Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим «Лесные жители зимой»

Светлана Маркова
Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим «Лесные жители зимой»

Программное содержание. Способствовать обогащению и углублению знаний детей о диких зверях в зимний период (пища, способы её добывания зимой, условия жизни в зимнем лесу). Развивать умения детей устанавливать связи между зимними условиями и особенностями поведения зверей. Познакомить детей со следами зайца. Уточнить знания детей о среде обитания диких и домашних животных. Развивать пространственное восприятие. Воспитывать бережное отношение к природе и друг к другу.

Материал: игрушки: котенок, зайчик; рюкзак, в котором орехи и морковь; чешуйки шишек; «зимний лес»; 2 сугроба: большой и маленький; картинка-пазл ежа; следы зайца; ноутбук для просматривания презентации «Лесные звери».

Активизация словаря: дупло, кладовочки, берлога, нора, следы зайца, хищники.

Предшествующая работа. Рассматривание альбома «Дикие звери», беседа «Как звери готовятся к зиме», чтение произведений М. Пришвина «Ёж», И. Соколова-Микитова «Год в лесу: белки», игра «Хищники»

Непосредственно образовательная деятельность.

Вот этот котенок сообщил мне, что больше не хочет жить в детском саду. Он решил пойти в настоящий лес, но Пушок ещё не знает, как трудно жить в лесу маленькому котенку. Давайте отправимся в лес и посмотрим, как живут зимой лесные звери. В лесу холодно и поэтому мы оденемся теплее: штаны, теплую обувь, шубы, шапки. А я возьму гостинцы для зверей, ведь сейчас им трудно добывать корм. (Воспитатель берет рюкзак). Чтобы отправиться в лес, вспомните правила поведения в лесу:

- нельзя кричать в лесу;

- нельзя кидать мусор;

- нельзя разжигать костры;

- нельзя слушать громкую музыку.

Ну, что ж нам пора. Ой, какие большие сугробы, нужно идти, высоко поднимая колени (ходьба с высоким подниманием колен); прыжки вверх с «доставанием веток»; ходьба след в след (узкая тропинка). Вот мы и в лесу. Лес – это дом для растений и животных. Ребята, назовите животных, которые питаются растениями. (Лось, заяц, белка). Животные, которые питаются только растениями, называют травоядными. Кормятся они летом зеленой, сочной травой, а зимой – ветками кустарников, корой деревьев, орешками. Каких хищников вы знаете? (Волки, лисы, медведи). Почему их называют хищниками? (Они питаются мясом других животных). Трудно живется зимой в лесу и хищникам, и травоядным: голодно и холодно им.

Смотрите-ка, на снегу чешуйки шишек. Кто насорил в лесу? Кто любит лакомиться шишками? (Это белка). Чем питается белка? (Белка питается орехами, грибами, желудями, шишками). Но зимой нет ни грибов, ни орехов, чем же питаются белки зимой? (Летом и осенью собирают семена, орешки, сушат грибы, накалывая их на ветви. Всё, что собрали и высушили, белки прячут в дуплах деревьев, кладовочках, а зимой их находят и едят). А может быть кто – нибудь из вас знает стихотворения про белку и расскажет нам.

Скачет белка там и тут

Белкин хвост – как парашют

Управляет им умело,

Белка вниз с сосны слетела.

Когда трескучие морозы

Белка прячется в дупло –

Там и сухо, и тепло!

Она очень ловко передвигается по деревьям, а иногда спускается на землю. Что помогает белке так легко передвигаться по деревьям? (У белки острые когти, которыми она цепляется за деревья и пушистый хвост). Чем является для белки хвост? (Рулем). Зимой очень холодно. Что же защищает белочку от холода? (У неё теплая серебристо – серая шубка). Я для белочки оставлю орешки, выйдет из дупла и обрадуется нашему подарку.

Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим «Лесные жители зимой»

Кот: «Я не умею грызть орехи, и у меня нет такого пушистого хвоста. Нет, я не согласен жить как белка».

Воспитатель: Пойдем те тогда дальше. Что за сугроб нам встретился?

а, какой он большой! Интересно, чьё это жилище? (Это берлога медведя). Как выглядит медведь?

(Большой, на нем бурая шуба, ходит тихо, косолапо, неуклюже).

Игра – имитация «Изобрази медведя».

Не будем шуметь, и будить медведя, лучше отойдем от берлоги.

