компьютере с детьми дошкольного возраста обязательным является проведение гимнастики для глаз. В освоении детьми правил безопасного поведения с электроприборами и электричеством значительную роль играет конкретная, четкая речь педагога. Он должен последовательно усложнять материал от занятия к занятию, от группы к группе. Постепенно педагог подводит детей к усвоению знаний, побуждает их активно пользоваться словами, у детей расширяются представления. В возрасте 6-7 лет отдельные сведения на заданную тему необходимо связать в последовательную и стройную систему представлений. Педагог должен постоянно ставить перед детьми новые задачи, требующие от них проявления самостоятельности, активности мышления, умения проявить знания на практике.

Педагог всегда должен помнить, что одного участия детей в играх и занятиях недостаточно для закрепления и применения знаний в жизненной ситуации, поскольку в игре задача несколько облегчена. Успешному переносу знаний в жизненную ситуацию способствуют закрепление навыка презентации и разного рода наглядность, выполнение детьми отдельных поручений. Работа должна осуществляться с учетом особенностей данного возраста детей, условий. Единые требования, предъявляемые к детям со стороны педагогов и родителей, будут способствовать успешному овладению детьми правил. Для этого необходимо разработать правила по блокам: «Ребенок на улице», «Ребенок дома», «Береги здоровье», «Берегите детей» (работа с родителями).

Эффективность работы по формированию основ безопасного поведения дошкольников обусловлена положительной совместной работой с родителями. Выделяем следующие направления работы с семьей:

1. Привлечение родителей к работе по формированию у детей навыков безопасного поведения;

2. Индивидуальное психолого – педагогическое консультирование (консультации могут носить разовый характер и возобновляться по просьбе родителей или педагога);

3. Тематические встречи;

4. Праздники и развлечения;

5. Выставки дидактических пособий, игр, поделок, художественной и методической литературы, детских работ на тему: «Мы за электробезопасность»;

6. Работа с родителями и детьми по карте микрорайона детского сада, где они отмечают различного рода опасности, исчезновение опасных зон или появление новых. Родители, заполняя вместе с детьми карту, отслеживают изменения, происходящие в микрорайоне. Таким образом, дошкольное учреждение не только вовлекает родителей в педагогическую работу, но и организует родительскую общественность в деле ликвидации опасных зон на территории микрорайона.

7. Организация различного рода акций.

Публикации по теме:

Коррекционно-развивающая работа в МДОУ №31 Коррекционно-развивающая работа в МДОУ №31 комбинированного вида «Рябинка» г. Воскресенка Московской области В нашем дошкольном учреждении.

План-график контроля старшего воспитателя в ДОУ на 2012–2013 учебный год. Утверждено Заведующим МБДОУ Детский сад «Солнышко» Ковалевой Н. И___ От «»___2012 года План-график контроля воспитательно-образовательного.

Библиотека изображений:
  • Буквы, алфавит
  • Буквы, алфавит
Автор публикации:
НОД по основам электробезопасности с детьми подготовительной группы. Тема: «Необычная батарейка»
Опубликовано: 31 января 2013 в 17:17
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Сердечко для мамочки! Наш подарок в технике декупаж. Фотоотчет
Сегодня хочу рассказать и показать Вам, как мы делали подарок для наших любимых мамочек. Мамино сердечко огоньком пылает, Мамино сердечко дом наш...
«Зимушка — зима. Деревья». Календарно-тематическое планирование ОП в средней группе...
Интегрирующая тема периода: Зимушка – зима. Деревья Развёрнутое содержание работы: Расширять представления о характерных особенностях зимней природы;...
Фотоотчет открытого занятия для детского сада в первой младшей группе «В гостях у...
Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу предоставить вам фотоотчет открытого занятия для детского сада в первой младшей группе. Конспект занятия я...
Выступление на педсовете «Развитие познавательной активности на занятиях математики...
Развитие познавательной активности на занятиях математики посредством ИКТ" "Детская природа требует наглядности". К. Д. Ушинский Математическое развитие...
Фотоотчет «Солнышко для бабушки и мамы»
День матери — международный праздник в честь матерей. В России в этот день принято поздравлять матерей. Все любят и чтят свою маму, самую нежную, прекрасную,...