Смотрите-ка ещё один сугроб. Кто же там спрятался? Чья это нора? (Предположения детей: это нора лисы, а может быть ежа). Я вам загадаю загадки, если правильно отгадаете, то появится отгадка. Если соберем картинку животного, то отгадаем чья это нора. Итак, слушайте.

- Ими разгребает сухую листву, они нужны для того, чтобы найти дорогу в нору. (Это ноги).

- Он ему помогает отыскивать жуков, червяков, мышей. (Это нос).

- Они как маленькие пуговки, как бусинки. (Это глаза).

- Хищникам в лапы не дается, он ими защищается. (Колючками, иголками на спине).

Кто же на картинке? (Ёж).

Значит, это нора (ежа).

Кот: мяу, у меня нет на спине таких иголок и всю зиму я спать не смогу в норе. Здесь мне не понравилось, пойдёмте дальше.

Ой, кто-то оставил следы. Интересно, чьи они? Давайте пойдём по этим следам.

Кто-то бежал, петлял, будто запутывал свои следы. Кто же тут спрятался? (Заяц). Значит, это заячьи следы. Ой, да зайчик – то весь дрожит! Кого же он боится, как вы думаете? (Лис, волков). Он не только боится хищников, а ещё боится охотников, собак, но нас зайчик не бойся. Мы не охотники и тебя не обидим.

Как хищники, враги могут отыскать зайца? (По следам). Как зайцы спасаются от врагов? (Ответы детей). Одно спасение у зайцев – быстрые ноги, а ещё помогает шуба – «невидимка». Почему шубку зайчика можно назвать «невидимкой»? (На белом снегу в белой пушистой шубке он почти незаметен). Ребята, у зайца нет ни дупла, ни норы, где бы он мог спрятаться? (За деревом или в ямке, которую выроет в снегу). Давайте зайчику, тоже подарим подарок – морковку, она в рюкзаке лежит. Угощайся, не стесняйся.

Кот: мяу, у меня нет такой теплой «невидимки» шубки. У меня замёрзли лапы и нос, да ещё очень боюсь хищников, давайте вернемся обратно в детский сад. (Возвращение в детский сад). Мяу, как хорошо, что мы вернулись в детский сад. Я решил, что останусь у вас в группе, где меня никто не обижает.

Пушок, ты теперь знаешь, как в лесу непросто жить. Да ты и не дикий зверь, а … какое животное, дети? (Домашнее животное). Правильно, домашнее и живет рядом с человеком. Дети, я недавно ходила в лес и сфотографировала лесных зверей. Я вам покажу тех, которых мы сегодня не встретили в лесу. (Просмотр слайдов на ноутбуке).

Публикации по теме:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе. «Как зимуют звери» КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ С ЭЛЕМЕНТАМИ рисования и АППЛИКАЦИИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ. ТЕМА: «Как зимуют звери»,.

Конспект занятия в средней группе. «Путешествие в лес» Программные задачи: 1. Уточнить представления детей об образе жизни диких животных: медведя, зайца, ежа, лисы, белки. Внешний вид, особенности.

Библиотека изображений:
  • Зима
  • Судоку
  • Дикие животные
Автор публикации:
Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим «Лесные жители зимой»
Опубликовано: 3 ноября 2012 в 16:42
+11
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 18.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер класс Открытка для любимой мамочки. Мамино солнышко
Цель мастер класса; Способствовать укреплению положительно эмоциональных связей между родителями группы, папами и детьми в ходе организации совместной...
Пособие для развития мелкой моторики (своими руками)
Изготовленное пособие я использую не только для развития мелкой моторики, но и для развития тактильных ощущений, закрепления основных цветов, величины,...
Стенгазета «Мамы разные нужны, мамы разные важны!»
Стенгазета «Мамы разные нужны, мамы разные важны! » Дети знают, что их мамы работают, но и мало знают где и кем. Так нам в голову и пришла идея, как...
Занятие по аппликации с элементами оригами «Снегирь»
а этой недели мы с детьми проходили тему "Зимующие птицы". Прочитали много интересной литературы. Рассматривали красочные иллюстрации. Выучили...
Сценарий развлечения «Доброта нужна всем людям»
Развлечение проводилось в "День психологического здоровья" в детском саду. Задачи: воспитывать у детей чувство сопереживания, сострадания, дружеского...